на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Механизм государства
реди общих принципов, в свою очередь, следует выделять те, которые выражают социально-политическую сущность механизма государства в демо-кратическом обществе (гуманизм, разделение властей и др.), и те, которые имеют преимущественно организационное значение, в той или иной мере при-сущи любому государству, ибо выражают технологию его организации и дея-тельности (субординация и координация, сочетание коллегиальности и едино-началия и некоторые другие).

В числе ведущих принципов организации и деятельности механизма со-временного демократического государства можно выделить: демократизм, за-конность, гуманизм, разделение властей, профессионализм, федерализм (учи-тывая специфику Российского государства).

1. Демократизм. В самом широком значении демократия означает особый режим социально-политической жизни, характеризующийся широким привле-чением всех граждан государства к управлению государством. В демократиче-ском обществе источником государственной власти признается народ. Поэтому данный принцип можно еще назвать народовластием. Все граждане признаются полноправными субъектами политических отношений и могут как непосредственно, так и через своих представителей участвовать в формирова-нии органов государственной власти, определять их структуру, задачи, функ-ции и т. д.

В качестве принципа организации и деятельности механизма государства демократизм требует: во-первых, чтобы названный механизм, прежде всего высшие органы государственной власти, формировался непосредственно граж-данами или их представителями; во-вторых, чтобы его деятельность выражала волю и интересы всех граждан государства, или по крайней мере их большинства; в-третьих, чтобы она осуществлялась открыто и гласно, была подкон-трольна обществу (народу).

В Российской Федерации принцип демократизма закреплен в качестве ос-новополагающего конституционного положения в ряде статей. В частности, в ст. 1 Конституции провозглашается, что Россия есть демократическое государ-ство. В ст. 3 закреплено, что носителем суверенитета и единственным источни-ком власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через референдум и сво-бодные выборы, а также через органы государственной власти и органы мест-ного самоуправления.

2. Законность -- это требование строгого и неуклонного соблюдения зако-нов всеми субъектами права. Принцип законности неразрывно связан с демо-кратией, с утверждением демократических начал в общественной жизни и по-литике. Законность возможна только в демократическом обществе. Но, с дру-гой стороны, именно реальный режим господства закона и является важнейшим показателем демократичности общества.

В деятельности механизма государства названный принцип имеет особое значение. Связано это с тем, что государственная власть не только сама должна серого следовать закону, но и служить гарантом соблюдения законов другими субъектами права (гражданами, общественными организациями). На государстве лежит обязанность укрепления законности и правопорядка в обществе, обес-печения и защиты прав и свобод личности.

Применительно к деятельности механизма государства законность высту-пает не только одной из руководящих идей, но и важнейшим методом государ-ственного управления обществом, который отражает особое место права, юридических средств в механизме осуществления политической власти.

Законность прежде всего требует, чтобы порядок формирования, структура и полномочия государственных органов строго отвечали конституции и иным [иконам. С позиций законности недопустимо создание органов, не предусмот-ренных законом, или наделение их какими-либо особыми, чрезвычайными властными полномочиями, не вытекающими из закона. Разрешено лишь то, что прямо предусмотрено законом, -- таково требование к деятельности механизма государства в правовом демократическом обществе. Это положение сущест-венно ограничивает возможности произвола со стороны властных структур, ставит их в подчиненное положение к праву.

Принцип законности лежит в основе правотворческой и правопримени-тельной деятельности государства. В первом случае речь идет о том, что право-творческая деятельность должна осуществляться в соответствии с установлен-ной процедурой и в рамках предоставленных субъекту правомочий (формаль-ный аспект), а принимаемые нормативные акты должны соответствовать конституции и иным основополагающим законам государства, нормам междуна-родного права, правам и свободам личности (содержательный аспект). В сфере правоприменения органы и должностные лица государства обязаны соблюдать действующие юридические нормы и следить за тем, чтобы и другие субъекты общественных отношений действовали в соответствии с их предписаниями.

Принцип законности закреплен в Конституции РФ (ст. 15) и других норма-тивных правовых актах.

3. Гуманизм -- это совокупность взглядов, выражающих уважение досто-инства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о соз-дании благоприятных для человека условий жизни. В качестве оформившегося идейного движения гуманизм сложился в эпоху Возрождения (XV--XVI вв.) и оказал огромное влияние на становление таких ценностей, как свобода, равен-ство, признание самоценности каждой личности и т. д. С точки зрения указан-ного принципа, вся государственная политика, деятельность всех звеньев механизма государства должны быть направлены на обеспечение прав и свобод личности, безопасности человека, создание условий, обеспечивающих достой-ное существование людей. Основная идея гуманизма: человек есть цель, а не средство. Следовательно, никакая антигуманная политика не может оправды-ваться, например, потребностями строительства коммунизма, издержками ры-ночной экономики и т. д. Любое социально значимое решение государственной власти должно оцениваться с точки зрения его соответствия интересам лично-сти, тем основополагающим правам и свободам человека, которые закреплены в Конституции и признаны международным правом.

Принцип гуманизма закреплен в Конституции России (ст. 2) в качестве центрального положения, определяющего основы конституционного строя Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда-нина -- обязанность государства». Наиболее остро сегодня стоит проблема практической реализации данного принципа в деятельности органов государст-венной власти.

4. Разделение властей. Исторически идея разделения властей выросла из опыта абсолютистских форм правления и была направлена прежде всего на ог-раничение произвола и злоупотреблений со стороны политической власти. Обосновывая своеобразное разделение управленческого труда, она, кроме того, стала теоретической основой для формирования более эффективных форм го-сударственного правления в изменившихся социально-экономических, полити-ческих и духовных условиях.

Данный принцип означает, что различным орга-нам государства поручается выполнять разные функции по управлению госу-дарством: парламенту -- принимать законы, правительству -- обеспечивать их исполнение на всей территории государства, судам -- осуществлять контроль за соблюдением законов и привлекать нарушителей к ответственности. В соот-ветствии с данным принципом (ст. 10 Конституции РФ) каждая ветвь государ-ственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) наделяется стро-го определенным кругом полномочий и не вправе произвольно вмешиваться в сферу ведения других властей. То есть создается так называемая система сдержек и противовесов. Так, например, в соответствии с принципом разделения властей президент не может принимать законы, но вправе наложить отлага-тельное вето на законы, принятые парламентом. Парламент со своей стороны может преодолеть вето президента, но для этого требуется квалифицированное большинство голосов, то есть процедура принятия усложняется. Законодательные возможности парламента также не являются безграничными. Они сущест-венно ограничены самой Конституцией, которая определяет компетенцию пар-ламента, а также нормами и принципами международного права. Кроме того, в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законами, Конституцион-ный Суд может признать принятый парламентом закон неконституционным и лишить его юридической силы, что также оказывает значительное сдерживаю-щее воздействие на законотворческий орган.

5. Профессионализм включает два основных аспекта: во-первых, он означает, что граждане, занятые в сфере государственного управления, работают в государственных органах на постоянной основе, то есть указанная деятельность является их основной профессией; во-вторых, что по своим морально- психологическим и деловым качествам, по своему опыту и знаниям они могут выполнять возложенные на них функции в государственном аппарате. В демо-кратическом обществе всем гражданам предоставляется равный доступ к госу-дарственной службе, а основными критериями отбора выступают их деловые и морально-психологические качества, образование, опыт и т. д., а не социальное происхождение, связи, имущественное положение и т. п.

Оба аспекта имеют важное значение и, как правило, находят свое юриди-ческое закрепление в соответствующих нормативных актах. В частности, Кон-ституция РФ (п. 3 ст. 97), закрепляет положение о том, что депутаты Государ-ственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, запрещает им находиться на государственной службе или совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Что касается деловых качеств лиц, занятых на госу-дарственной службе, их квалификации и т. д., то и здесь законодатель устанавливает определенный минимум требований, которым должен соответствовать претендент на занятие государственной должности. Например, судьей может ныть лишь такой гражданин, который, в частности, имеет высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. По-добные требования являются необходимыми юридическими предпосылками, которые в комплексе с иными факторами обеспечивают реализацию принципа профессионализма в организации и деятельности механизма государства.

6. Федерализм. Данный принцип является специфичным для государств с федеративной формой устройства. По своей сути он означает, что единая госу-дарственная власть разделяется на два уровня -- федеральный и местный (субъектов федерации) -- при ведущей роли федерального центра. Характер взаимоотношений между указанными властями, а также сфера их ведения и полномочий определяются конституцией, иными законами и договорами. Согласно Конституции России (п. 3 ст. 5) федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы го-сударственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

С точки зрения оптимальной организации механизма современного госу-дарства и его эффективного функционирования важное значение имеют также такие организационные принципы, как субординация и координация, сочетание коллегиальности и единоличных начал, экономичность, научная обоснован-ность и некоторые другие.

Принципы субординации и координации являются необходимыми предпо-сылками эффективного функционирования механизма государства как единой системы. Принцип субординации предполагает соподчиненность нижестоящих органов и должностных лиц государства вышестоящим, их обязанность выпол-нять распоряжения последних и нести перед ними ответственность за качество и своевременность их исполнения. Координация является важным организаци-онным условием согласованного функционирования различных звеньев меха-низма государства, обеспечивая их взаимодействие при решении единых обще-государственных задач. Например, эффективное осуществление государством экономических реформ или мероприятий по охране окружающей среды, защите прав личности от преступных посягательств и т. д. требует, как правило, согла-сованного совместного участия всех органов государственной власти -- и зако-нодательной, и исполнительной, и судебной.

Принцип сочетания коллегиальных и единоличных начал также имеет об-щее значение и проявляется как в органах, действующих по преимуществу на началах коллегиальности, так и характеризующихся единоначалием. Например, Правительство РФ действует как коллегиальный орган, но вместе с тем ряд во-просов решаются председателем Правительства единолично. С другой стороны, скажем, Прокуратура РФ представляет собой пример государственного органа, деятельность которого строится на началах единоначалия. Однако и здесь есть элементы коллегиальности. Так, в частности, в органах прокуратуры действуют коллегии, которые являются совещательными органами и на основании их ре-шений соответствующие прокуроры издают свои приказы. Сочетание указан-ных начал в деятельности механизма государства повышает его эффективность.

Как известно, механизм государства содержится обществом за счет средств, которые поступают от граждан и организаций в виде налогов и иных сборов в государственный бюджет. По отношению к обществу указанный ме-ханизм занимает подчиненное, служебное положение, и существование в его структуре тех или иных органов оправдано лишь в той мере, в какой реально обусловлено потребностями общества. В противном случае механизм государ-ства превращается в своеобразного иждивенца, паразитирующего за счет обще-ства и ничего не дающего ему взамен. Такая ситуация имеет место, например, тогда, когда создаются государственные органы или вводятся новые государст-венные должности без ясного понимания их функций, когда различным орга-нам государства поручается выполнять по сути одни и те же задачи и т. п. Во всех указанных и им подобных случаях игнорируется один из важных прин-ципов организации и деятельности механизма государства: принцип экономич-ности государственной службы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.