на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности
p align="left">Одной из первых негосударственных организаций стала Ассоциация социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации, впоследствии переименованная в Союз социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации занимавшаяся научными исследованиями, в том числе в области профилактики социальной дезадаптации детей и подростков. При ассоциации был создан Центр социальной педагогики АСОПиР, реорганизованный в Институт педагогики социальной работы.

Определенный вклад в создание научной основы социально- профилактической работы внесли негосударственные исследовательские организации:

НИИ детства Российского детского фонда;

Институт детской психотерапии и психоанализа Академии гуманитарных исследований;

некоммерческое партнерство "Центр обучения и исследований проблем детского благосостояния", который особое внимание уделяет исследованию проблем патронатного воспитания, деятельности органов опеки и попечительства, разработке соответствующих методик и законодательных предложений.

Социально и научно значимы инициативы НГО по проведению научно-практических конференций, посвященных рассмотрению проблем социозащитной и профилактической деятельности. Ценность конференций не только в том, что их участники докладывают о результатах новых научных исследований и делятся эффективным опытом. В результате коллективной работы они принимают рекомендации, которые служат ориентиром для дальнейшей деятельности.

Среди общественных объединений, организующих такие конференции (самостоятельно или в союзе с государственными органами), следует выделить следующие:

Всероссийскую ассоциацию социальной помощи детям, нуждающимся в особых условиях воспитания (Всероссийская научно-практическая конференция "Дети и насилие");

консорциум "Социальное здоровье России" (международные конференции "Терпимость и толерантность вместо насилия в семье и обществе", "Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России", "Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования", "Социальное здоровье детей и молодежи как национальная идея современной России";

Независимую ассоциацию детских психиатров и психологов (Российская научно-практическая конференция "Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков");

межрегиональную общественную организацию "Ассоциация работников социальных служб" (национальные конференции "Проблемы социальной работы в России" и "Социальное обслуживание населения: современное состояние, проблемы и перспективы", на которых рассматривались вопросы профилактики Детской безнадзорности; международная конференция "Психологическое консультирование и психотерапия" и др.);

Союз социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации (международная научно-практическая конференция "Молодежь России на рубеже веков" 1999 г., г. Березняки Пермской области; Всероссийская научно-практическая конференция "Молодежь в XXI веке: социальное участие" 2000 г., г. Тамбов и др.);

-общероссийскую общественную организацию "Детские и молодежные социальные инициативы" (ДИМСИ), которая ежегодно проводит несколько региональных и общероссийских конференций, выпускает сборники различной тематической направленности, помогающие специалистам вести работу с позиций профилактики беспризорности и безнадзорности и развития детской и молодежной социальной инициативы [21].

Выпуск печатных и электронных периодических изданий освещающих проблемы профилактики детской безнадзорности. В настоящее время в России существуют несколько десятков газет, журналов, информационных бюллетеней и других периодических изданий, а также большое число вебсайтов в Интернет, которые выпускаются общественными объединениями. Многие них регулярно и достаточно подробно освещают проблемы профилактики детской безнадзорности. Это дает возможность отдельным специалистам и заинтересованным организациям узнавать об интересном опыте и новых инициативах, знакомиться с научными методическими подходами к социально-профилактической работе.

Систематически публикуют соответствующие статьи и материалы журналы "Работник социальной службы", "Социальное обслуживание", "Отечественный журнал социальной работы" (издания "Ассоциация работников социальных служб"), "Социальная работа (издание общероссийской общественной организации Союз социальных педагогов и социальных работников), "Красный Крест россу (учредитель - Российское общество Красного Креста), "Наша жизнь" (издание Кировского областного отделения МОО "Ассоциация работников социальных служб" совместно с Департаментом социальной защиты населения администрации Кировской области), "Вестник Краснодарской ассоциации работников социальных служб" и др. В еженедельных информационных выпусках НГО "Агентство социальной информации" (АСИ), осуществляющих сбор и распространение новостей о гражданских инициативах в России и деятельности негосударственного сектора в самых разных сферах.

постоянно публикуются сообщения о практических акциях по решению проблемы детской безнадзорности. В зависимости от характера они помещаются в рубриках "Социальная защита", "Благотворительность", "Дети и молодежь", "Третий сектор" и др. Кроме того, АСИ периодически выпускает информационно-аналитические бюллетени по различным темам, в том числе имеющим прямое отношение к проблеме безнадзорности. Только за последние годы вышли бюллетени "Дети на свободе", "Нетипичная" семья: проблемы и решения", "Психическое здоровье россиян на пороге XXI века", "Дети и СПИД" и т.д.

Особо следует отметить, что именно неправительственными организациями - консорциумом "Социальное здоровье России" и МОО "Ассоциация работников социальных служб" - учрежден единственный в стране специализированный журнал "Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы", посвященный проблемам профилактической и реабилитационной работы с подростками с девиантным поведением. Большое внимание проблемам беспризорных детей и помощи им уделяет издаваемая в Санкт-Петербурге газета "На дне" (учредитель- благотворительный фонд "Ночлежка").

Центр практической психологии "Катарсис" (Москва) выпускает серию видеопособий по проблемам профилактики асоциальных поступков детей и подростков ("Диагностика наркотической зависимости у подростков", "Наркозависимость. Профилактика у подростков", "Техника семейной психодиагностики", "Как выработать самостоятельность и ответственность у ребенка" и др.) См.: Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - № 3. - С. 95-96..

Как лидерам НГО, так и руководителям органов управления и служб социальной помощи семье и детям важно знать о ценном опыте организаций третьего сектора, действующих в области профилактики девиантного поведения детей. Систематизированная информация об общественных организациях, имеющихся в регионе, позволяет их лидерам и специалистам органов управления устанавливать деловые контакты. Литература, содержащая такого рода сведения, издается как государственными структурами, так и общественными объединениями. Так, Институт социальной работы МОО "Ассоциация работников социокультурных служб" выпустил справочник "Благотворительные организации социальной направленности", в котором даны десятки адресов негосударственных общественных и благотворительных объединений, работающих с детьми и семьями группы риска, содержится краткое описание деятельности этих НГО [14]. Институтом проблем гражданского общества при финансовой поддержке Европейского союза осуществлены выпуски сборников статей "Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт". В книгах представлены рассказы руководителей, специалистов и добровольцев некоммерческих организаций о проблемах, возникающих в процессе повседневной деятельности, I и способах их решения, в том числе в таких важных аспектах, как взаимодействие с органами власти, поиск ресурсов, работа со спонсорами, привлечение волонтеров. Сборники снабжены комментариями и рекомендациями, разработанными на основе обобщения практики авторов статей, среди которых немало лидеров НГО, занимающихся социозащитной деятельностью [62, 63].

Подобную издательскую деятельность осуществляют и другие НГО: российское представительство CAP (Москва), Северо-Западный центр общественного развития (Великий Новгород), Российский центр гражданского образования (Санкт-Петербург), Нижегородская ассоциация неправительственных некоммерческих организаций "Служение", межрегиональный общественный фонд "Сибирский центра поддержки общественных инициатив" (Новосибирск) и т.д. Как пра-1 вило, все они выполняют функцию ресурсных центров, поддерживающих развитие третьего сектора в своих регионах.

Таким образом, многогранный опыт содержательной и обеспечивающей деятельности общественных объединений в сфере профилактики детской безнадзорности, реализуемой во взаимодействии с государственными структурами и службами социальной помощи семье и детям, свидетельствует о значительном потенциале, коте рым обладают НГО в данной области. Полноценное и эффективно использование этого потенциала в интересах решения проблем безнадзорности и асоциального поведения детей и подростков, взаимовыгодное сотрудничество - важнейшая задача органов социальной защиты населения и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

III. Практика и проблемы сотрудничества органов управления и служб социальной помощи семье и детям с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

§1. Поддержка социальных инициатив НГО и привлечение их к решению социальных задач

Фундаментальным условием оптимальной реализации созидательного потенциала НГО по профилактике детской безнадзорности является сотрудничество общественных объединений с органами управления, всесторонняя поддержка ими инициатив гражданского общества. Изучение реального положения дел в организации такого сотрудничества выявило, что наряду с положительными результатами имеется большое число нерешенных проблем.

Самым существенным в позитивной практике сотрудничества НГО и государственных структур следует считать опыт финансового обеспечения инициатив общественных объединений, в том числе программ и проектов профилактики детской безнадзорности. Именно компонент финансовой поддержки закономерно выдвигается как приоритетный во всей системе сотрудничества. Общественные объединения в целом располагают достаточным креативно-деятельностным, институциональным, кадровым и интеллектуальным потенциалом, необходимым для достижения эффективных результатов, но в рамках современного российского законодательства неразрешимой (без наличия доброй воли со стороны властных структур) является проблема финансирования социально ценных инициатив.

Ощутимые практические результаты активности третьего сектора, как правило, можно видеть только там, где органы власти находят возможность его адекватной финансовой поддержки. В ином случае НГО вынуждены ограничивать воплощение своих замыслов размерами самостоятельно заработанных средств, спонсорской помощью, фантами зарубежных благотворительных организаций.

Безусловно, в ситуации жесткой нехватки бюджетного финансирования находится вся социальная сфера страны. Но если государство, включая местное самоуправление, признает формирование гражданского общества приоритетом дальнейшего развития страны, оно будет изыскивать и найдет резервы финансового обеспечения наиболее значимых инициатив НГО.

Сегодня можно констатировать, что органы власти ряда регионов России с пониманием относятся к этой проблеме. Так, в Москве взаимодействие государственных организаций и общественных объединений, включая и решение проблем безнадзорности несовершеннолетних, осуществляется разными путями, и не в последнюю очередь через поддержку инициатив НГО городскими грантами. Эти гранты выдаются на конкурсной основе, методом привлечения общественных объединений к реализации городских программ с выделением соответствующих финансовых средств, а также путем проведения конкурса социально значимых программ организаций третьего сектора. Победители конкурса получают стартовый капитал от 50 до 200 тыс. руб. и, привлекая другие источники, успешно реализуют свои проекты и программы. Принят закон города Москвы "О взаимодействии органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями"; открыт центр "Социальное партнерство", который стремится укрепить связи муниципальных и государственных структур; создан Московский дом общественных организаций -центр связи городских властей с представителями гражданского общества; учрежден фонд "Московская программа общественного развития", который оказывает помощь НГО, привлекая спонсоров и инвесторов [18, с. 188-199].

Именно таким путем органами власти Москвы реализуется в целом продуктивная идея построить эффективную систему привлечения НГО к решению социальных задач.

Вместе с тем нельзя не отметить, что существенным изъяном принятой в Москве модели взаимодействия органов власти и НГО является устранение из системы сотрудничества отраслевых органов управления такими сферами, как социальная защита, образование и здравоохранение. Все нити координации управления системой взаимодействия и контактов с общественными объединениями и их финансовой поддержки сосредоточены в одной структуре - Комитете общественных и межрегиональных связей. Понятно, что функционально ориентированная структура не может обеспечить компетентное решение вопросов содержания совместной деятельности НКО и органов власти, курирующих отрасли городской социальной сферы; кроме того, она не имеет властных полномочий на это. По мнению экспертов, целесообразным является подход, когда каждый из отраслевых управленческих органов самостоятельно в пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие с общественными объединениями, поддерживая их инициативы либо привлекая к решению актуальных проблем своего сектора социальной сферы. Координацию этой деятельности, а также решение вопросов взаимодействия на межотраслевой (или внеотраслевой) основе призван осуществлять функциональный орган управления. Именно так выглядит модель сотрудничества органов управления и НГО тех регионов, где она близка к оптимальной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.