на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Механизм государства
числе органов обеспечивающих выполнение Президентом РФ его функ-ции необходимо упомянуть также Совет Безопасности -- совещательный орган, действующий на основе Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безо-пасности» и осуществляющий подготовку решений по вопросам безопасности личности, общества и государства. Данный орган на основании п. «ж» ст. 83 Конституции РФ формирует и возглавляет Президент РФ. В его состав по должности входят министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, юстиции и ряд руководителей иных министерств и ведомств РФ, большинство из которых принято называть «силовыми» структурами.

Не умаляя значения иных ветвей власти, следует признать, что первой среди равных, несомненно, является законодательная власть. По Конституции ей отведено особое место, поскольку ее прерогативой является разработка и при-нятие законов, на которых строится организация и деятельность всего государства. Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнитель-ной власти, на их основе функционирует судебная система. Следовательно, в «тройственном союзе» государственной власти Парламент как выразитель за-конодательной власти выступает в роли основополагающего органа, наделен-ного правом влиять на каждого из них.

Современный парламент -- это высший орган народного представительства, выражающий волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом путем принятия законов, и осуществляю-щий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц государства.

Парламент Российской Федерации -- Федеральное Собрание -- является постоянно действующим законодательным органом государственной власти. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру. Одна из палат -- Госу-дарственная Дума -- представляет весь народ страны в целом и является постоянно действующей палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. Другая палата -- Совет Федерации -- состоит из представителей каж-дого субъекта РФ. Он призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния.

Помимо законотворчества, значительное место в компетенции парламента занимает деятельность, связанная с формированием высших звеньев государст-венного аппарата. Совет Федерации назначает выборы Президента Российской Федерации и отрешает его от должности, назначает на должность судей Кон-ституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Феде-рации, назначает на должность и освобождает от нее Генерального прокурора Российской Федерации, а также заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Государственная Дума дает согласие Президен-ту России на назначение Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, назначает на должность и освобождает от нее Председателя Центрального банка России, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека.

Система органов законодательной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и положениями, установленными Федеральным законом от 22 сентября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и ис-полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера-ции». Органы законодательной власти субъектов РФ могут иметь различные структуру, полномочия, порядок формирования, а также названия, отражающие национальную и историческую самобытность территорий (например, Саратовская областная Дума, Законодательное собрание Тверской области и т. д.).

Исполнительная власть. Органы данной ветви российской власти выпол-няют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. В переходный период их система постоянно меняется по многим параметрам. Ведется поиск наиболее эффективной модели государственного управления.

Исполнительная власть -- это государственная власть, которая предпола-гает наличие особых звеньев государственного аппарата, деятельность которых направлена на реализацию общих норм, установленных субъектами законода-тельной власти в целях регулирования различных сторон общественной жизни.

Согласно Конституции (ст. 110) исполнительную власть Российской Феде-рации осуществляет Правительство. Являясь федеральным органом исполни-тельной власти, обладающим общей компетенцией. Правительство России при-звано возглавлять всю систему органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятельность.

Правительство РФ -- коллегиальный орган. В его состав входят Председа-тель Правительства, заместитель(-ли) Председателя Правительства и федераль-ные министры. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Полномочия Правительства закреплены в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, социального обеспечения, экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, проводит меры по обеспечению обороны страны, государствен-ной безопасности, реализации внешней политики РФ, проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, реализует иные полномочия.

Правительство РФ руководит работой и контролирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти, образуемых на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В настоящее время в систему федеральных органов исполнительной власти РФ входят:

1) (федеральные министерства (например, Министерство внутренних дел, ни ислам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.) -- это федеральные органы исполнитель-ной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также координирующие в случаях, определенных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в лип сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр РФ;

2) федеральные службы (например, Служба внешней разведки РФ, Феде-ральная служба безопасности РФ и др.) -- это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, Государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель федеральной службы;

3) федеральные агентства. Агентство -- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функ-ции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции за исключением функции по контролю и надзору. Агентство возглавляет руководитель федерального агентства.

Согласно ст. 77 Конституции система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и с общими принципами, установленными вышеуказанным Федеральным законом от 22 сентября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера-ции. Исполнительная власть в субъектах РФ может принадлежать различным по названию органам: областным или краевым администрациям, правительст-вам и т. д., которые могут возглавляться различными должностными лицами (президентами республик, губернаторами, главами администраций и т. д.).

Судебная власть -- еще одна из ветвей власти, она самостоятельна и дей-ствует независимо от законодательной и исполнительной властей. Она необхо-дима для осуществления правосудия, для разрешения возникающих в обществе споров, для наказания лиц, совершающих противоправные поступки. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроиз-водства. Современная судебная система Российской Федерации образована на основе Федерального конституционного закона «О судебной системе в РФ» от 31 декабря 1996 г. и включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся три блока судов: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ.

Конституционный суд РФ рассматривает дела, связанные с охраной Кон-ституции РФ, и дает толкование ее норм. Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным де-лам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятель-ностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший арбит-ражный суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономи-ческих споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществ-ляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судеб-ный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъ-ектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Отсюда следует, что действующие в нашей стране различного рода орга-низации, содержащие в своем названии слово «суд», как-то: суды чести в Воо-руженных Силах, товарищеские суды, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ и т. п. -- в судебную систему нашей страны не вхо-дят и судебной властью не обладают. В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо ус-танавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычай-ных судов.

Органы местного самоуправления образуют собой еще один уровень пуб-личного управления обществом. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации -- это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из инте-ресов населения и с учетом исторических и иных местных традиций. Круг во вопросов местного значения достаточно обширен. В то же время в некоторых случаях на основании закона Российской Федерации или ее субъекта органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями по решению вопросов, выходящих за рамки вопросов местного значения, с передачей необходимых для их выполнения материальных и финансовых средств.

Следует особо подчеркнуть закрепленное в Конституции РФ (ст. 12) и те-кущем законодательстве положение о том, что органы местного самоуправле-нии не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своих полномочий, например в вопросах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, формирования и исполнения местных бюджетов и т. д. При этом нельзя не отметить, что в массовом сознании российского населения идея местного самоуправления зачастую еще не находит адекватного отражения: многие граждане до настоящего времени продолжают нередко отождествлять органы местного самоуправления с государственными органами.

Осуществление местного самоуправления гражданами Российской Федерации может происходить в различных формах: посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Система органов местного самоуправления в территориальных образованиях определяется населением самостоятельно с учетом исторических и местных традиций, поэтому как законодательные, так и исполнительные органы местного самоуправления могут иметь различные названия, структуру, штатную численность и т. д.

Вопрос 4. Принципы организации и деятельности механизма государства

Принципы организации и деятельности механизма государства -- это руководящие (исходные, отправные) идеи, которые выражают социально-политическую сущность, и назначение указанного механизма и лежат в основе его формировании функционирования. Будучи закрепленными в конституции и других источниках права, принципы механизма государства приобретают значение основополагающих правовых требований, которым должна соответствовать его организация и деятельность.

Принципы механизма государства имеют свои особенности, отличаются в разных странах и зависят от исторического типа, особенностей политического режима, специфики формы государственного устройства и других факторов. Так, например, свои принципы организации и деятельности присущи механиз-му демократического и тоталитарного, феодального и буржуазного, унитарного и федерального государства и т. д. Поэтому в данном параграфе речь пойдет только о принципах организации и деятельности механизма современного де-мократического государства.

Традиционно указанные принципы подразделяют на общие (характерные для механизма государства в целом) и частные (являющиеся специфичными для отдельных видов органов государства). Принцип законности, например, имеет общее значение, лежит в основе формирования и деятельности всего го-сударственного механизма. В то же время каждый орган государства создается для реализации определенных задач, и его деятельность строится на основе ря-да специфичных принципов. В частности, важнейшим принципом организации и деятельности органов прокуратуры является централизм, предполагающий жесткое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О прокура-туре Российской Федерации»). Основными принципами деятельности Консти-туционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиаль-ность, гласность, состязательность и равноправие сторон (ст. 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Общее положение таково, что частные принципы в конечном счете вытекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.