p align="left">Спустя почти 20 лет в Россию вернулся “свободный” нотариат - 11 февраля 1993 года Верховным Советом российской Федерации приняты “Основы законодательства РФ о нотариате” (далее - Основы). Однако день нотариата отмечают 14 апреля - в тот день, когда была принята в 1866 г. "Положение о нотариальной части". Внебюджетный нотариат, уничтоженный советским правительством в 1918 году, пережил "второе рождение” в 1993 г. Становление и развитие российского частного нотариата связано с процессами приватизации, изменившими отношения собственности в России и потребовавшими адекватных правовых способов их защиты, в том числе и путем развития системы нотариата. До притятия Основ по стране действовал Закон РСФСР от 2 августа 1974 года "О государственном нотариате". С момента вступления Основ в силу (13 марта) и до момента вступления новой Конституции в силу (25 декабря) в 1993 году был своеобразный переходный период. Старая система государственного (или бюджетного) нотариата уже перестала удовлетворять возросшие потребности участников гражданского оборота. В связи с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, возрастанием количества договоров, связанных с недвижимостью, доверенностей, учредительных документов, закономерно возросло количество необходимых для их подтверждения нотариальных действий. И государственный нотариат старой системы не мог соответствовать многообразию общественных отношений ни своим количеством ни качеством. Кроме того, модель частного латинского нотариата России потребовалась как для сближения с мировым сообществом, так и для восстановления дореволюционного института. Проанализировав предпосылки возникновения и историю раз-вития нотариата с учетом особенностей формирования этого инсти-тута в зарубежных странах континентальной правовой системы, а также рассмотрев специфику формирования российского нотариа-та, можно сделать следующие выводы. 1. Нотариат как публичный институт возник в период Римской республики с достижением определенного уровня развития ин-ститута собственности, гражданского оборота, механизмов обеспе-чения и защиты субъективных прав. С появлением указанных усло-вий в других странах - рецепирован (в России - Х - ХI вв.) с учетом национальных историко-географических, экономических, политических, социальных факторов. 2. Непосредственными предпосылками возникновения институ-та нотариата были: - необходимость фиксации и закрепления возникающих в про-цессе товар но-денежных отношений прав субъектов гражданского оборота, придания им бесспорности и доказательности; - необходимость создания условий для функционирования и защиты института собственности; - потребность частных лиц в оказании юридической помощи при заключении сделок, в юридическом признании и закреплении приобретаемых прав; - содействие осуществлению правосудия. 3. Институт нотариата зародился и развивался в тесном взаимо-действии с публичной властью, государством. Нотариусы назнача-лись государством на должность, находились на государственной службе. Государство осуществляло контроль за нотариальной дея-тельностью и придавало нотариальным документам официальный характер. 4. С момента зарождения нотариат взаимодействовал с судеб-ной властью, причем как институци6нально (нотариусы, по общему правилу, состояли при судах, выполняя роль судебных секретарей; суды осуществляли контроль за деятельностью нотариусов), так и функционально (ведение судебных архивов, создание доказатель-ственной базы путем свидетельствования фактов и прав, разреше-ние бесспорных дел). 5. Изначально нотариат имел черты относительно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имею-щей органы нотариального самоуправления, наделенные значи-тельными полномочиями по регулированию отношений внутри кор-порации. Именно такая организация оптимальным образом способ-ствовала решению нотариатом поставленных перед ним задач на всем протяжении его исторического развития. 6. Роль нотариата исторически объективно предопределила по-степенное расширение его функций - от ведения архивов и фикса-ции фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел. 7. Эволюция требований к лицу, занимающему должность нота-риуса, шла по пути дополнения личностных, морально-этических характеристик (возраст, доброе имя), которыми должен обла-дать нотариус в силу особо доверительного характера его работы, профессиональными требованиями (наличие специального образо-вания и стажа работы в соответствующих сферах), обусловленны-ми содержанием его деятельности, публичным статусом нотариуса и официальностью нотариальных актов. 8. В советский период развития страны при отсутствии институ-та частной собственности роль нотариата в экономической жизни была незначительна. В новой России при свободе договора, гаран-тированных законом предпринимательской деятельности, частной собственности, нотариат фактически вообще исключен из сферы гражданско-правового регулирования сделок с недвижимостью. Иными словами, полномочия современного нотариата существенно сокращены по сравнению с нотариатом до 1917 года и советского периода. Глава 2. Понятие нотариата, его основные характеристики 2.1 Понятие нотариата Нотариат представляет собой необхо-димую составную часть правовой системы любого государства, об-ладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства и признания гражданского общества. В та-ком государстве функции, выполняемые нотариусами, объективно необходимы и востребованы, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и гражданина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех ин-ститутов общества и государства. Вопрос о правовой природе нотариата как явления юридиче-ской действительности однозначно не решен в правовой науке. В современной правовой литературе термин «нотариат» не имеет однозначного толкования и используется в основном в следующих значениях: как система органов, осуществляющих функцию госу-дарства по защите прав и законных интересов граждан, юридиче-ских лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями Черемных, И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, буду-щее. / И.Г. Черемных И.Г. - М.: ОКТБ, 1999. - С. 99-101.; как правовой инсти-тут, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий Российская юридическая энциклопедия; под. ред. А.Я. Сухарева. - М., 1999. - С. 607., т.е. как от-расль законодательства, нормами которой регулируется нотариаль-ная деятельность; как отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических о нотариате как правовом институ-те, а также как учебный курс, предметом которого является изуче-ние вопросов нотариального производства и деятельности его уча-стников в нотариальной сфере Зайцева, Т.И. Настольная книга нота-риуса. / Т.И. Зайцева - М.: БЕК, 2000. - С. 1. . Некоторые авторы придерживаются мнения, что нотариат пред-ставляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения за щиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридиче-ских лиц. ''Нотариат в РФ призван обеспечивать в соответствии с конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ'' - гласит ст. 1 Основ Законодательства РФ о нотариате Основы законодательства РФ о нотариате - далее основы о нотариате. . Указанны действия совершаются специально назначенными на то лицами - нотариусами, - не только в отношении российских граждан и организаций, но и в отношении граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства. Отдельные нотариальные действия в пределах установленной законодательством компетенции могут также совершаться должностными лицами исполнительных органов власти РФ, а на территории других государств - консулами от имени РФ. Другие ученые определяют нотариат как систему органов юсти-ции, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основа-ми о нотариате предос-тавлено право совершать нотариальные действия. Рассмотрим основные элементы, определяющие правовую при-роду нотариата. Прежде всего, характеризуя современный российский нотари-ат, следует отметить, что он имеет уникальную двойственную при-роду, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и граж-данским обществом. С одной стороны, нотариус - это лицо, упол-номоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, действующее от имени государст-ва, с другой - представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта сторонЧеремных, И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, буду-щее. / И.Г. Черемных И.Г. - М.: ОКТБ, 1999. - С. 4. Принцип публичности нотариальной деятельности является ос-новополагающим при характеристике юридической природы нота-риата. Также необходимо выяснить следует ли на этом основании считать нотариат государственным органом. В соответствии со статьями 10 и 11 Конституции России госу-дарственная власть в РФ осуществляется на ос-нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Нотариат не входит структурно ни в одну из перечисленных ветвей власти и не является организационно государственным органом. Тем не менее все более широкое признание в науке теории госу-дарства и права и в практике государственного строительства полу-чает мнение, согласно которому в отдельных исключительных слу-чаях негосударственные структуры и представители имеют право по специальному поручению государства осуществлять некоторые функции государстваТеория государства и права. Курс лекций; под ред. Н.И. Матузо-ва, А.В. Малько - М.: Юрист, 2002. - С. 80.. В постановлении Конституционный Суд указал, что нотариат и является одним из таких институтов. Таким образом, нотариат представляет собой негосударствен-ный институт, которому в соответствии с частью 1 ст. 1 Основ о но-тариате делегированы отдельные полномочия государства по осу-ществлению одной из важнейших государственных функций - за-щиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Иными словами, нотариат наделен полномочиями государственно -властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства. Наличие публичного начала в правовой природе нотариата не-которыми учеными связывается с тем, что засвидетельствованные нотариусами факты и документы приобретают официальный, т.е. подтвержденный государством, характер Стешенко, Л.А., Шам6а, Т.М. Нотариат в РФ. / Л.А. Стешенко, Т.М. Шам6а - М.: Норма - ИНФРА-М, 2001 - С. 2. . Данное утверждение фактически верно, но следует все же заметить, что оно сужает по-нимание публичности в деятельности нотариата, не принимая во внимание иные важные элементы публичной составляющей статуса нотариуса. Кроме того, увязывание публичного начала в деятельности но-тариата с официальным характером документов, засвидетельство-ванных нотариусом, переносит акцент в рассмотрении публичного содержания деятельности нотариата с причины на следствие: офи-циальный характер документа - лишь результат того, что вся дея-тельность нотариуса является публичной. Публичность в деятельности органов нотариата проявляется в разных аспектах. Во-первых, нотариат формируется по воле государства, в част-ности, создается правовая основа деятельности нотариата; значи-тельную роль в учреждении и ликвидации должности нотариуса иг-рают органы системы Министерства юстиции; определяется поря-док наделения лица полномочиями нотариуса. Во-вторых, публичность деятельности нотариата проявляется в том, что нотариусы осуществляют нотариальные действия от имени государства - РФ. В-третьих, нотариат выполняет строго определенный, установ-ленный в законодательном порядке вид деятельности - нотариаль-ную деятельность, осуществляемую путем совершения нотариусами только предусмотренных законодательными актами нотариальных действий. В-четвертых, публичная по характеру нотариальная деятель-ность осуществляется в строго определенных государством процес-суальных формах. Несоблюдение процессуальных правил совер-шения нотариального действия влечет его недействительность. В-пятых, государство осуществляет контроль за деятельностью нотариусов: судебный контроль за законностью нотариального дей-ствия или отказа в его совершении и контроль за исполнением про-фессиональных обязанностей нотариусами, работающими в госу-дарственных нотариальных конторах, который осуществляется уполномоченным государством органом. В отношении частнопрак-тикующих нотариусов такой контроль по поручению государства осуществляют нотариальные палаты субъектов РФ. Существует и налоговый контроль, контроль со стороны ор-ганов прокуратуры и т.д. В-шестых, государство в отношении государственных нотари-альных контор материально и технически обеспечивает выполнение своих полномочий, в том числе возмещает ущерб, причиненный но-тариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, тем самым беря на себя ответственность за его действия. Частные нотариусы организуют свою нотариальную деятельность самостоя-тельно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|