на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
p align="left">Подводя итоги, следует отметить, что использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, расследуемым таможенными органами, имеет важное значение в борьбе с такими преступлениями как контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка наркотических средств, которые характеризуются серьезной, продуманной работой, а также плановой деятельностью, связанной с уничтожением и сокрытием следов преступления.

Многолетний опыт государств, столкнувшихся с различными формами организованной преступности, говорит о том, что в борьбе с такого рода преступлениями вместе с процессуальными средствами (допросы и другие следственные действия), составляющими основу содержания предварительного расследования, действенными являются оперативно-розыскные мероприятия.

Например, при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, информации о преступлении не следует ожидать в виде официального обращения, поскольку нет потерпевших в обычном смысле этого слова. Информация может быть получена из ограниченного круга источников, отличаясь большей или меньшей степенью неполноты сведений об элементах состава преступления. Данные преступления относятся к категории неочевидных, совершаемых в условиях повышенной конспирации, и поэтому необходимую часть расследования составляют оперативно-розыскные мероприятия, такие, как наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, оперативное внедрение в преступные группировки, использование при этом необходимых технических средств.

Использование оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений, относящихся к компетенции таможенных органов, обосновывается еще тем, что при выявлении исполнителей процессуальными средствами, за пределами расследуемого события остаются заказчики преступления; по этой же причине не удается получить информацию об организаторах и руководителях преступной группы.

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, расследуемым таможенными органами, может реально помочь полному и объективному установлению фактических обстоятельств преступления, а также обнаружению совершивших его лиц, способствуя усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями, связанными с организованной преступностью.

3.2 Пути совершенствования борьбы таможенных органов с контрабандой и правонарушениями в сфере таможенного дела

За совершение правонарушений в сфере таможенного дела законодательством предусмотрены различные виды ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная. В зависимости от степени общественной опасности они отнесены либо к преступлениям, либо проступкам. Таможенные преступления наказываются в соответствии с уголовным законодательством РК, административные проступки - в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. В отличие от преступлений все проступки объединены единым понятием - «нарушение таможенных правил».

Таможенное преступление - это предусмотренное уголовным законом, запрещенное под угрозой применения уголовного наказания общественно опасное виновное противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное в сфере таможенного дела, производство дознания, по которому отнесено к компетенции таможенных органов РК.

Уголовный и таможенные кодексы РК предусматривают следующие виды таможенных преступлений:

контрабанда;

незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового уничтожения, вооружения и военной техники;

невозвращение на территорию РК предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РК и зарубежных стран;

уклонение от уплаты таможенных платежей;

невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и другие незаконные валютные операции, и иные деяния с валютными ценностями. 39

Перечисленные составы преступлений, посягая на таможенное дело, в конечном результате наносят ущерб экономической безопасности страны и поэтому меры, применяемые таможенными службами должны как можно больше ликвидировать появление таких правонарушений. Например, для улучшения осуществления таможенного контроля должны применяться технические средства таможенного контроля (ТСТК), т.к. они позволяют обнаруживать в предметы, которые тяжело, например, заметить визуально или же определять радиационный фон груза. ТСТК, используемые в таможенном деле, являются мощным инструментом для оперативной проверки законности перемещаемых через таможенную границу РК товаров, транспортные средства, таможенных документов и оперативного обнаружения тайников, незаконно перевозимых предметов как юридическими, так и физическими лицами. Для лучшей борьбы с контрабандой, правонарушениями в сфере таможенного дела необходимо дать правильное определение этим понятиям. Контрабанда (в редакции УК с изменениями на 1995 г.) имела следующую новую редакцию: «контрабанда, т.е. незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную или таможенную границу РК помимо или сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием таможенных или иных документов». 3

Из приведенных выше формулировок видно, что понятие контрабанды несколько изменилось в сторону защиты экономической сферы, о чем говорят и соответствующий раздел УК «Преступления в сфере экономической деятельности» в отношении экономической контрабанды, и раздел «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» в отношении статьи о контрабанде.

Задача таможенных органов будет зависеть от взаимодействия с теми правоохранительными органами, которые также причастны к расследованию данной категории дел.

Статья 214 УК «Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов» не раскрывает того, в чем оно может выражаться. Автор считает, что уклонение может составлять:

заявление ложных сведений, повлекших неуплату таможенных платежей (таможенных пошлин, налогов, сборов);

представление подложных финансовых документов, подтверждающих факт либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей»

отзыв плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов;

нарушение сроков уплаты таможенных платежей.

Несмотря на Указ «О таможенном деле» на практике было затруднительно осуществлять дознание по делам о контрабанде и иным преступлениям, касающихся таможенной сферы. Только в декабре 1995 г. в действовавший Уголовно-процессуальный кодекс и Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» были внесены изменения, касающиеся включения таможенных органов как органов дознания и органов, которым предоставлено право ведения оперативно-розыскной деятельности. Но недавно было издано распоряжение об отмене оперативно-розыскной деятельности таможенными органами, т.е. чтобы этим занимались другие правоохранительные органы.

Следует отметить, что ее проведение ограничивается в соответствии с Кодексом только теми противоправными деяниями (преступлениями), производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, хотя предусматриваются случаи обеспечения собственной безопасности либо запросы международных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами (соглашениями).

В рамках СНГ принимались в целях выработки стратегии и укрепления взаимодействия правоохранительных и контрольных органов в борьбе с преступлениями в сфере экономики. Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ, а также Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Необходимо дополнить Уголовный кодекс РК статьей, предусматривающей уголовную ответственность за невозвращение на территорию республики предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Казахстана и зарубежных стран, а также внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс.

Вышеуказанные предложения вытекают из необходимости приведения таможенной сферы в соответствие с международной практикой деятельности таможенных служб, поскольку она должна стать действенным экономическим рычагом внешней и внутренней политики страны и потребностей общества в целом.

Таможенные органы должны быть уравнены с другими правоохранительными органами, что положительно скажется на взаимодействии государственных органов, экономической безопасности страны и соблюдение прав и интересов граждан.

Необходимо одной из целей таможенной политики и таможенного контроля предусмотреть борьбу с коррупцией, должностными преступлениями и иными правонарушениями в таможенной сфере Казахстана. Функционирование таможенной сферы нельзя рассматривать обособленно от других сфер государственной деятельности, их взаимосвязь имеет объективную основу и должно иметь законодательное отражение.

В настоящее время мировое сообщество выражает озабоченность включением Казахстана в число транзитных государств по распространению наркотических и психотропных средств, составляющих международный незаконный их оборот. В соответствии с Законом РК от 1 июля 1998г. Казахстан присоединился к принятой в Нью-Йорке 30 марта 1961 г. Единой Конвенции о наркотических средствах с поправками, внесенные в нее в соответствии с Протоколом 1972г. о поправках к Единой Конвенции о наркотических средствах 1961г.

Пленум Верховного суда РК 14 мая 1998 г. принял постановление «О применении законодательства по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ».

Страны Организации экономического сотрудничества (ЭКО) представляют Азиатский регион и также заинтересованы в международном сотрудничестве с Казахстаном в борьбе с контрабандой и коммерческим мошенничеством.

Международно-правовые аспекты и внутренние проблемы борьбы с преступностью в таможенной сфере должны привести к осознанию серьезности постановки проблемы и действенных путей ее разрешения, в том числе наведения порядка во внутренних делах и во взаимодействии с другими правоохранительными органами государства.

По данным ЮНДКП ООН, Казахстан располагает мощной сырьевой базой для производства наркотиков. По оценкам специалистов, только из конопли, произрастающей в Шуйской долине, можно изготовить до 5 тысяч тонн марихуаны. Особую тревогу вызывает факт становления Казахстана транзитным государством по наркотикам.

Вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ являются актуальными и зачастую проблемными, требующими совместных действий по пресечению такого оборота на постсоветстком пространстве.

Таможенные службы с целью активизации действий по предупреждению, расследованию и пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ без предварительного запроса должны в возможно короткий срок сообщать друг другу сведения:

о лицах, о которых известно, что они занимаются незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ или подозреваются в этом;

о транспортных средствах, включая контейнеры, и почтовые отправления, о котором известно, что они используются для незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ или вызывающих подозрение в таком использовании;

о применяемых способах такого незаконного оборота и новых методах контроля за ними;

об использовании метода контролируемой поставки с целью выявления лиц, причастных к их незаконному обороту.

На Совете безопасности Казахстана в ноябре 1999г. принята стратегия национальной безопасности на 1999-2005гг. В частности отмечается, что Казахстан в силу своего географического положения оказался на самом оживленном перекрестке мировых наркотрафиков, растет контрабандный провоз наркотиков через территорию нашей республики гражданами иностранных государств, а в целом преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков, по сравнению с 1991г. возросла в 3,5 раза. 36

В Казахстане будет принята программа по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, а также создан специальный уполномоченный орган, занимающийся проблемами противодействия распространению наркотиков на территории государства, с привлечением иных государственных органов, включая таможенные службы.

Одними из методов по борьбе с контрабандой и правонарушениями в сфере таможенного дела являются:

- Установка на автомобильных (железнодорожных, в морских портах) переходах устройства, в виде столбов оснащенных аппаратурой для определения источников радиации в перевозимых грузах в избежание провоза металлов с повышенным уровнем радиации;

- Установление аппаратуры, которая могла бы определять бы состав перевозимых грузов, особенно при перевозке металлов;

- Установление аппаратуры в портах и на автомобильных переходах аппаратуры, способной просвечивать и просматривать контейнеры;

- Для того, чтобы на казахстанский рынок лекарственных аппаратов поступали качественные лекарства необходимо провести следующие действия: провести таможенный контроль сначала при выпуске лекарственных средств из завода и непосредственно на границе при ввозе этих товаров и проводить рейдовые мероприятия в пунктах продажи лекарственных средств совместно с правоохранительными органами РК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.