на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Организационный механизм подготовки и принятия нормативных правовых актов в Республике Беларусь и пути его совершенствования
p align="left">Президиум Совета Министров Республики Беларусь - постоянный действующий орган Правительства, функционирующий для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Правительства, в составе Премьер-министра, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, министров экономики, финансов и иностранных дел.

В настоящее время в структуре Правительства существует двухступенчатая система управления, основными звеньями в которой определены министерства и государственные комитеты (всего - 39). Ранее же до реформирования и оптимизации системы Совета Министров Республики Беларусь, произведенных Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 ”О структуре Правительства Республики Беларусь“ [23], существовала трехзвенная управленческая система (третьим звеном являлись 8 реорганизованных комитетов при Правительстве). В связи с названной реформой из системы нормотворческих органов исключены присоединенные к другим республиканским органам государственного управления 5 государственных органов - Государственный комитет по авиации, Комитет по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь, Комитет по материальным резервам при Совете Министров Республики Беларусь, Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь. Это, безусловно, повысит управляемость в системе государственного управления, поскольку при укрупнении субъектов нормотворчества принятие ведомственных правовых актов будет осуществляться более централизованно, не ”размывая“ ответственность за принятые правовые решения на несколько государственных органов.

Для организационно-технического обеспечения деятельности Премьер-министра и его заместителей образован Аппарат Совета Министров Республики Беларусь с правами юридического лица. Аппарат Совета Министров Республики Беларусь оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным Совету Министров Республики Беларусь государственным органам (организациям), не наделен властными полномочиями и правом принимать решения, обязательные для указанных органов (организаций) и их руководителей. Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь назначается и освобождается от должности Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В целях повышения статуса Аппарата Совета Министров Республики Беларусь и исполнительской дисциплины в системе Правительства Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 [23] на Аппарат Совета Министров Республики Беларусь дополнительно возложены функции организации и контроля исполнения решений, принимаемых Правительством, а Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь по правовому положению приравнен к министру.

Подробный порядок организации нормотворческой работы в системе Правительства определен Регламентом Совета Министров Республики Беларусь, утвержденным постановлением Правительства от 20 марта 2000 г. № 355 [28]. Этот нормативный документ является одним из действенных инструментов оперативного реагирования на изменения в нормотворческом процессе, повышения качества подготовки проектов правовых актов, вносимых на рассмотрение Правительства. Только с момента принятия данного Регламента в него внесены изменения и дополнения 17 постановлениями (в основном, касающимися вопросов согласования вносимых в Правительство проектов с соответствующими государственными органами (организациями).

Согласно названному Регламенту проекты правовых актов должны вноситься на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь только непосредственно подчиненными Правительству и Главе государства государственными органами, другими центральными государственными органами, областными и Минским городским исполнительными комитетами. Вносимые в Правительство проекты должны быть согласованы с государственными органами (организациями), компетенцию которых затрагивает предмет регулирования соответствующих проектов. Государственный орган (организация), организующий подготовку проекта правового акта, до его внесения в Совет Министров Республики Беларусь принимает меры по устранению высказанных по проекту замечаний путем взаимных консультаций, создания временных комиссий (рабочих групп), проведения согласительных совещаний, обсуждения у руководства Правительства.

На практике нередко происходит, что при согласовании проекты не воспринимаются государственными органами (организациями) цельно и в совокупности всех их правовых положений, а рассматриваются этими органами отдельными фрагментами и эпизодами, прикрываясь ширмой ”проект рассмотрен в пределах компетенции“. В итоге проекты вносятся в Правительство согласованными со всеми заинтересованными государственными органами (организациями) без замечаний и предложений, а при их дальнейшем изучении обнаруживаются внутренние несогласованности и противоречия, а порой выясняется, что разработчиками проекта акта его положениям придавалось иное значение по сравнению с тем, которое будет в конечном итоге восприниматься правоприменителями.

С учетом требований Президента Республики Беларусь об усилении дисциплины и улучшении качественного уровня работы Правительства в принятом Советом Министров Республики Беларусь постановлении от 31  декабря 2004 г. № 1708 ”О некоторых вопросах деятельности Правительства Республики Беларусь“ [30] акцентировано внимание на персональной ответственности руководителей республиканских органов государственного управления за качество подготавливаемых ими проектов правовых актов. В частности, установлено, что указанные руководители:

обязаны вносить на рассмотрение Правительства документы, не требующие доработки, в сроки, определенные Премьер-министром или его заместителями;

несут персональную ответственность за своевременность и качество представления в Правительство проектов правовых актов, подготавливаемых во исполнение решений Главы государства, Правительства, его Президиума, Премьер-министра и его заместителей;

проводят совещания, в том числе согласительные, для организации оперативной и качественной подготовки проектов правовых актов (с привлечением минимального круга руководителей (специалистов) и продолжительностью до одного часа);

при разработке, в том числе согласовании, и представлении в Правительство проектов правовых актов должны использовать информационные системы и сети, подготовленные для обращения электронных документов.

При этом указанным постановлением на заместителей Премьер-министра возложены обязанности по обеспечению соответствия и согласованности решений в виде поручений и указаний республиканским органам государственного управления, подчиненным Правительству, ранее данным поручениям и указаниям по аналогичным вопросам, а также по обеспечению своевременного представления проектов правовых актов в Администрацию Президента Республики Беларусь.

В последнее время на уровне Правительства широко практикуется использование мер дисциплинарной ответственности к руководителям республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству, не обеспечившим надлежащего уровня подготавливаемых правовых актов, что, безусловно, имеет положительный превентивный эффект в целом для организации нормотворческой деятельности в республике. Так, например, первому заместителю Министра образования постановлением Правительства от 10 октября 2005 г. № 1115 [31] объявлен выговор за недостаточную проработку новой редакции Закона ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О научной деятельности“, подписанного Президентом Республики Беларусь 17 октября 2005 г.

Регламентом Совета Министров Республики Беларусь [28] в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству, с 2002 г. определен единый государственный орган, обеспечивающий скоординированность нормотворческой работы в Правительстве (в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству). Это Минюст, на который возложена ответственность за соответствие вносимых в Правительство проектов правовых актов законодательству Республики Беларусь и требованиям нормотворческой техники.

Возложение на Минюст такой ответственности означает как необходимость постоянного повышения уровня даваемых им юридических заключений, так и более эффективное его влияние на качество нормотворческой работы, взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами в части качественной подготовки проектов нормативных правовых актов.

В соответствии с положением о Минюсте, утвержденным постановлением Правительства от 31 октября 2001 г. № 1605 [29], Минюсту предоставлены довольно широкие полномочия в сфере организации нормотворческого процесса в системе Правительства. В частности, на Минюст возложены следующие функции:

обобщение практики применения законодательства, разработка предложений по совершенствованию законодательства и внесение их в Правительство, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, - непосредственно Президенту Республики Беларусь (в настоящее время таких случаев законодательными актами не предусмотрено);

подготовка по поручению Президента Республики Беларусь, Национального собрания, Правительства и по собственной инициативе проектов правовых актов, организация разработки проектов международных договоров, проведение в установленном порядке экспертизы нормативных правовых актов (их проектов);

проверка состояния нормотворческой деятельности в Национальном банке, министерствах, других республиканских органах государственного управления, областных (Минском городском) Советах депутатов и исполнительных комитетах, направление в данные государственные органы обязательных для исполнения представлений об устранении нарушений установленного порядка подготовки, принятия, учета, систематизации и правовой экспертизы правовых актов. При этом Минюсту предоставлено право внесения в Правительство предложений о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц республиканских органов государственного управления, не выполняющих вышеуказанные представления, и предложений об отмене в установленном порядке нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, приостановлении решений местных Советов депутатов, которые не соответствуют законодательству;

проведение мероприятий по повышению квалификации работников юридических служб государственных органов (организаций), содействие информационно-правовому обеспечению их деятельности.

Минюст возглавляет назначаемый и освобождаемый от должности Главой государства Министр, который имеет четырех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых Правительством с согласия Президента Республики Беларусь.

В Минюсте для реализации его нормотворческой функции действует 4 самостоятельных структурных подразделения - в сфере экономики и экологии; в сфере государственного строительства; правовой экспертизы правовых актов Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления; правового обеспечения внешних связей. Документы, рассматриваемые этими управлениями, составляют около трех четвертей от общего количества документооборота Минюста.

В 2005 г. нормотворческими подразделениями Минюста в сфере экономики, экологии и государственного строительства разработано 73  проекта нормативных правовых актов, проведено 5734 юридических экспертиз проектов, в том числе законов - 358, указов - 1584, декретов - 187, постановлений Правительства - 2661, возвращено проектов, поступивших в Минюст в нарушение Регламента Совета Министров (без согласования с заинтересованными) - 273 проекта [45].

В настоящее время для Минюста является актуальной проблема возложения отдельными поручениями Правительства на Минюст несвойственных ему функций, что дополнительно повышает нагрузку на его работников. Это обусловлено ошибочной тактикой должностных лиц Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, полагающих, что Минюстом может быть обеспечена качественная подготовка проектов правовых актов абсолютно во всех сферах общественных отношений. Так, например, Минюстом в 2005 г. подготовлены проекты Указов ”О мерах по упорядочению учета и сокращению пустующих домов и иных неиспользуемых капитальных строений (зданий, сооружений) в сельской местности“, ”О  некоторых мерах по сокращению незавершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач“, в то время как государственными органами, определяющими государственную политику в затрагиваемых проектами сферах, являются Министерство архитектуры и строительства и Государственный комитет по имуществу.

При этом нередки случаи, когда Аппаратом Совета Министров Республики Беларусь поручается Минюсту, а также другим министерствам самостоятельно согласовывать проекты подготавливаемых нормативных правовых актов с Администрацией Президента Республики Беларусь, в компетенцию которой входит рассмотрение проектов, представленных на рассмотрение Главы государства, а не предварительных вариантов проектов, еще не внесенных даже в Правительство. Безусловно, такие проекты оставляются без рассмотрения и подлежат возврату Администрацией Президента Республики Беларусь внесшему их министерству для внесения в установленном порядке. Такая же ситуация складывается и с проектами, направляемыми на согласование министерствами в Комитет государственного контроля (остальными государственными органами, подчиненными Президенту Республики Беларусь, данные проекты, как правило, согласовываются).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.