на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Органы обеспечения безопасности
p align="left">В эпоху сословно - представительной монархии (середина 16 -середина 17 века) на смену дворцово-вотчинной пришла приказная система управления. Так, Разбойный приказ занимался сыском и судом по «разбойным делам» и через органы губного и земского управления осуществлял руководство местной полицией. См.: «Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность» С.А.Воронцов -Ростов на Дону, Феникс, 1999г.,стр55

В каждом губном округе образовывалась «губная изба», во главе которой стоял губной староста, из дворян или боярских детей. Губные старосты осуществляли судебно - административный и полицейский надзор за уездами: вели борьбу с разбойниками, занимались делами об убийствах, заведовали тюрьмами и т.п.

В первой четверти 17 века в целях укрепления власти на местах в 146 городах с уездами были назначены воеводы. Но круг их полицейских обязанностей не был четко определен законодательством и наказами. Основные полицейские функции сводились к охране общественного порядка. Во второй половине 17 - начале 18 века в России утверждается абсолютная монархия, для которой характерна детальная регламентация службы и быта подданных.

В 1702 году органы губного самоуправления были упразднены. Их функции перешли к воеводам. После образования в 1710 году губерний полицейские функции были возложены в числе других на губернаторов, После учреждения в 1719 году провинций поставленные во главе их воеводы, подчиненные губернаторам, также были наделены полицейскими функциями.

В городах полицейские функции входили в компетенцию магистратов - учрежденных Петром 1 органов городского самоуправления. Первая специальная полицейская должность в России появилась в 1718 году - в Петербурге был учрежден генерал - полицмейстер. К 1722 году полицмейстеры появились во многих крупных городах (в Москве - обер-полицмейстер). При них создавались канцелярии полицмейстерских дел. В 1733 году в 23 губернских, провинциальных и некоторых более мелких городах были созданы полицмейстерские конторы, возглавляемые, полицмейстером из офицеров местного гарнизона.

Коренная перестройка органов общей полиции была осуществлена в период царствования Екатерины 2. в своем знаменитом Наказе 1767 года Екатерина определяла полицию как « установление, попечению которого все то принадлежит, что служит к сохранению благочиния в обществе». Реорганизация органов полиции связана с губернской реформой 1775 года. В соответствии с «Учреждением для управления губерний» в уездах была введена должность земского исправника (капитана), который возглавлял полицейский орган - нижний земский суд. Охрана « тишины и спокойствия » в уездном городе возлагалась на городничего, выполнявшего на территории города функции, аналогичные тем, которые отправлялись капитаном - исправником в уезде. См.: «Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность» С.А.Воронцов -Ростов на Дону, Феникс, 1999г.,стр.59

Крупной вехой в перестройке местной полиции было издание в 1782 году «Устава благочиния», определявшего устройство полицейского аппарата в городах. Согласно этому акту, в городах создавались новые полицейские органы - управы благочиния, В губернских городах они возглавлялись полицмейстерами, в уездах - городничими.

В состав управы благочиния, кроме полицмейстера (городничего) входили 2 пристава (по уголовным и по гражданским делам) и 2 ратмана, избиравшиеся городским собранием.

В соответствии с уставом населенный пункт разделялся на части (200 -700 дворов), во главе которых ставились частные приставы, утверждавшиеся губернским правлением по представлению городничего. Центральным органом являлось особое полицейское учреждение - канцелярия частного пристава, называвшаяся « частный » или « съезжий » дом (или просто «часть»). При каждой части столичных и крупных губернских городов учреждалась "частная" полицейская команда. Частный пристав имел при себе двух "градских сержантов", которые всюду его сопровождали.

Части делились на кварталы (по 50 - 100 дворов). Полицейские функции в каждом квартале исполняли квартальный надзиратель и его помощник - квартальный поручик. Квартальный надзиратель утверждался управой благочиния по аттестации частного пристава. Квартальный поручик избирался жителями квартала на 3 года. За порядком на улицах наблюдали рядовые полицейские - будочники.

Политический сыск при Елизавете Петровне осуществлялся менее активно, чем в предыдущие годы. Тем не менее, информация о жестокости политической полиции вызвала рост недовольства населения. Сменивший Елизавету Петровну на троне Петр 3 21 февраля 1762 года издал манифест об уничтожении Тайной канцелярии, обосновав свои действия позитивными изменениями в обстановке, произошедшими со времен Петра Великого, когда это учреждение было создано. Однако орган политического сыска ликвидирован не был. Еще до публикации манифеста об упразднении Тайной канцелярии было принято решение об учреждении Тайной экспедиции при Сенате.

Пришедшая к власти после смерти Петра 3 Екатерина 2 в октябре 1762 года, внесла существенные изменения в организацию нового тайного ведомства. Согласно ее распоряжению, Тайная экспедиция оказалась в подчинении только у одного генерал -- прокурора, пост которого в царствование Екатерины 2 был одним из самых важных в государстве. Это обстоятельство обеспечивало органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других учреждений и сохранение наиболее полной секретности расследования. См.: «Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность» С.А.Воронцов -Ростов на Дону, Феникс, 1999г.,стр65

Начало царствования Александра 1 ознаменовалось изданием манифеста об уничтожении Тайной экспедиции. Однако либеральные у настроения нового императора продолжались недолго. Так, в 1805 году был учрежден « Комитет высшей полиции », в 1807 - « Комитет для рассмотрения дел оп преступлениям, клонящимся к нарушению общественного спокойствия». В 1810 году в России по французскому образцу создается Министерство полиции, компетенцию которого вошло выявление, предупреждение и пресечение государственных преступлений. Главными средствами нового министерства были избраны шпионаж и провокация. В составе министерства функционировала Особенная канцелярия - орган политического сыска, осуществлявший наряду с борьбой с « инакомыслием » подданными России также и функции контрразведки. (См. Приложение 1)

В 1819 году в связи с упразднением Министерства полиции и включением его аппарата в Министерство внутренних дел Особенная канцелярия перешла в ведение МВД. Политическим розыском занималась также Экспедиция тайной полиции при петербургском генерал губернаторе. Свой проект создания секретной службы, который одобрил Александр 1, представил командир гвардейского корпуса князь Васильчиков. Специальная полиция была создана и в армии, где с 1815 года стали формироваться « жандармские полки ». См.: «Разведчик, партизан, военный министр России» // А.Н.Ицков. Военно-исторический журнал - 2001г - №1 - стр72

2 См.: «Правоохранительные органы» А.П.Рыжаков, Москва, Инфра-М, 2001г стр. 82

Деятельность общей полиции со второй половины 18 века по первую четверть 19 века связана со слиянием городского сословного самоуправления с органами полиции. Вместо управ благочиния и городских дум были учреждены городские правления - ратгаузы. Соединявшие, в себе административно - полицейские, финансово - хозяйственные и частично судебные функции.2

В 1802 году было создано Министерство внутренних дел, основной задачей которого было определено заботиться «... о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи ». В 1810 году из Министерства внутренних дел выделилось Министерство полиции для управления административно - полицейскими учреждениями. Структурно Министерство полиции состояло из двух канцелярий (общей и особенной) и трех департаментов.

В силу общих задач Министерства полиции и внутренних дел, а также финансовых проблем правительства в ноябре 1819 года Министерство полиции было упразднено и его аппарат передан в состав МВД.

Опыт децентрализации спецслужб не оказал позитивного влияния на позитивность их работы. Поэтому в 1826 оду Николай 1 расширил Собственную его императорского величества канцелярию. То, что оставалось от ранее существовавшей канцелярии, было сведено в Первое отделение. Дополнительно были введены Второе отделение, занимавшееся кодификацией законов и Третье отделение, призванное следить за их безусловным исполнением.

Первоначально Третье отделение состояло из четырех экспедиций. Первая - ведала политическими делами, наблюдала за деятельностью революционных организаций. Вторая осуществляла надзор за сектами, уголовными преступниками. Третья вела наблюдение за проживающими в России иностранцами. Четвертая вела переписку « о всех вообще происшествиях », ведала личным составом Третьего отделения. Постепенно работа ведомства усложнялась. В 1828 году к числу возложенных на отделение функций была добавлена цензура драматических произведений и периодических изданий, выделенная в 1842 году в Пятую экспедицию. Существеннейшим отличием нового ведомства от предшествующих являлось то, что кроме центрального органа были созданы периферийные структуры политического сыска. См.: «Правоохранительные органы» А.П.Рыжаков, Москва, Инфра-М, 2001г стр87

Третье отделение имело следующие функции:

1) все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей полиции;

2) введения о числе существующих в государстве разных сект и расколов;

3) известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и прочим, коих разыскание и дальнейшее производство остается в зависимости от министерств финансов и внутренних дел;

4) сведения подробные обо всех людях, под надзором полиции состоящих, равно как и все по сему предмету распоряжения;

5) высылка и размещение людей подозрительных и вредных;

6) заведование - наблюдательное и хозяйственное - всех мест заточения, в коих заключаются государственные преступники;

7) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в предел государства прибывающих и из оного выезжающих;

8) ведомости обо всех без исключения происшествиях;

9) статистические сведения до полиции относящиеся.

Надзор и контроль Третьего отделения распространялись, согласно секретным инструкциям, и на государственные учреждения в центре и на местах. Таким образом, Третьему отделению, как органу, состоящему непосредственно при императоре, отводилось особое место в государственном аппарате, не зависимое от администрации и общей полиции. См.: «Правоохранительные органы» А.П.Рыжаков, Москва, Инфра-М, 2001г стр112

Просуществовав до 3 марта 1880 года, 1ретье отделение указом императора Александра 2 было передано в ведение вновь созданной Верховной распорядительной комиссии. 6-го же августа 1880 года Третье отделение было упразднено, а его функции переданы Министерству внутренних дел. Конкретно департаменту государственной полиции, образованному при МВД. Компетенция департамента была весьма широкой:

1) предупреждение и пресечение преступлений и охранение общественной безопасности и порядка;

2) ведение дел о государственных преступлениях;

3) организация и наблюдение за деятельностью полицейских учреждений;

4) охранение государственных границ и пограничных сообщений;

5) выдача паспортов русским подданным, видов на жительство в России иностранцам и т.п.;

6) наблюдение за изготовлением, хранением и транспортировкой оружия и взрывчатых веществ;

7) наблюдение за всеми видами культурно - просветительской деятельности, и утверждение уставов различных обществ, а также исполнения ряда второстепенных обязанностей. См.: «Правоохранительные органы» А.П.Рыжаков, Москва, Инфра-М, 2001г стр125

Решение задач выявления и предупреждения преступлений на ранних стадиях требовало создания соответствующего механизма получения первичной информации « о политических настроениях в различных слоях общества », а также формирования структур для руководства розыскной работой по делам о государственных преступлениях. Центральным розыскным органом Российской империи стало Санкт - Петербургское охранное отделение.

«Общее учреждение губернское» устанавливало, что предметы ведомства полицейских управлений и подчиненных им лиц касаются:

1) наблюдения за исполнением законов, охранения безопасности и дел общественного благоустройства;

2) исполнения обязанностей по делам казенного управления;

3) исполнения обязанностей по делам судебного ведомства;

4) исполнения обязанностей по делам военного ведомства.

Указом от 5 апреля 1879 года временные генерал - губернаторы были наделены особыми административными полномочиями:

1) правом административной высылки всех лиц, «дальнейшее пребывание которых в тех местностях они признают вредными»;

2) правом ареста любого лица;

3) правом приостановления или запрещения периодических изданий;

4) правом «вообще принимать те меры, которые по местным обстоятельствам они признают необходимыми для охранения спокойствия в вверенном им крае».

Деятельность общей полиции в первой половине 19 века развивалась следующим образом. В 1837 году были учреждены станы, во главе которых стояли назначаемые губернатором из числа местных дворян становые приставы. В отправлении полицейских функций становой пристав опирался на сельскую выборную полицию государственных крестьян - сотских и десятских, а также на вотчинную полицию помещиков. В декабре 1862 года произошло объединение уездной и городской полиции. Было создано единое уездное полицейское управление во главе с исправником и его помощником. См.: «Как «реконструировали» контрразведку в 1917 г году» // А.А.Зданович, Военно-исторический журнал - 1998г - №3 - стр50

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.