на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Милиция как система органов исполнительной власти
p align="left">Администрации -- органы исполнительной власти краев, об-ластей, автономной области, автономных округов.

Органами этих администраций являются департаменты, главные управления (управления), отделы. Перечни и формы ор-ганов администраций определяются соответствующими субъекта-ми самостоятельно. Среди них различаются отраслевые, межотрас-левые органы.

Действующие нормативно-правовые акты, касающиеся органи-зационных форм органов исполнительной власти, имеют тот недо-статок, что иногда в одной и той же форме создаются органы ис-полнительной власти и образования, которые к ним не относятся. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. созданы Федеральная медицинская служба гражданской обороны, Федеральная противопожарная служба гражданской обороны и др., которые не относятся к федеральным орга-нам исполнительной власти.

По характеру компетенции выделяются органы общей, отрас-левой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. - С. 59.

Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культур-ное развитие. К ним относятся правительства (Совет Министров, Кабинет Министров), администрации субъектов Российской Феде-рации и др.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения, Министерство здравоохранения и др.

Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специ-ализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказы-вающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство промышленности, науки и технологии РФ); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого зна-чения (например, Министерство труда и социального развития РФ); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (на-пример, Российское агентство по патентам и товарным знакам). Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002. - С. 167.

Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориаль-ные, межтерриториальные органы федеральных министерств).

По порядку разрешения подведомственных вопросов разли-чаются коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы -- организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем воп-росам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с пер-сональной ответственностью за их исполнение, за руководство по-рученными участками работы. Коллегиальность позволяет наибо-лее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта. Коллегиаль-ными являются правительства, некоторые государственные коми-теты, федеральные комиссии и др.

Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавля-ющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способ-ностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответ-ственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (министер-ства, администрации краев, областей и т. д.).

Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различ-ные институты демократии и не подменяется единовластием. В си-стеме исполнительной власти сочетание коллегиальных и единоначальных органов способствует как всестороннему и квалифициро-ванному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Со-четание указанных начал в единоначальных органах часто выра-жается в том, что здесь действуют коллегии. Они существуют в министерствах и других органах. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 де-кабря 1995 г. № 1286 "О членах коллегии федерального органа го-сударственной власти" численность членов коллегии такого органа определяется Правительством РФ. В состав коллегии по должнос-ти входят руководители соответствующих федеральных органов ис-полнительной власти и их заместители.

Назначение и освобождение членов коллегии, не являющих-ся таковыми по должности, производится Правительством РФ по представлению руководителя федерального органа из числа руко-водителей ведущих департаментов, управлений, отделов, терри-ториальных органов и при необходимости представителей других федеральных органов, ведущих ученых, специалистов, число ко-торых, как правило, не должно превышать пяти человек.

Полномочия между членами коллегии распределяются пред-седателем коллегии, которым является руководитель федерально-го органа исполнительной власти. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2002. - Ст. 1002.

Особое организационно-правовое положение занимают созда-ваемые в системе государственного управления координационные и консультативные органы. По общему правилу, они являются вспо-могательными органами органов исполнительной власти, не наде-ленными юридически-властными полномочиями, хотя и выполня-ющими важные задачи. На федеральном уровне статус таких ор-ганов определен Указом Президента РФ от 28 сентября 1992 г. "О координационных и консультативных органах, создаваемых Прези-дентом Российской Федерации, Правительством Российской Феде-рации, министерствами и ведомствами Российской Федерации" Положение о Полномочном представительстве Правительства РФ в Федеральном Собрании РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 20 марта 1997 г. // Российская газета. 1997. .

При Президенте РФ создаются в качестве консультативных органов комиссии и советы, которые предварительно рассматривают вопросы и готовят по ним предложения для Президента в соответ-ствии с их компетенцией.

Правительством РФ могут создаваться:

а) консультативные органы в виде советов, рекомендации ко-торых проводятся при необходимости в жизнь решениями Прави-тельства;

б) координационные органы в виде комиссий со статусом пра-вительственных или межведомственных.

Правительственные комиссии создаются, как правило, для рас-смотрения и подготовки предложений по вопросам, имеющим обще-государственное значение. Межведомственные комиссии рассматривают вопросы, требу-ющие межотраслевой координации. Решения этих комиссий, при-нимаемые в рамках их компетенции, являются обязательными для всех органов, представленных в комиссиях, а также предприятий и организаций, действующих в сфере ведения этих органов. По воп-росам, требующим решения Правительства РФ, эти комиссии вно-сят предложения. Положения о Комиссии Правительства РФ по оперативным воп-росам, утв. постановлением Правительства РФ от 9 июня 1997 г. // Россий-ская газета. 1997.

По вопросам, отнесенным к компетенции министерств и других федеральных органов государственного управления, ими могут об-разовываться межведомственные комиссии и межведомственные советы. Полномочия комиссий и советов определяются совместны-ми решениями указанных органов в пределах их компетенции.

ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬ МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1. Демократизация российского общества, формирование со-циально ориентированной рыночной экономики, построение правового государства, а также решение других, подчиненных этим целям, задач предполагают совершенствование роли го-сударства в политической системе общества.

Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть или участвующих в ее осуществлении. Эти социальные институты -- государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере обще-ственной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти.

В соответствии с современной теорией государства факто-ры, задающие тот или иной характер политической системе об-щества, формирующие ее определенный вид, оказываются не столько классовыми, сколько социологическими. Системообра-зующим фактором при таком подходе признается социальная среда, в которой проявляются личностные и коллективистские начала жизни общества. Сторонники этой концепции исходят из того, что человечество за всю свою историю создало всего несколько видов социальных сред, лежащих в основе собствен-но политических систем.

Один из таких видов -- политическая система, возникающая на основе «азиатского способа производства», социалистическо-го общества сталинского типа и некоторых иных обществ. Этот вид характеризуется гиперболизацией роли государства, его ап-парата, прежде всего и главным образом карательных (право-охранительных) органов.

Другой тип социальной среды, формирующий иные полити-ческие системы, базируется не на распределительной, а на ры-ночной товарно-денежной основе экономической жизни обще-ства, на идеологии и практике свободного предпринимательст-ва. Такая среда тоже является несправедливой; она содержит противоречия и конфликты, отличается социальными потрясе-ниями. Однако государство выполняет в ней роль организато-ра условий для рыночной, в том числе социально ориентиро-ванной, экономики. Государство обеспечивает права и свобо-ды граждан, их безопасность, их собственность. Оно имеет целью создать социальную защищенность малоимущих слоев, более справедливое распределение доходов, налогов. Право-вые формы становятся главным инструментом достижения по-литических целей.

2. Характеристика именно того, что делает государство, на-зывается его функциями. Для понимания функций современно-го Российского государства первостепенное значение имеют их отграничение от функций общества, а также учет влияния ры-ночной экономики на функции государства.

Одними из самых важных функций Российского государст-ва являются защита прав человека, охрана прав и свобод граж-дан, обеспечение законности и правопорядка. Они и раньше всегда указывались в числе основных внутренних функций со-циалистического государства. Однако фактически в условиях тоталитарного режима допускались беззаконие и произвол в отношении граждан, массовые репрессии в сталинский период, преследования инакомыслящих и другие нарушения прав и свобод человека и гражданина Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник / Под ред. А.П. Коренева. - М.: МЮИ МВД России, издательство «Щит и М», 1997. - 335 с..

В условиях формирования правового государства и свобод-ного гражданского общества особое значение приобретает соз-дание надежных механизмов защиты прав и свобод человека, обеспечение, прежде всего его безопасности. Жизнь, здоровье, честь и достоинство, все формы собственности (в том числе и интеллектуальной), другие политические, экономические права и свободы, установленные российской Декларацией прав и сво-бод человека и гражданина 1991 г., международными пактами, Конституцией РФ 1993 г., должны надежно охраняться госу-дарством. Органы внутренних дел, внутренние войска, другие специальные структуры, обеспечивающие безопасность Рос-сии,- это те государственные органы, которые обязаны в рам-ках своей компетенции обеспечить законность и правопорядок, борьбу с преступностью, нарушениями прав человека и правового режима работы органов государственной власти и управ-ления.

3. Можно считать, что основными исполнительно-распоря-дительными органами государства, выполняющими обеспечи-тельную функцию в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, являются органы внутренних дел и внутренние войска. Важнейшим элементом политической системы общест-ва всегда было и остается государство, а его обеспечительная функция имеет, и будет иметь в будущем существенное значе-ние. Отсюда есть основания констатировать: с одной сторо-ны -- объективную возможность и необходимость изменения функций (компетенции) органов внутренних дел, а с другой - возрастание их роли в жизни нашего общества как отрасле-вой подсистемы органов государственного управления и одно-временно правоохранительного органа Алферов В. А., Статкус В. Ф. и др. "Органы предварительного следствия в системе МВД России: Учебное пособие: история, современное состояние и перспективы" - М.: Спарк, 2000. - С.203..

Указанное положение, естественно, предполагает изменения характера деятельности этих органов, их демократизацию, преодоление правового нигилизма, существенное повышение качества работы, взаимодействия с внешней средой функцио-нирования, т. е. с гражданами, государственными органами, общественными объединениями, государственными и негосу-дарственными предприятиями, населением в целом. Общая цель такой деятельности -- создание конституционного порядка на основе прямого действия Конституции РФ.

Принадлежность к исполнительной власти означает, что органы внутренних дел и внутренние войска осуществляют ме-ры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охра-не собственности и общественного порядка, борьбе с преступ-ностью правовыми средствами, т. е. путем реализации права в форме правоприменения. Соответственно можно говорить о трех основных элементах, составляющих механизм реализа-ции ими права:

1) качество законов и подзаконных актов, ре-гулирующих организацию и деятельность органов внутренних дел и внутренних войск;

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.