на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Механизм государства
ажное значение в современных условиях приобретает и принцип научно-сти организации и деятельности механизма государства. В условиях постоян-ного усложнения стоящих перед государством задач реализация положений науки становится необходимым фактором повышения эффективности его деятельности.

Данный принцип включает в качестве составляющих такие требова-ния, как научная организация управленческого труда; использование научных методов при подготовке, формулировании и принятии соответствующих реше-ний; научный подход в вопросах подбора, подготовки и расстановки управлен-ческих кадров; внедрение передовых информационных и иных технологий; ис-пользование научного потенциала в выработке оптимальной структуры госу-дарственного аппарата, определении приоритетных направлений его деятель-ности и т. д.

Таким образом, принципы механизма государства не только раскрывают сущностную сторону его организации, но и служат определяющим ориентиром повышения эффективности его деятельности.

Вопрос 5. Место правоохранительных органов в системе государственного механизма Российской Федерации

Одним из наиболее важных направлений активности государства в целом, сохраняющим значение и актуальность на любом историческом этапе его развития, является деятельность по охране и поддержанию общественного порядка и безопасности. Статья 2 Конституции РФ, закрепляющая, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, вместе с тем устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. Таким образом, в Основном законе закрепляется исход-ное правило, по которому забота об охране, обеспечении и защите российского права и его основного ядра -- прав человека -- возлагается на все государст-венные органы, организации и их должностных лиц. Обеспечивая режим за-конности, реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государст-венные интересы, они тем самым участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений.

Однако для большинства государственных органов и организаций указан-ное направление деятельности является хотя и важным, но далеко не единственным. Обычно на первом плане у них стоят иные задачи: хозяйственные, культурные, социальные, -- для решения которых они и создаются. Отдельные правоохранительные функции государственные органы выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач. Так, Правительство РФ традиционно принято рассматривать как высший орган исполнительной власти, обеспечивающий прежде всего проведение в России единой политики в сфере экономики, финансов, культуры, образования, социального обеспечения и т. д., эффективность которой, как правило, и рассматривается как основной критерий опенки его деятельности. Менее заметными являются меры, предпринимаемые Правительством по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Хотя и они, исходя из компетенции Правительства (п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ), составляют одно из важных направлений его деятельности.

В то же время ряд государственных органов специально создаются и существуют главным образом для выполнения таких специфических задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различ-ных санкций к правонарушителям, восстановление нарушенного права и т. д. Именно данную категорию государственных органов принято называть правоохранительными.

До настоящего времени в российском законодательстве нет нормы, содер-жащей определение, основные признаки либо указание на виды правоохрани-тельных органов. Данный законодательный пробел восполняется юридической наукой, в которой выработан ряд критериев, характеризующих место и роль правоохранительных органов в системе государственного механизма России. К ним следует отнести следующие:

1. правоохранительные органы уполномочиваются для осуществления своей деятельности законом; чаще всего это закон, специально посвященный задачам, организации и компетенции этого органа (например, Федеральный за- кон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. для органов прокуратуры, Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. для органов ми-лиции и т. д.);

2. свою деятельность правоохранительные органы осуществляют только в пределах установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил и процедур само по себе является правонарушением и карается юридической от-ветственностью;

3. в процессе своей деятельности правоохранительные органы используют властные полномочия и активно применяют государственное принуждение;

4. законные и обоснованные решения правоохранительных органов под-лежат обязательному исполнению; их неисполнение лицами либо органами, которым они адресованы, влечет дополнительную ответственность.

Достаточно дискуссионным сегодня является вопрос о круге органов и ор-ганизаций, подпадающих под категорию «правоохранительные органы». От-сутствие четкой правовой регламентации данного вопроса вызывает к жизни достаточно широкий спектр мнений, иногда абсолютно полярных, по данному вопросу.

Значительное число ученых и практиков (В. П. Божьев, Л. К. Савюк и др.) предлагает употреблять термин «правоохранительные органы» в достаточно широком смысле, применяя его ко всем государственным и негосударственным структурам, основная функция которых состоит в обеспечении законности, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина. В этом случае к правоох-ранительным органам относят суды, прокуратуру, органы внутренних дел, ор-ганы обеспечения безопасности (Совет безопасности, ФСБ и т. д.), таможенные органы, органы юстиции, нотариат, адвокатуру, частные детективные и охран-ные предприятия, Уполномоченного по правам человека и др.

Не меньшую поддержку имеют и более узкие трактовки рассматриваемой категории. Некоторые авторы исключают из числа правоохранительных орга-нов суды на том основании, что они, являясь органами судебной власти, не мо-гут быть включены в одну типологическую группу со структурами, традицион-но олицетворяющими силу и мощь исполнительной власти (органы внутренних дел, безопасности и т. д.), от которой суды должны быть независимы. Хотя нельзя забывать и отрицать того обстоятельства, что суды в своей практической деятельности занимаются непосредственной охраной права. Ведь именно в су-ды обращаются граждане в поисках защиты своих прав, именно суды оконча-тельно разрешают споры о праве между государственными органами и т. д. По-этому, учитывая принадлежность судов к самостоятельной ветви судебной вла-сти, их следует скорее не исключать из числа правоохранительных органов, а рассматривать в качестве органов с особым статусом, стоящих на вершине пи-рамиды всей системы правоохранительных органов.

Достаточно распространено также мнение, что единым наименованием «правоохранительные органы» нельзя объединять государственные органы и негосударственные (общественные или частные) структуры. Очевидно, что они имеют разную юридическую природу и, как следствие, различную способность к применению государственной власти и принуждения (у государственных ор-ганов такая способность есть, у негосударственных -- нет). Поэтому вполне справедливо предлагается именовать их по-разному, например правоохрани-тельные органы -- для государственных органов, правоохранительные органи-зации -- для негосударственных структур (Э. П. Григонис, А. П. Гуляев и др.).

С учетом сказанного могут быть выделены следующие группы правоохра-нительных органов.

1. Суды РФ

Подробнее о судах РФ см ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

. Прокуратура РФ -- единая федеральная централизованная система ор-ганов и учреждений, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также иные функции, закрепленные в Федеральном законе «О проку-ратуре РФ» от 17 декабря 1992 г. (с последующими изменениями и дополне-ниями), в том числе уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.-

3. Система органов по борьбе с преступностью. Это условное название объединяет ряд относительно однородных по своей юридической природе и характеру деятельности государственных органов, к числу которых следует отне-сти органы внутренних дел и внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, таможенные органы, службу судебных приставов, органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органы охраны основ конституционного строя и безо-пасности государства (ФСБ России, органы государственной охраны и т. д.). Последние изменения российского законодательства См.: Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательного акта Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления в сфере защиты и охраны Государственной границы РФ» от 11 февраля 2005 г. // Российская газета. -- 2005. - 11 марта.

позволяют отнести к дан- ном категории правоохранительных органов и те государственные структуры, которые прежде было принято называть «пограничные войска». Новый закон называет эти структуры «пограничные органы» и наделяет их рядом полномо-чий, характерных для остальных органов по борьбе с преступностью. Все вышеназванные органы обладают рядом общих, существенных при-знаков. Например, все они непосредственно осуществляют функцию борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, используя при этом особые пре-дусмотренные законом формы и методы: оперативно-разыскную деятельность, предварительное расследование уголовных дел и т. д. Все названные органы являются военизированными и вооруженными. Для лиц, занимающих в них должности, установлены особый порядок прохождения службы, специальные или воинские звания, особый порядок внутрислужебных отношений и т. д. На-личие этих атрибутов и компетенции, предполагающей возможность примене-ния в своей деятельности крайних форм государственного принуждения, ору-жия и специальных средств, дает повод называть подобные органы в научной и публицистической литературе «полицейскими» либо «силовыми».

Признак вооруженности роднит правоохранительные органы с Вооружен-ными силами, но их необходимо различать. Согласно Закону РФ «Об обороне», Вооруженные силы РФ являются государственной военной организацией, со-ставляющей основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения за-дач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Та-ким образом, правоохранительная деятельность, поддержание общественного порядка и безопасности не входят в круг основных задач Вооруженных сил.

Заключение

Система государственных органов сильно подвержена процессам реформирования и преобразования. Качествен-ные изменения в динамике роста различных видов отношений, постоянная оценка эффективности деятельности тех или иных органов, иные причины по-буждают руководство страны к поиску наиболее целесообразных форм органи-зации общества, что, в частности, выражается в обра-зовании новых и ликвидации прежних органов, изменении внутренней структу-ры действующих органов и т. д. Например, говоря о правоохранительных органах, проявлениями этих процессов явились, в част-ности, образование, а затем ликвидация органов налоговой полиции, образова-ние службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков, переориентация деятельности пограничных органов, проходящее в настоящее время реформи-рование Министерства внутренних дел и др.

Список использованной литературы

1. Андреев А. В., Карасев А. Т. Представительная власть в субъектах Рос-сийской Федерации: общее и особенное // Правоведение. -- 2003. -- №1 .
2. Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. -- 1 996. -- № 3.

3.Барнашев А. М. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. -- Томск, 1988.

4. Барсенков А. С., Корецкий В. А. Федеральное Собрание Российской Федерации--М., 1997.

5. Бородни С. В., Кудрявцев В. Н. О судебной власти в России // Государство и право. -- 2001. -- № 10.

6. Гранкин И. В. Парламент России. -- М., 1 999.

7. .Гребенченко С. Ф., Давыдов В. П. Разделение власти в России// Социально-гуманитарные знания. -- 2003. --№ 5

8. Григонис Э. П. Механизм государства: традиционное понимание и но-вые интерпретации термина // Вестник Санкт-Петербургского университета МИД России. -- 1999. -- № 1.

9. Исполнительная власть в Российской Федерации. -- М., 1998.

10. Копеичиков В. В. Механизм советского государства. -- М., 1 968.

11. Косолапов М. Ф. Конституционный механизм взаимодействия законо-дательной и судебной власти в Российской Федерации // Правовая политика и Припомни жизнь. -- 2002. -- № 1.

12. Нарутто С. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного принципа единства системы государственной власти в Российской Федерации // Правоведение. -- 1 999. -- № 4.

13. Президент РФ в системе разделения властей / Под ред. В. И. Радченко. Саратов. 1996.

14. Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Феде-рации конституционные основы организации и деятельности. -- М., 1998.

15. Сахаров Н. А. Институт Президентства в современном мире. -- М., 1994.

16. Черепанов В. А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. -- 2003. - №9.

17. Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. -- М., 1995.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.