Милиция как система органов исполнительной власти
3 ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ §1. Правовое положение органов исполнительной власти §2. Взаимоотношение с другими органами власти §3. Виды органов исполнительной власти ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬ МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИЛИЦИИ И ЕЁ ПОЛНОМОЧИЯ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. §1. Криминальная милиция. §2. Милиция общественной безопасности ГЛАВА IV. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" . Термин «милиция» (от латинского "militia" -- войско) берет свое начало еще из древних времен. В России же он применяется с 1917 года. Однако данное определение давно смущает наших иностранных партнеров, поскольку на международном военном языке это слово означает "народное ополчение, собираемое на время войны". Название -- "полиция" - более характерно для зарубежных стран (от греческого "роliteia" -- управление государством, администрация). Более того, по мнению отдельных авторов, вместо милиции нужна именно полиция, ориентированная на совершенно иные ценности. И действительно, проведенные за последние несколько лет различные опросы общественного мнения показывают, что российская милиция переживает глубокий кризис легитимности: граждане России не доверяют собственным правоохранительным органам. По данным одного из опросов более 50% респондентов оценивали работу милиции как плохую или очень плохую. 30% считали, что милиция озабочена прежде всего защитой собственных интересов вместо того, чтобы защищать интересы граждан, в то время как 15% полагали, что милиция работает главным образом на мафию. По данным НИИ МВД, около 60% потерпевших не хотят обращаться в милицию, так как видят в ней не защитника, а источник повышенной опасности. По данным одного из московских опросов, 43% москвичей предпочли бы не иметь дело с милицией ни при каких обстоятельствах, в том числе открыть дверь сотрудникам милиции; 37% испытывали перед милицией такой же страх, как перед преступниками. В данной курсовой работе мы не ставим целью рассмотреть объективные факторы, обусловливающие негативное состояние взаимоотношений милиции и граждан по поводу выявления, регистрации и учета преступлений, условия, способствующие укрывательству в милиции заявлений и сообщений о преступлениях, т.к. это больше проблема социальная и морально-этическая (а в какой-то мере и экономическая), нежели административно-правовая. Отсюда, цель данного исследования сводится к рассмотрению именно правовой организации функционирования органов милиции в рамках курса административная деятельность и раскрыть полномочия милиции как систему органов исполнительной власти в Российской Федерации - это и будет являться целью курсовой работы. Милиция - особая правоохранная структура, имеющая задачи и полномочия, отличные от других служб. Итак, у данной курсовой работы следующие задачи: - рассмотреть комплекс законодательства о милиции и понятие органов исполнительной власти в Российской Федерации; - исследовать понятие милиции, как систему органов исполнительной власти; - проанализировать структуру МВД России; - раскрыть содержание полномочий милицейских органов. ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным: а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной орга-низации, не является ее структурным подразделением; б) функционально. Его главное назначение -- осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, администра-тивно-политической сферах жизни общества в соответствии с ус-тановленным для него профилем функций; в) юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закреп-ленную правовыми актами, не производную от компетенции како-го-либо иного органа. Понятие органов исполнительной власти производно от прин-ципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти, связано с самой ее сутью на-столько, что часто такие органы сами по себе не без оснований при-знаются исполнительной властью (например, утверждается, что исполнительная власть -- "система органов государственного управ-ления (правительство, министерства и т. д.)" Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ-ным путем, образован Комитет РФ по финансовому мониторингу в качестве федерального органа исполнительной власти, в новой форме, не предусмот-ренной Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2000. . Органы исполнительной власти своей государственной приро-дой отличаются от органов исполнительной власти местного само-управления, а по функциональному назначению -- от органов других ветвей государственной власти, а также от организаций, кото-рые как таковые не являются субъектами управления (государ-ственных предприятий, учреждений). §1. Правовое положение органов исполнительной власти Правовое положение органов исполнительной власти во мно-гом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно феде-ральные) все в большей степени становятся органами политического руководства в установленных сферах, ибо их функции государствен-ного управления в принципе отделены от функций непосредствен-ного управления хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Основы современного правового статуса органов исполнитель-ной власти в целом могут быть охарактеризованы незначительным числом общих позиций. Исходным является тот факт, что, представ-ляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они поль-зуются относительной юридической самостоятельностью в осуществ-лении исполнительной власти и в отношениях с субъектами пред-ставительной и судебной властей. В период, предшествовавший введению института Президент-ства в РФ и провозглашения Конституции РФ 1993 г., органы го-сударственного управления находились в жесткой зависимости от представительных органов государственной власти. Ведущие зве-нья этих органов (Советы Министров, министерства, государствен-ные комитеты, исполкомы местных Советов) образовывались и уп-разднялись представительными органами, были подотчетным и под-контрольным им исполнительным аппаратом. Влияние судов общей юрисдикции и государственных арбит-ражей на состояние законности в сфере государственного управле-ния было незначительным, ограниченным узкой сферой подведом-ственных им дел и форм реагирования на ее нарушения. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002 Затем шли расширение полномочий Президента РФ в облас-ти организации и направления деятельности органов исполнитель-ной власти с одновременной дезорганизацией ее системы в целом, а также действовала тенденция усиления влияния судебной влас-ти на законность в деятельности органов государственного управ-ления и их должностных лиц. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997 с.985 §2. Взаимоотношение с другими органами власти Органы исполнительной власти получили значительные воз-можности влиять на правотворческую деятельность представитель-ных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение пра-вовых актов, предоставленное главам администраций краев, обла-стей и др. субъектов). Расширена подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражных судов, возникающих в сфере государственного управления, например, расширены основания для отмены указанными судами неправомерных актов органов испол-нительной власти. Взаимодействие органов исполнительной власти с представи-тельными (законодательными) и судебными органами является не-обходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (со-гласительные комиссии, заслушивание информации должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях представитель-ных органов и т. д.). В палатах Федерального Собрания и Консти-туционном Суде РФ имеются полномочные представители Прези-дента РФ, а в указанных палатах -- также представители Пра-вительства. Достаточно обширны и разнообразны отношения органов испол-нительной власти с представительными (законодательными) и су-дебными органами, возникающие вне связи с выполнением ими кон-ституционных функций, например, по вопросам материально-тех-нического обеспечения и охраны деятельности представительных (законодательных) и судебных органов. Однако органы исполнительной власти самостоятельны, осуще-ствляя специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является, как уже отмечалось, исполнительной и распорядительной. В соответствии с законода-тельством эти органы обладают государственно-властными полно-мочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но они самосто-ятельны только в пределах, очерченных правом. К ним не приме-няется принцип "разрешено все, что не запрещено". Из правовых актов вытекает общее правило: каждый орган исполнительной власти действует в пределах установленной ему компетенции, в определенном порядке и в установленных правовых формах, хотя бы на этот счет и не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия. Органы исполнительной власти находятся на бюджетном фи-нансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обла-дают гражданской правоспособностью. Права органов исполнительной власти гарантируются Консти-туцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, другими нор-мативно-правовыми актами, устанавливающими их статус. В каче-стве их организационных гарантов являются президенты, органы, решающие вопросы образования соответствующих органов; органы прокуратуры. Защита прав органов исполнительной власти может быть предметом разбирательства судебных органов. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. - М.: БЕК, 1999. - С.67. Слабым местом в статусе органов исполнительной власти яв-ляется неопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности. §3. Виды органов исполнительной власти Данные органы можно классифицировать по ряду признаков и прежде всего в зависимости от государственного устройства, орга-низационных форм, характера компетенции, порядка решения под-ведомственных вопросов. В соответствии с федеративным государственным устрой-ством различаются федеральные органы исполнительной власти и органы, исполнительной власти субъектов РФ, республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Пе-тербург), автономной области и автономных округов. По организационно-правовым формам различаются: а) правительства; б) советы министров; в) кабинеты министров; г) министерства; д) государственные комитеты; е) комитеты; ж) служ-бы; з) главные управления; и) инспекции; к) агентства; л) департаменты; м) администрации; н) мэрии; о) отделы и др. Организационные формы органов исполнительной власти сами по себе не всегда определяют их место, назначение, характер ком-петенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения под-ведомственных им дел. Часто эти параметры закрепляются в нор-мативно-правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов. Организационные формы и основы статуса федеральных орга-нов исполнительной власти определены Указом Президента Россий-ской Федерации от 14 августа 1996 г. "О системе федеральных ор-ганов исполнительной власти" Положение о Территориальном управлении Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Утв. приказом Министерства от 17 ноября 1999 г. // Российская газета. 2000. . Ими являются министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполни-тельной власти: государственные комитеты РФ, федеральные ко-миссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России. Впредь запрещено создание феде-ральных органов исполнительной власти Российской Федерации иных наименований и с иным статусом, чем это предусмотрено данным указом.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|