на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные пути повышения эффективности государственного управления в регионе
p align="left">В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления.

Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме:

- административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;

- правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование);

- рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического).

Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами.

Только административные методы не могут обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе регионального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства -- через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций -- субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.

Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.

Государственный заказ как инструмент прямого регулирования регионального воспроизводства. Государственный заказ в соответствии с действующим законодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ) представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регионального бюджетов.

Государственный заказ -- инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей между производителями и потребителями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального соотношения между спросом и предложением.

Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. Он формируется исходя из основных задач и функций, конституционно закрепленных за каждым уровнем государственной власти.

Различают заказы общегосударственного (федерального) и регионального (субъектов РФ) уровней Лексин В.Н., Щвецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2008..

Основные принципы и порядок формирования, финансирования и размещения государственного заказа устанавливаются государственным законодательством. Федеральное или региональное правительство или иные органы соответствующего уровня исполнительной власти определяют заказчиков. Те от имени государства в рамках выделенных финансовых ресурсов размещают заказы среди подрядчиков и наряду с ними несут ответственность за их выполнение. Принципиальное значение имеет четкое разделение полномочий по формированию портфеля заказов и распоряжению средствами, выделенными для их финансирования.

Совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице создает условия для завышения объемов государственного заказа и неоправданного увеличения государственных расходов.

Финансирование государственного заказа осуществляется за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется, и привлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованных частных (зарубежных) инвесторов. Заказы размещаются и финансируются либо через механизм государственных контрактов, заключаемых между заказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), либо путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг (что имеет место главным образом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и т.д.).

Государственный контракт -- договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ или субъекта РФ с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета (федерального или регионального).

Различают два основных типа контрактов: фиксированной цены и возмещаемых издержек. Первые предполагают предварительное определение и фиксирование величины издержек, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, что допускает широкую самостоятельность подрядчика при выполнении заказа. В случае превышения заранее установленной контрактной цены подрядчик принимает на себя и весь финансовый риск. Контракты данного типа получили распространение при размещении заказов на производство и поставку гражданской продукции текущего ассортимента.

Реализация контрактов второго типа базируется на том, что величина издержек на реализацию мероприятия заранее не фиксируется и государственные органы власти возмещают все затраты на мероприятие, оговоренное в контракте Фетисов Г.Г., Орешин В.П.Региональная экономика и управление: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2009. -- 416 с..

2. Анализ государственного управления в регионе на примере Ямало-Ненецкого автономного округа

2.1 История становления и развития Ямало-Ненецкого автономного округа

Первые сведения о ямальской земле, о коренных народах испокон веку проживавших на ней - ненцах и ханты, относятся к XI веку. Однако новгородские купцы проникали на Край Земли (именно так переводится с ненецкого слово Ямал) и раньше. В первоначальных представлениях новгородцев о богатствах северной земли и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени там падают на землю как дождь из туч.

С 1187 года нижняя Обь входила в «волости подданные» Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, к титулам которых с 1502 года добавились «Обдорские и Югорские».

Вот в 1592 году царь Федор снарядил поход для окончательного покорения земель «великой Оби». В 1595 году один из казацких отрядов построил укрепление под название Обдорск (сегодня это столица Ямало-Ненецкого автономного округа - Салехард). В 1601 году на реке Таз появился острог Мангазея, превратившийся в главную базу ясачных операций вплоть до Лены и Енисея. Включение северных земель в состав сильного русского государства имело прогрессивное значение. Установление прочных экономических связей с народностями Обского Севера содействовало росту могущества России. Поступление пушнины принесло казне дополнительные доходы, расширило торговый оборот с заграницей. В 1660 году сибирская казна давала свыше 600 тысяч рублей или около одной трети доходной части бюджета государства. Обдорск долго оставался последним русским населенным пунктом на Обском Севере.

Постепенно росло население, менялось административное деление. В крае развернулась широкая торговля пушниной, северной белорыбицей, мамонтовой костью, рыбьим клеем, птичьим пером, березовой чагой, лодками, меховой одеждой и другими товарами. Этому способствовала знаменитая Обдорская ярмарка. В январе-феврале сюда съезжались ненцы и ханты, собирались купцы Тобольской, Енисейской, Архангельской губерний. Денежной единицей служил белый песец. Ярмарка по обороту капиталов была одной из первых в Тобольской губернии.

К началу двадцатого века из Обдорска ежегодно вывозилось на рынки до 200 тысяч пудов рыбы и около 50 тысяч меховых шкур (песец, лиса, белка, горностай и др.).

Наряду с ширящимся экономическим освоением Обский Север оставался краем полнейшей культурной отсталости. Вековое отставание здесь усугубилось последствиями мобилизации и прямых грабежей во время гражданской войны. Первоначальными мероприятиями новых властей была организация продовольственного снабжения, торговли, северных промыслов. Были открыты фактории в Яр-Сале, Щучье, Шурышкарах и др. Социально-культурные задачи включали повышение общеобразовательного уровня людей - ликвидацию неграмотности; организацию школьной системы, первых очагов культуры - изб-читален, народных домов; создание первых больниц и фельдшерских пунктов.

10 декабря 1930 года президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление 'Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера'. В числе новых восьми национальных округов РСФСР был образован в составе Уральской области Ямальский (Ненецкий) округ с центром в селе Обдорск. 20 июня 1933 года село Обдорск переименовано в поселок Салехард, а его сельсовет был реорганизован в поселковый.

По данным Всесоюзной переписи населения в 1939 году в округе проживали 45734 человека, в том числе 15348 кочевников.

Основными отраслями экономики округа в предвоенные годы оставались рыбная промышленность и оленеводство, высокими темпами росли заготовки пушнины - в 10 раз с 1931 по 1940-й год. После образования округа стала развиваться совершенно новая отрасль - растениеводство. В При- и Заполярье стали выращивать картофель, овощи, кормовые корнеплоды.

В 1931-1932 годах на Ямале появились первые самолеты, а в 1937 году была установлена прямая авиасвязь с Омском Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ, 2009..

Особое внимание было уделено народному образованию. В 1940 году в 46 школах округа обучалось 4500 учащихся, действовало 28 интернатов для детей коренного населения. К 1940 году в 10 библиотеках округа было 53 тысячи книг, работали пять Домов ненца, восемь красных чумов, две культурные базы. Народное образование последовательно решило задачи внедрения неполного среднего, а затем десятилетнего обучения детей.

В годы Великой Отечественной войны тысячи ямальцев отправились на фронт защищать Родину. Оставшиеся в тылу женщины, старики, дети самоотверженно трудились. На рыбацких станах, охотничьих тропах, оленьих пастбищах ямальцы помогали всей стране ковать Великую Победу.

После окончания Отечественной войны государством были приняты экстренные меры по преодолению экономических и социальных трудностей на Севере. Прежде всего, было усилено техническое оснащение рыбной промышленности и охотничьего промысла. Быстро развивалась новая отрасль хозяйства - звероводство. На фермах выращивали серебристо-черных лисиц, голубых песцов и норок. На путь наиболее рентабельной традиционной отрасли стало оленеводство - укрепилась производственно-техническая база, широко использовались достижения науки и техники.

В послевоенные годы бурно развивался транспорт и связь. В 1949 году в Лабытнанги пришла железная дорога. На реках курсировали пассажирские суда, пополнился грузовой флот, строились крупные механизированные причалы. С 1964 года введены регулярные рейсы скоростных по тем временам самолетов Ан-24 в Тюмень, Тазовский, Тарко-Сале, а летом 1968 года - в Москву.

Произошло коренное перевооружение средств связи - электрической, телефонной, почтовой. В 1964 году в эфире впервые прозвучали позывные окружного радио, в 1968 году - засветились экраны телевизоров.

В 60-е годы прошлого столетия выросла сеть учреждений культуры: работали 17 домов культуры, 39 сельских клубов, два народных театра, три музыкальные школы, краеведческий музей, дом народного творчества. В 64-х библиотеках имелось 500 тысяч книг, в киносети - более 100 киноустановок.

Ямало-Ненецкий автономный округ - становой хребет экономики России: Эта фраза, часто повторяемая журналистами, как нельзя лучше отражает действительность. Индустриальное будущее автономного округа как главного топливно-энергетического комплекса страны определила новая отрасль - геология. Летом 1958 года в Салехарде была создана Ямало-Ненецкая комплексная геологоразведочная экспедиция. Начались интенсивные поиски углеводородных месторождений. 14 апреля 1962 года в Тазовской тундре забил первый газовый фонтан. С 1964 по 1966 на Ямале разработали еще пять крупных месторождений, в том числе Губкинское с запасом 350 миллиардов кубометров газа и крупнейшее в мире - Уренгойское. 1967 год дал три месторождения, в том числе уникальное - Медвежье. Следующий год принес еще три нефтегазоносные площади. В 1972 году газ Медвежьего по трубопроводу пошел на Урал. В 1978 году заработал газопровод Уренгой-Надым. Газ Вынгапура влился в магистраль Уренгой - Тюмень - Челябинск. Ямальские газ и нефть стали реальностью. Названия небольших поселков, затерявшихся в бесконечных просторах тундры и тайги, - Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Ноябрьск - теперь известны во всем мире.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.