на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
p align="left">Соотношение полученного результата и запланированной цели оперативно-розыскного мероприятия образует эффективность оперативно-розыскного мероприятия (настолько удалось достичь поставленной цели или приблизиться к ней). 16

Общими оперативно-розыскными мероприятиями являются:

1. Опрос граждан, должностных лиц, получение от них информации. Опрос может проводиться в двух формах - гласной и негласной. При гласной форме опрос производится от имени органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сотрудником этого органа. В этом случае опрашиваемые лица осознают, что дают информацию органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность. В качестве оперативно-розыскного мероприятия гласный опрос, как правило, не предусматривает какой-либо конкретной установленной формы отражения его результатов, хотя в ряде случаев могут использоваться такие формы, как опросный лист, анкета, заявление, объяснение и так далее. При необходимости результаты гласного опроса могут оформляться в виде уголовно-процессуальных документов, например, протоколов допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Однако чаще всего результаты отражаются в виде справки оперативного работника, осуществляющего опрос.

Негласная (скрытая) форма опроса подразумевает его проведение оперативным работником не от имени органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а от имени какого-либо учреждения, организации РК или другого государства, в некоторых случаях от имени частного лица, которые обоснованно могут быть заинтересованы в получении подобного рода информации. В этих случаях оперативный работник использует соответствующие легенду прикрытия, документы прикрытия, при необходимости - маскировку.

2. Установление гласных и негласных отношений с гражданами, использование их в оперативно-розыскной деятельности. Гласные отношения, как правило, устанавливаются с должностными лицами и другими работниками учреждений, ведомств, предприятий и организаций, независимо от подчиненности и форм собственности, войсковых частей, общественных объединений РК, которые обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Гласные отношения могут быть установлены и с другими лицами, которые соглашаются оказывать определенную помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на гласной основе.

Негласные отношения или отношения конфиденциального сотрудничества устанавливаются с совершеннолетними, психически здоровыми лицами, которые по своим личным качествам и возможностям могут и добровольно дают согласие оказать помощь в проведении оперативно-розыскных мероприятий органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не раскрывая при этом своей принадлежности к этим органам.

3. Внедрение сотрудников в преступную среду. Наиболее эффективное и в то же время «острое», опасное для его участников оперативно-розыскное мероприятие, суть которого заключается в скрытном, негласном проникновении в специальные службы иностранных государств, группы, организации, занимающиеся противоправной деятельностью, сотрудников или конфиденциальных помощников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью решения задач выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Возможен также такой способ внедрения, как приобретение конфиденциального помощника из числа сотрудников объекта оперативного интереса, членов преступной группы и т.д., или лиц, имеющих доступ к этим объектам и возможность доверительного общения с ними, воздействия на них.

Учитывая указанную выше опасность данного оперативно-розыскного мероприятия для его участников, оно обычно проводится только в таких случаях, когда осуществление других оперативно-розыскных мероприятий не может обеспечить решения поставленных задач оперативно-розыскной деятельности.

Осуществление оперативного контроля поставок. Заключается в осуществлении с помощью оперативных сил и средств контроля за движением поставки с момента отправления до конечного получателя. Позволяет решать три основные задачи: 1) выявление всех звеньев цепи криминальных поставок наркотических веществ, оружия, контрабандных товаров, продукции, запрещенной к ввозу в Республику Казахстан и вывозу из нее, и т.п.; 2) выявление фактов и обстоятельств противоправной деятельности на каналах поставки товаров в Республику Казахстан и из нее; 3) организация предупреждения и пресечения противоправной деятельности, связанной с законными и криминальными поставками в Республику Казахстан и из нее. Как правило, осуществляется совместно с такими оперативно-розыскными мероприятиями, как внедрение сотрудников и конфиденциальных помощников в преступную среду, установление негласных отношений, применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность, применение специальных технических средств.

5. Применение специальных технических средств. Заключается в использовании технических, химических и других средств, не наносящих существенного вреда здоровью участников мероприятия, его объектов, окружающих лиц, а также среде, и позволяющих решать задачи оперативно-розыскной деятельности. Может применяться:

для осуществления оперативного контроля поставок;

для осуществления специальных мероприятий по наблюдению за объектами оперативного интереса;

для оказания воздействия на объекты оперативно-розыскной деятельности;

для решения задач противодействия массовым беспорядкам;

в других вызванных оперативной целесообразностью случаях.

6. Применение служебно-розыскных собак. Мероприятие основано на использовании в оперативно-розыскной деятельности положений одорологии (науки о запахах) и уникальной способности собак улавливать и различать различные запахи.

В оперативно-розыскных целях применяется, главным образом, в уголовном сыске, пограничной службе, мероприятиях по борьбе с контрабандой, наркопреступностью.

Может быть осуществлено для поиска, преследования и задержания преступника по горячим следам, скрывающихся людей, обнаружения наркотических веществ, ряда взрывчатых и других химических веществ, животных, трупов, предметов и следов, имеющих отношение к преступлению и так далее. Также может быть использовано комплексно с применением специальных технических средств (нанесение на объект специальных меток и затем отслеживание перемещений объекта с помощью собак). Кроме того, применяется в оперативном процессе для опознания человека или предмета по запаху.

7. Осуществление личного досмотра задержанных лиц, осмотра и изъятия находящихся при них вещей и документов, могущих относиться к преступной деятельности, а также досмотра жилых помещений, рабочих и иных мест, досмотра транспортных средств.

Мероприятие проводится обязательно, причем только гласно, при задержании преступника или подозреваемого. Имеет целью получение дополнительных доказательств противоправной деятельности лица, материалов и предметов, несущих на себе следы преступления, или имеющих отношение к нему, сведений, имеющих отношение к этой деятельности, его личности, связях, местах проживания, номерах телефонов и так далее. Кроме того, это делается с целью обеспечения безопасности сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других лиц, которые могут оказаться рядом с преступником после его задержания.

В идеальном случае осмотр должен осуществляться как уголовно-процессуальное действие, то есть с участием понятых, в исключительных случаях без понятых, но с применением технических средств фиксации хода осмотра, полученных при этом результатов и составлением соответствующих документов (протоколов осмотра и изъятия). Однако при задержании на месте преступления возможностей для осуществления осмотра с соблюдением правил процессуальных действий, как правило, не имеется. Поэтому данное мероприятие отнесено к оперативно-розыскным. Тем не менее, его результаты должны находить отражение в виде протоколов осмотра и изъятия, составленных и подписанных участниками задержания и объектом задержания (если он не отказывается от этого). Может проводиться одновременно с мероприятием по использованию оперативно-розыскных собак.

К специальным оперативно-розыскным мероприятиям относятся мероприятия, проведение которых на законных основаниях в той или иной мере может ущемлять определенные права граждан, провозглашенные в Конституции Республики Казахстан. Это такие права, как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В пункте 4 статьи 12 Конституции Республики Казахстан говорится, что иностранцы и лица без гражданства пользуются в Казахстане правами и свободами, установленными для граждан. Таким образом, специальные мероприятия, проводимые в отношении последних, также объективно могут ущемлять и их права. В то же время в пункте 5 статьи 12 Конституции РК указывается, что осуществление прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность, в пункте 3 статьи 18 говорится о том, что в случаях, установленных законом, права граждан могут ограничиваться, а в пункте 1 статьи 25 - что в случаях, предусмотренных законом, проникновение в жилище, производство его досмотра и обыска допускается.

1.3 Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами

В соответствии с законодательством Республики Казахстан оперативно-розыскные мероприятия не могут проводиться без установленных законом оснований, лишь по желанию оперативного работника. Такими основаниями являются конкретные факты, материалы, документы, запросы, обстоятельства, свидетельствующие о совершении противоправного деяния или необходимости принятия конкретных мер по обеспечению безопасности общества и государства.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права и свободы граждан, должны быть соблюдены определенные условия, позволяющие эффективно решать задачи оперативно-розыскной деятельности и при этом гарантировать соблюдение законодательства Республики Казахстан.

Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий таможенным органом являются:

а) наличие возбужденного уголовного дела;

б) поступившая в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, информации о:

- подготавливаемом, совершаемом или совершенном правонарушении;

- лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

- разведывательно-подрывных акциях специальных служб иностранных государств и международных организаций. 17

Пути поступления подобной информации:

- официальные и неофициальные заявления от физических и юридических лиц;

- сообщения средств массовой информации;

- сведения, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий и в целом в процессе оперативно-розыскной деятельности.

в) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи.

Кроме того, таможенные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции по собственной инициативе либо инициативе иных государственных органов вправе собирать данные (путем проведения оперативно-розыскных мероприятий), характеризующие личность, необходимые для принятия решений:

- о приеме на работу и службу Республики Казахстан;

- по вопросам обеспечения безопасности органов;

- о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

- о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления;

Указанные основания являются исчерпывающими и могут быть дополнены или изменены только законом.

Прежде чем перейти к условиям, которые должны быть соблюдены при проведении оперативно-розыскных мероприятий, следует сказать, что гражданство, пол, национальность, место жительства, социальное, должностное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения граждан не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий на территории Республики Казахстан, если иное не оговорено законом. На это особо обращается внимание в пункте 1 статьи 12 Закона об оперативно-розыскной деятельности.

Учитывая, что большинство из перечисленных в Законе специальных оперативно-розыскных мероприятий затрагивают провозглашенные Конституцией и охраняемые законом права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища, Законом определяются условия, которые в обязательном порядке должны быть соблюдены при проведении таких мероприятий.

Общим из этих условий, распространяемым на все органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, является условие, в соответствии с которым специальные оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие названные выше права, осуществляются исключительно для выявления, предупреждения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступными группами, при этом их осуществление производится только с санкции прокурора. Санкцию на проведение таких мероприятий по постановлению органов, осуществляющих оперативно-розыскную дельность, дают Генеральный прокурор Республики Казахстан и его заместители, военный прокурор республики, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.