Организационный механизм подготовки и принятия нормативных правовых актов в Республике Беларусь и пути его совершенствования
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Кафедра теории и практики государственного управления Допущена к защите Заведующий кафедрой теории и практики государственного управления Князев С.Н. ”___“ июня 2006 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ”Организационный механизм подготовки и принятия нормативных правовых актов в Республике Беларусь и пути его совершенствования“ Специализация ”Государственное и местное управление“ Автор работы __________ Кузуров Дмитрий Владимирович главный советник главного государственно-правового управления Администрации Президента Республики Беларусь, Руководитель заместитель заведующего кафедрой теории и практики государственного управления __________ Гулякевич Андрей Владимирович Минск 2006 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 1. Организационно-правовые основы нормотворческой деятельности 7 1.1. Законодательная база подготовки и принятия нормативных правовых актов 7 1.2. Система нормотворческих органов республики беларусь 9 1.3. Основные стадии нормотворческого процесса 13 2. Деятельность субъектов нормотворчества 26 2.1. Роль главы государства и администрации президента республики беларусь в нормотворческом процессе. Основная деятельность нцзд и нцпи 26 2.2. Законотворческая деятельность парламента 42 2.3. Организация нормотворческой деятельности в правительстве. Экспертно-правовая деятельность минюста 54 2.4. Деятельность конституционного суда 66 2.5. Юридические службы государственных органов (организаций) 72 3. Основные направления совершенствования организационного механизма подготовки и принятия нормативных правовых актов 75 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
96 ВВЕДЕНИЕНормотворчество является важнейшей формой государственного управления, позволяющей осуществлять результативное и целенаправленное правовое воздействие на общественные отношения. С другой стороны, нормотворческая деятельность - сложный и многогранный процесс, требующий крайне выверенного и сбалансированного подхода в его организации. Правильная организация работы по приданию управленческим решениям нормативной правовой формы, проведению координационных и практических мероприятий в сфере нормотворчества напрямую связана с эффективностью системы государственного управления и в конечном итоге с качественным уровнем жизни людей. Путь построения демократического социального правового государства и гражданского общества требует повышения качественного уровня организации нормотворческого процесса и принимаемых нормативных правовых актов. Вопросы организации в республике нормотворческого процесса, отвечающего государственным и общественным интересам, должны находиться в центре первостепенного и постоянного внимания государства и его законодательных, исполнительных, судебных и надзорных органов. Все ошибки и просчеты в этой сфере должны системно выявляться и оперативно устраняться в повседневной деятельности нормотворческих органов. В этой связи является актуальным исследование организационного механизма подготовки и принятия нормативных правовых актов в республике и существующих проблем в нормотворческой деятельности государственных органов (организаций). Целью исследования является определение наиболее оптимальных путей совершенствования организации в республике работы государственных органов (организаций) по подготовке и принятию нормативных правовых актов. Задачи данного исследования - раскрыть систему нормотворческих органов в Республике Беларусь и законодательную основу ее функционирования, стадии нормотворческого процесса, определить особенности практической деятельности государственных органов (организаций) по подготовке и принятию нормативных правовых актов и выявить сферы в организации нормотворческой деятельности, требующие первоочередного внимания и принятия регулятивных мер со стороны государства и его органов. Объект настоящего исследования - нормативные правовые акты Республики Беларусь. Предметом проводимого исследования является организационный механизм подготовки и принятия нормативных правовых актов Республики Беларусь. При подготовке настоящей выпускной квалификационной работы использованы законодательные и иные правовые акты, определяющие статус и компетенцию нормотворческих органов и их подразделений, организацию деятельности по подготовке и принятию нормативных правовых актов, выступления Главы государства по вопросам нормотворческой деятельности, отчеты о деятельности субъектов нормотворческой деятельности, материалы, содержащиеся в научных статьях и комментариях руководителей и специалистов государственных органов, осуществляющих подготовку и принятие нормативных правовых актов. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Законодательная база подготовки и принятия нормативных правовых актов С принятием в 1996 г. новой редакции белорусской Конституции наметилась устойчивая тенденция нахождения взаимопонимания между Главой государства и всеми ветвями государственной власти по осуществлению правовой реформы в республике. Действующая редакция Конституции исключила политические конфликты и противостояние между государственными органами, предусмотрела необходимые инструменты сдержек и противовесов, а также преемственности составляющих государственного механизма. Конституцией Республики Беларусь [1] устанавливается система нормотворческих органов на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, регламентируются основные полномочия Президента Республики Беларусь - Главы государства, Парламента, Правительства, судебных, надзорных и контролирующих органов, органов местного управления и самоуправления и определяется общий механизм подготовки и принятия законопроектов. Одним из основных законодательных актов в сфере организации работы государственных органов (организаций) по подготовке проектов правовых актов является Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“ [7] (далее - Закон о НПА). Этот правовой акт впервые на законодательном уровне регламентировал вопросы подготовки, оформления, принятия, опубликования, действия, толкования и систематизации всех видов нормативных правовых актов, до этого времени закрепленные в научных трудах по теории государства и права, ввел единую и четкую терминологию, применяемую в нормотворчестве. Таким образом, данным Законом охвачены все стадии нормотворческого процесса, что позволяет сделать прозрачной и открытой работу республиканских и местных нормотворческих органов. В соответствии с Законом о НПА [7] нормотворческая деятельность базируется на принципах конституционности, соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов, приоритета общепризнанных принципов международного права, защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости, научности. Кроме того, выделяют принципы справедливости, демократизма, гласности, профессионализма и связи с правоприменительной практикой. На основе обобщения практики применения названного Закона и временных методических правил подготовки проектов нормативных правовых актов, ранее утвержденных Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь (далее - НЦЗД), Главой государства Указом от 11 августа 2003 г. № 359 [21] утверждены Правила подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь (далее - Правила подготовки проектов). Принятие данного нормативного документа способствовало достижению единообразия и повышению культуры нормотворчества в целом. В этих Правилах систематизированы требования нормотворческой техники, ранее не урегулированные в отечественном законодательстве и применявшиеся нормотворческими органами на уровне правового обычая. Правилами предусмотрены меры, способствующие более эффективной работе временных комиссий (рабочих групп) по подготовке проектов актов, сокращению сроков их разработки и улучшению качества, более осмысленному планированию подготовки проектов, подробно регламентирован порядок принятия и оформления государственными органами совместных нормативных правовых актов, их языкового изложения и структурного деления, определены единые критерии оценки проектов при проведении их обязательной юридической экспертизы. В целях стабилизации законодательства, перспективного решения актуальных проблем функционирования национальной правовой системы и определения основных направлений и способов совершенствования законодательства в республике принята национальная концепция совершенствования законодательства (одобрена Указом Президентом Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 [19]). В ходе применения положений данной Концепции предполагается: закрепление основополагающей роли Закона о НПА в регулировании вопросов нормотворческой деятельности; оптимальное упрощение структуры законодательства, обеспечение согласованности нормативных правовых актов, сокращение количества ведомственных нормативных правовых актов; внедрение систематизации и перспективного прогнозирования в деятельность всех нормотворческих органов, разработка методик определения последствий принятия нормативных правовых актов; применение в нормотворческой деятельности ”пакетного“ принципа регламентации общественных отношений, заключающегося в одновременной разработке и принятии комплекса (пакета) нормативных правовых актов, регламентирующих конкретные общественные отношения; подготовка проекта концепции Государственной программы развития национального законодательства. 1.2. Система нормотворческих органов Республики Беларусь В соответствии с Законом о НПА [7] и Правилами подготовки проектов [21] к нормотворческим органам относятся государственные органы (организации) и должностные лица, осуществляющие принятие нормативных правовых актов. Поскольку принятие нормативных правовых актов практически всегда создает правовые и иные последствия, в том числе оказывающие непосредственное влияние на процесс государственного управления, указанными законодательными актами определен исчерпывающий перечень нормотворческих органов. Это Президент Республики Беларусь, палаты Парламента, Правительство, Конституционный, Верховный и Высший Хозяйственный суды, Генеральный прокурор, Национальный банк, Национальная академия наук Беларуси, министерства, иные республиканские органы государственного управления (в том числе Управление делами Президента Республики Беларусь и Высшая аттестационная комиссия), местные Советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы. Ранее, в период существования СССР, применялась практика подготовки и принятия нормативных правовых актов общественными организациями, специально уполномоченными на то государством (ВЦСПС, Центросоюз). Подобная практика привела к неоправданному доминированию в сфере законодательного регулирования подзаконных правовых актов, зачастую являющихся незавершенными и юридически безграмотными, поэтому не применяется в Республике Беларусь. В настоящее время в системе государственного управления и нормотворческого процесса законодательно установлена следующая практика принятия (издания) (далее - принятие) нормативных правовых актов: Президентом Республики Беларусь принимаются декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь; палатами Национального собрания Республики Беларусь (далее - Национальное собрание) - законы Республики Беларусь и постановления названных палат; Правительством - постановления Совета Министров Республики Беларусь; Конституционным Судом - заключения указанного суда, Верховным и Высшим Хозяйственным судами - постановления пленумов Верховного и Высшего Хозяйственного судов; Генеральным прокурором - приказы Генерального прокурора; Национальным банком, Национальной академией наук Беларуси - их постановления; министерствами, иными республиканскими органами государственного управления - постановления и приказы этих органов; местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами - решения названных органов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|