на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные пути повышения эффективности государственного управления в регионе
p align="left">1) Конституция, где определены принципы построения системы власти и принципы формирования государственной политики;

2) федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;

3) видовые федеральные законы, постановления Правительства РФ о целевых программах;

4) подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;

5) государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности;

6) распоряжения органов государственного управления (административного и оперативного характера), судебные решения Лексин В.Н., Щвецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2008..

Важными элементами политического цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению.

Стоит отметить, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Федеральный центр диктует условия федерального бюджетирования, налогообложения и регионального развития. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и пр Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина; под ред. профессора Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008..

В соответствии с федеральными законами по предметам государственной региональной политики органы власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы субъектов Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты по предметам государственной региональной политики могут приниматься только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В государственной региональной политики можно выделить политический, социальный и экономический аспекты. Ее содержание сводится к созданию эффективной властной вертикали и системы разделения полномочий между центром и регионами (подобное в том или ином виде существует во всех странах - и унитарных, и федеративных).

Экономический аспект предполагает дифференцированное развитие регионов, повышение эффективности региональных экономик и государственное регулирование финансовых потоков между территориями и центром.

Сюда можно отнести федеральные целевые программы, направленные на выравнивание экономического пространства в регионе, такие, как: программа развития Калининградской области на период до 2014 года, программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", программа "Юг России (2008-2012 годы) ". Суть их в повышении уровня жизни в регионах за счет финансирования здравоохранения, промышленности и пр.

Изучение сферы отношений между центром и регионами основывается на результатах анализа региональной структуры государства, которая отличается большей или меньшей сложностью. Урезание политических прав территорий почти всегда сочетается с ограничением их экономических возможностей.

Как правило, работают две модели экономического аспекта государственной политики для регионов - перераспределительная (распределение средств госбюджета по схеме "регион - центр - регион" через систему трансфертов, дотаций, субвенций, грантов) и структурная (целевое финансирование территорий и создание благоприятного инвестиционного климата). Государство по установленным критериям выделяет районы развития и ареалы помощи, обеспечивая привлечение в них дополнительных средств; составляет региональные хозяйственные программы; создает корпорации развития территорий обеспечивает введение в регионах особого экономического (обычно льготного) налогового или таможенного режима по типу зон свободной торговли, свободных экономических и даже внутренних оффшорных зон.

Анализ ситуации в современной России показывает, что в ней в принципе реализуется как перераспределительная, так и структурная модели экономического аспекта государственной региональной политики, хотя с явным упором на трансфертное перераспределение. Тяжелая экономическая ситуация не позволяет государству осуществлять многообразные региональные программы и предоставлять территориям особый экономический статус. Политика 1990-х годов, которая ознаменовалась подписанием множества программ регионального развития, созданием особых экономических зон и внутренних оффшоров на базе субъектов Федерации и закрытых административно-территориальных образований, постепенно заменяется политикой максимальной централизации финансов и скудного выделения средств по трансфертам.

Социальный аспект государственной региональной политики направлен на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

К нему относятся программы по поддержке незащищенных слоев населения. Здесь можно озвучить предоставление субсидии на постройку и покупку жилья малоимущим гражданам - "Жилище" на 2002-2010 годы, поднятие культурного уровня в субъектах РФ - "Культура России (2006-2010 годы) , здравоохранение и взращивание здоровой нации - "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011" годы, а также "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы".

Социальный аспект государственной региональной политики может быть рассмотрен с двух сторон: организационной и содержательной.

С организационной - системность социального аспекта выражается во взаимодействии субъекта и объекта в целях упорядочения последнего, сохранения его качественной определенности и целенаправленного развития. Объект (управляемая подсистема) и субъект (управляющая подсистема) образуют основу социального аспекта политики, а связи между ними - его структуру.

Объектом социального аспекта государственной региональной политики являются отдельные индивиды, социальные общности и общество в целом, с одной стороны, и социальные отношения, складывающиеся между социальными общностями и отдельными индивидами в рамках той или иной социальной общности, с другой Лексин В.Н., Щвецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2008..

В качестве субъекта выступают органы государственной власти и управления. Главной задачей субъекта является согласование, гармонизация интересов социальных общностей, отдельных индивидов в процессе осуществления их жизнедеятельности в обществе, реализация их общего интереса с целью обеспечения развития каждого из них и общества в целом.

С содержательной точки зрения структурное рассмотрение социального аспекта государственной региональной политики предполагает определенный набор элементов, характеризующих ее внутреннее содержание. Они определяют совокупность воздействий на социальные процессы в целях достижения нового качественного состояния социальных отношений. При этом приоритетными являются направления по регулированию социальных процессов, которые имеют негативную динамику Чумаченко Н.Г. Региональное управление и научно-технический прогресс. Киев: Знание, 2008..

Содержательная модель социального аспекта политики формируется на базе ее организационного строения. Она представляет собой совокупность регулятивных мер, с помощью которых субъект воздействует на объект для достижения определенного качественного состояния последнего.

В структуре социального аспекта государственной региональной политики региона можно выделить три крупных блока:

- политика, направленная на реализацию на территории региона федеральной политики для достижения общегосударственных целей;

- политика, направленная на реализацию целей региона;

- регулирование развития более дробных частей (районов, городов области) для обеспечения определенных пропорций их развития.

В конечном итоге ситуация в социальной сфере государственной региональной политики на территории субъекта РФ является результатом реализации всех этих блоков (политики различных уровней).

Отношение федерального центра к регионам в современной России нуждается в комплексном изучении, и политический аспект развития представляется нам одним из самых важных.

Политический аспект сводится к многоуровневой системе рекрутирования граждан в политику. Он начинается с простейших, элементарных форм участия, и развивается до высших уровней - политических лидеров.

К примеру, с 2000 года можно наблюдать процесс формирования, а затем трансформации в политическую элиту партии "Единая Россия". "Единая Россия" сегодня является правящей партией. Она создает условия для политического участия в субъектах РФ. Здесь, несомненно, существует политический аспект государственной региональной политики.

В зависимости от характера политического режима, традиций, размеров территории и численности населения, развитости коммуникаций и ряда других факторов, возможно разное сочетание прямого (непосредственного) и опосредованного (представительного) политического участия граждан. Важнейшими агентами и, одновременно, посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения. К примеру, можно наблюдать политический аспект государственной региональной политики России в такой форме политического участия, как митинги - как в защиту политики федеральной власти, так и против. Одни россияне поддерживают проводимые в стране антикризисные меры, другие высказываются против повышения цен, тарифов ЖКХ и повышения пошлин на ввоз иномарок.

Конкретные формы, виды, способы, уровни, объем и результаты участия граждан в государственной региональной политике выражают процессуально-функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. На степень политического участия оказывают влияние социокультурная и географическая среда (семья, коллектив, тип места жительства, развитость инфраструктуры), социально-экономические факторы (уровень образования, объем свободного времени, благосостояние, наличие материальных средств, доступ к информации, членство в политико-государственной иерархии). Имеют значение также социально-демографические и национально-этнические факторы.

Таким образом, экономический, социальный и политический аспекты государственной региональной политики тесно связаны между собой. Разработка и эффективная реализация моделей каждого из аспектов повлечет региональное развитие, а значит, и повышение эффективности государственной политики в целом Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. - М.: Наука, 2008. - 126 с..

1.3 Цели и задачи региональной экономической политики

Цели региональной экономической политики государственных властных структур тесно связаны с целями регионального развития. Поэтому прежде чем определить цели политики, дадим определение целей развития экономики региона, имеющих объективный характер и обусловленных нынешним состоянием и перспективами развития региона.

Целью региональной политики в экономической сфере является рациональное использование разных видов ограниченных производственных ресурсов в целях повышения уровня и качества жизни на пути использования эффекта территориальной агломерации и кооперации, объективных преимуществ межрайонного разделения труда.

Цели региональной политики в социальной сфере состоят в обеспечении достойного уровня жизни в каждом регионе, создании примерно равных жизненных шансов для всех граждан, реализации права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности, ослаблении внутренней социальной напряженности.

В условиях переходного периода государственное регулирование региональной экономики преследует несколько иные целевые установки:

1) в качестве высшей цели выступает обеспечение условий

повышения уровня жизни населения регионов путем достижения устойчивого экономического роста;

2) построение совместно с регионами собственного российского варианта общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной рыночной экономики;

3) проведение целенаправленной структурной, инвестиционной и научно-технической политики, стимулирование деловой активности реального сектора экономики, решение социальных проблем экономического реформирования;

4) обеспечение экономической безопасности региона. При этом под экономической безопасностью региона понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость поступательного развития экономики территории Фетисов Г.Г., Орешин В.П.Региональная экономика и управление: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2009. -- 416 с..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.