на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Механизм государства

Механизм государства

43

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина Теория государства и права

Реферат

по теме: «Механизм государства»

Подготовил:

Слушатель 454 группы

Зайцев А.А.

Белгород - 2008 г.

Вопросы

1. Понятие и назначение механизма государства.

2. Понятие и виды органов государства.

3. Структура государственного механизма Российской Федерации. Орга-ны государства и органы местного самоуправления.

4. Принципы организации и деятельности механизма государства.

5. Место правоохранительных органов в системе государственного меха-низма Российской Федерации.

Введение

Практическая способность государства оказывать управляющее воздейст-вие на общество и складывающиеся в нем отношения реализуется благодаря наличию у него разветвленной и функционально связанной системы специаль-ных органов и организаций, выступающих по сути материальным воплощени-ем, проводником государственной власти вовне. Для обозначения этой системы обычно используют понятие «механизм государства». Без указанного механиз-ма невозможно осуществить компетенцию государства, так как, несмотря на несходство режима и политики различных государств, любая степень «проник-новения» их в общественные отношения возможна только через функциониро-вание специальной системы органов и должностных лиц, позволяющей органи-зованно реализовать задачи и функции государства. Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства.

Вопрос 1. Понятие и назначение механизма государства

В научной литературе встречаются и иные термины, применяемые для обозначения того же государственного явле-ния, значение которых призвано выделить тот или иной аспект существующей системы государственной организации. Так, например, сторонники марксист-ского учения использовали понятие «государственная машина», подчеркивая, таким образом, способность государства к принуждению, другие авторы гово-рили о «структуре государства» и т. д.

Особое внимание следует обратить на соотношение часто встречающихся в литературе понятий «механизм государства» и «аппарат государства». Неко-торые ученые (М. И. Байтин, В. И. Новоселов, В. Н. Хропанюк и др.) считают их синонимами. В то же время широко распространена и иная точка зрения, со-гласно которой рассматриваемые категории не следует определять как иден-тичные. В этом случае понятие «механизм государства» оценивается как более широкое, чем понятие «государственный аппарат» (М. И. Абдулаев, С. А. Ко-маров, В. В. Копейчиков и др.).

В последнем случае механизм государства включает в себя всю систему государственных организаций, то есть организованных государством коллекти-вов людей, обеспечивающих политическое руководство и осуществление функций Российского государства. Государственные организации, образующие в своей совокупности механизм государства, в зависимости от существа стоя-щих перед ними задач (своего основного назначения) и вытекающих отсюда различий в компетенции, порядке образования, внутренней структуре и прочих, делятся на органы государства, государственные предприятия и учреждения.

К первой группе государственных организаций относятся структуры, осу-ществляющие властную, организационно-регулятивную деятельность. Их ос-новным назначением является осуществление государственного руководства как социальными институтами и отношениями вообще, так и подчиненными им государственными предприятиями и учреждениями (оперативное управление). Для этого органы государства наделены специальными государственно-властными полномочиями по руководству, которые находят свое выражение в их компетенции.

Государственные предприятия и государственные учреждения -- это такие государственные структуры, которые, находясь в сфере оперативного руково-дства государственных органов, практически осуществляют функции Россий-ского государства в сфере производственной деятельности (предприятия) или деятельности, непосредственно не связанной с созданием материальных ценно-стей, а направленной на оказание услуг населению в сфере науки, культуры, образования и т. д. (учреждения). Например, РАО ЕЭС России или какой-либо из вузов МВД России не являются органами государства. Это государственные организации (первое -- предприятие, второй -- учреждение), которые под ру-ководством государственных органов (соответствующих министерств и ве-домств) непосредственно реализуют в своей деятельности (первое -- в сфере материального производства, второй -- в сфере образования и научной дея-тельности) соответствующие функции Российского государства.

Особые роль и значение государственных органов как государственных организаций, осуществляющих в пределах своей компетенции государствен-ную власть и выполняющих функции государственного руководства в общест-ве, обусловливают их особое место в механизме государства. Именно органы государства в своей совокупности и составляют государственный аппарат в собственном смысле слова.

Таким образом, имеются два хотя и связанных между собой, но различных и самостоятельных понятия: понятие механизма государства как совокупности всех государственных организаций и понятие государственного аппарата, объе-диняющее собой одни лишь государственные органы.

В то же время нельзя не заметить, что экономические и политические пре-образования последних лет все более и более стирают грань между рассматри-ваемыми понятиями. Процессы приватизации, развития институтов граждан-ского общества и местного самоуправления привели к существенному умень-шению доли государственного участия в управлении производственными пред-приятиями и учреждениями социально-культурного назначения по сравнению с советским периодом истории. Государство стремительно освобождается от не-посредственного участия в отправлении хозяйственной деятельности и все бо-лее сосредотачивается на ведении управленческой, властно-распорядительной деятельности.

В результате охранительные, экономические, политические, социальные и иные функции и задачи выполнялись ранее и выполняются теперь не только государственными органами и организациями. Во всех этих сферах наряду с го-сударственными действуют частные и общественные организации и объедине-ния. Исторически на ранних этапах своего развития государство практически не вмешивалось в экономические и духовные сферы жизни общества. Но по-степенно государство усиливалось, крепло и брало под контроль всю жизнь общества. Наиболее характерно это было для абсолютных монархий. На раннекапиталистической стадии развития общества государство опять начинает вы-тесняться из экономической сферы. Теоретическое обоснование этот процесс получил в концепции «государство -- ночной сторож», по которой государству отводилась роль охранника, сторожа, а не участника свободного рынка. Со временем ситуация меняется и государство вновь начинает доминировать и вмешиваться во все сферы жизни общества. В тоталитарных государствах их роль становится абсолютной. Оно охватывает своим воздействием все сферы, является монопольным собственником и монопольным производителем. Ти-пичными представителями таких государств являются государства социалисти-ческого типа. В современных развитых обществах, институированных в право-вое и социальное государство, свободная частная инициатива и конкуренция сочетаются с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Участие в экономической деятельности для государства не является самоцелью, самодов-леющей функцией, а выступает средством для достижения социальных целей, для преодоления резких классовых различий и максимального развития творче-ских сил общества.

В различных современных государствах степень развития частной инициа-тивы и частной предпринимательской деятельности неодинакова и зависит от общественного строя, политических, экономических и исторических традиций, определяется национальной психологией, особенностями быта и многими дру-гими факторами. Частные и общественные организации и предприятия наибо-лее представлены в экономической, духовной и социальной областях, причем имеет место выраженная тенденция к расширению сфер их деятельности. На-пример, в традиционной для государственного внимания сфере правоохраны в настоящее время активно функционируют многочисленные негосударственные образования: частные детективные и охранные предприятия, объединения об-щественности по поддержанию общественного порядка и т. д.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных струк-тур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государствен-ных органов. К их числу следует отнести следующие.

1. Механизм государства -- это система государственных организаций, основанная на единстве принципов его формирования и деятельности, закреп-ленных в Конституции РФ, Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» и других нормативных правовых актах. Механизм государства характеризуется сложной системой, отражающей роль, которую играют в ней различные виды и группы (подсистемы) государст-венных органов, предприятий и учреждений, их соотношение и взаимосвязи друг с другом и с населением. За счет структурных связей и отношений между государственными органами и иными государственными организациями дости-гается единство указанной системы, ее целостность и динамичность, способ-ность выполнения широких функций, непосильных отдельным организациям. Связи и отношения носят различный характер и могут быть подразделены на правовые, этические, организационно-управленческие и иные. Заметим, что основной вид структурных связей государственной системы -- это правовые связи и отношения. Нормы права регламентируют по-рядок образования государственных организаций, принципы их деятельности, компетенцию, основы взаимоотношений между собой и т. д. Основной закон -- Конституция, образно говоря, представляет собой общую, принципиальную схему государственного механизма.

2. Значение структурных связей и отношений для механизма государства ог-ромно. Без внутренних структурных связей и отношений государственные ор-ганизации представляли бы собой неуправляемое скопление различных элемен-тов, не согласованных между собой, что исключало бы возможность полноцен-ного осуществления государственных функций.

Между государственным механизмом и функциями государства сущест-вует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов и организаций. Вместе с тем от функций государства зависит структура государ-ственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных государственных структур. Функция
всегда первична по отношению к выполняющей ее государственной организа-ции.

3. Функция -- это идея, вызывающая необходимость деятельности, ее на правление, в то время как государственная организация -- это та объективная сила, которая воплощает данную идею и материализует ее. Государственная функция -- это очень широкое направление деятельности, и она не может быть реализована какой-то одной государственной организацией. Поэтому функции государства в целом следует отличать от функций конкретных государствен-ных организаций, обусловленных их компетенцией и спецификой деятельно-сти.

4. Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками» (Ф. Энгельс), на которые опираются в своей деятельности отдель-ные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно госу-дарство. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные сред-ства, имущество, сооружения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. Последние хо-тя и выполняют текущую государственную работу, но сами органами государ-ства не являются. Их можно рассматривать как рабочий вспомогательный ап-парат, который хотя и не обладает властной силой, но играет важнейшую роль в подготовке и реализации государственных решений. Так, органы науки и об-разования опираются на разветвленную сеть общеобразовательных школ, лице-ев, гимназий, колледжей, вузов, правоохранительные органы -- учреждений обеспечения фактического принуждения, таких как учреждения исполнения на-казания, подразделения милиции не местах и т. д.

К рассмотренным «материальным придаткам» не относятся органы мест-ного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения. Их не следует смешивать. Они соотносятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.

5. Обязательным условием функционирования государственного меха-низма является соблюдение законности, предполагающей безусловное соблюдение и исполнение действующего законодательства представителями всех со ставных частей государственного механизма. Приоритет при этом должны иметь Конституция, федеральные конституционные и текущие законы РФ.

6. Государственный механизм действует на профессиональной и возмездной основе. Это означает, что каждая государственная организация представля-ет собой общность (коллектив) людей, осуществляющих свои функции посто-янно и получающих за свой труд заработную плату.

7. Государственные организации и государственные служащие воздейст-вуют на поведение людей, то есть формируют и поддерживают такие общест-венные отношения и с использованием таких методов, какие необходимы для
выполнения государством стоящих перед ним целей и задач.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.