на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные пути повышения эффективности государственного управления в регионе
p align="left">Одним из показателей, характеризирующих уровень развития конкуренции на территории Ямало-Ненецкого автономного округа является состояние реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (далее Реестр), который ведется уполномоченным органом в сфере антимонопольного регулирования - Управлением федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (Ямало-Ненецкое УФАС России).

По данным Ямало-Ненецкого УФАС России в 2007 году в региональном Реестре состояло 144 хозяйствующих субъекта различной формы собственности, в 2008 году - 147, за 9 месяцев 2009 года их число увеличилось до 160.

Наибольшее число включенных в Реестр хозяйствующих субъектов осуществляет свою деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг - 51,8%, в сфере продовольственного рынка (хлебобулочная продукция, рыба, мясо) - 15%, транспорт и связь - 13,1 %, фармацевтическая деятельность -7,5%, прочие виды деятельности 12,6%.

Ямало-Ненецкий автономный округ был и остается главным газодобывающим регионом страны на долгосрочную перспективу, обеспечивающим более 90% общероссийского объема добычи природного газа и более 12% нефти и газового конденсата. Наибольший объем добычи газа приходится на дочерние предприятия ОАО «Газпром» (ООО «Газпром добыча Ямбург», «Газпром добыча Уренгой», «Газпром добыча Надым», Газпром добыча Ноябрьск»), в 2006 году их суммарная добыча составила порядка 89% всей добычи в регионе. Около 10% общей добычи природного газа приходится ОАО «Новатэк», ОАО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» и ОАО «ТНК - ВР».

Основными нефтедобывающими компаниями Ямало-Ненецкого автономного округа являются ОАО «Газпром нефть» (ОАО «Ноябрьскнефтегаз» - 23 млн. т.) и ОАО НК «Роснефть» (ОАО «Роснефть - Пурнефтегаз» - 9,3 млн.т.). Несмотря на то, что с 2005 года наблюдается снижение уровня добычи нефти, по-прежнему темпы и объемы освоения ресурсной базы углеводородного сырья на территории Ямало-Ненецкого автономного округа имеют все основания к дальнейшему росту, особенно при условии интенсивного проведения геологоразведочных работ.

В настоящее время, кроме ОАО «Газпром», на территории Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляют хозяйственную деятельность более тридцати нефтегазодобывающих предприятий. Деятельность компаний в основном осуществляется на востоке и юго-востоке территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Топливно-энергетический комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечен специалистами, обладающими уникальным опытом и квалификацией в области разработки месторождений углеводородного сырья в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера Эффективность государственного управления / Пер.с англ.; общ.ред. С.А.Батчикова и С.Ю.Глазьева. М., 2008..

Базовыми городами газовой промышленности Ямало-Ненецкого автономного округа являются г. Надым с населением 48,7 тыс. человек и г. Новый Уренгой - 114,7 тыс. человек.

Основные нефтедобывающие предприятия базируются в г. Ноябрьск (109,2 тыс. чел.), г. Муравленко (37 тыс. чел.), г. Губкинский (22,1 тыс. чел) и г. Тарко-Сале (19,9 тыс. чел.).

В Ямало-Ненецком автономном округе сосредоточена примерно половина всех нефтегазовых запасов России. Здесь открыто более 220 месторождений углеводородов, которые содержат около 35 трлн. м3 природного газа, или 75% текущих доказанных запасов в России, 13,5 млрд. тонн нефти и 5,1 млрд. тонн газового конденсата. Сейчас в стадии разработки находится менее четверти из указанного количества месторождений и более 70% - пока в стадии разведки.

В соответствии с проектом Энергетической стратегии России на период до 2030 года Ямало-Ненецкий автономный округ, как основной газодобывающий регион, играет особую роль в обеспечении энергетическими ресурсами страны, реализации геополитических и коммерческих интересов России.

В качестве базового района, за счет которого в основном будет расширяться сырьевая база Ямало-Ненецкого автономного округа в среднесрочной и долгосрочной перспективе, определен полуостров Ямал с прилегающими морскими акваториями. Потенциальные ресурсы газа на данной территории оцениваются в объеме 57 трлн. м3, газового конденсата - более 2,5 млрд. тонн и около 4 млрд. тонн нефти. В его пределах открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений с доказанными запасами природного газа 11,6 трлн. м3, нефти и газового конденсата - 500 млн. тонн.

Комплексное промышленное освоение месторождений углеводородного сырья полуострова Ямал является стратегической целью и обязательным условием для развития газовой промышленности России. Наиболее подготовленными к освоению являются Бованенковское и Харасавейское газоконденсатные месторождения. Эти месторождения будут введены в эксплуатацию не позднее 2011 года. В рамках освоения полуострова Ямал ведется строительство железной дороги «Обская - Бованенко», реализуется проект газотранспортной системы «Ямал - Ухта - Европа».

Следует отметить, что территория полуострова Ямал характеризуется высоким уровнем экологической уязвимости. Низкая способность к самовосстановлению природных комплексов Крайнего Севера и Арктики является критичным фактором для коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории промышленного освоения и ведущих традиционный образ жизни. Широкомасштабное индустриальное освоение на территориях исконной среды обитания, ведения традиционного образа жизни, традиционного хозяйствования коренных народов приведет к резкому изменению условий их проживания. Данный вопрос требует адекватной социально-экономической политики государственных органов исполнительной и законодательной власти всех уровней.

Кроме добывающих отраслей промышленности в Ямало-Ненецком автономном округе заметно развивается глубокая переработка углеводородного сырья, ориентированная на утилизацию попутного нефтяного газа. Разработаны инвестиционные проекты на строительство электростанций общей мощностью более 2400 МВт Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2009..

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа является одной из составляющих экономики региона и основным источником жизнеобеспечения коренного населения. В силу естественных климатических условий сельское хозяйство Ямало-Ненецкого автономного округа ориентировано в первую очередь на традиционные для автономного округа отрасли - оленеводство, рыболовство, звероводство, переработка мяса, рыбы и пушно-мехового сырья.

Структура комплекса представлена сельскохозяйственными организациями, сельскохозяйственными перерабатывающими организациями, рыбодобывающими, рыбоперерабатывающими предприятиями, общинами, союзами общин и иными организациями коренных малочисленных народов Севера, частными хозяйствами.

В отраслях сельского хозяйства и рыболовства занято около 7 тысяч человек, в основном представители коренных малочисленных народов Севера.

Ключевой отраслью по количеству занятых, финансово-экономическим показателям и социально-культурной роли в жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера является оленеводство.

Рыболовство также является одной из важнейших отраслей агропромышленного комплекса.

Проводимые в конце прошлого века реформы без учета специфики Крайнего Севера поставили товаропроизводителей Ямало-Ненецкого автономного округа в тяжелое положение. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, рост цен на энергоносители, транспортные и иные услуги, разбросанность производственных объектов на больших территориях привели к снижению финансовых показателей отраслей производства.

Начиная с 2002 года поддержка и развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа производится программно -целевым методом. Реализация программных мероприятий оказала позитивное воздействие на развитие агропромышленного комплекса, в том числе и на традиционные отрасли.

За счет программных средств была укреплена материально-техническая база предприятий. Были увеличены производственные мощности по заморозке рыбы, что позволило сократить продолжительность перевозки рыбы в охлажденном виде и значительно улучшило качество рыбной продукции.

Была произведена модернизация и обновление технологического оборудования, обновление техники и транспортных средств. Внедрение прогрессивных технологий позволило ввести высокотехнологичный убойный комплекс, отвечающий требованиям евростандарта.

С целью сохранения системы материально-технического снабжения предприятий агропромышленного комплекса, заготовок и промыслов было восстановлено 26 факторий.

Для улучшения ведения промысла были приобретены рыбопромысловый и транспортный флоты.

Все это способствовало увеличению валового производства мяса с 569 т. до 1350 т., делового выхода телят оленей на 100 январских - маток с 49,2% до 58,6%, сохранности взрослого поголовья - с 83,5% до 88%, добычи рыбы - с 5,8 тыс. т. до 6,8 тыс. т., выпуску мороженой рыбной продукции - с 2,3 тыс. т. до 4 тыс. т., повышению на 45% производительности труда рыбаков, расширению ассортимента выпускаемой продукции.

Однако современное состояние предприятий агропромышленного комплекса на территории Ямало-Ненецкого автономного округа находится в весьма сложном экономическом положении и нуждается в дальнейшей финансовой поддержке.

Для улучшения работы агропромышленного комплекса необходимо дальнейшее внедрение современных технологий по глубокой переработке оленьего сырья и рыбы, реализация комплекса ветеринарно-профилактических мероприятий, создание на маршрутах движения нормальных производственных и жилищно-бытовых условий для кочевого населения.

На протяжении многих лет торговое и медицинское обслуживание кочующего населения осуществлялось на факториях, где можно было закупить продукты и боеприпасы, сдать мясо и пушнину, получить первую медицинскую помощь. За годы внедрения рыночных реформ фактории пришли в упадок. В последние годы за счет средств государственной поддержки фактории начали восстанавливать. Эту работу необходимо продолжить.

Важнейшим принципом усовершенствования управления агропромышленным комплексом должен быть системный программный подход, обеспечивающий взаимосвязанное совершенствование всех элементов хозяйственного механизма и всех сторон сельской инфраструктуры Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2009..

Розничная торговля

Современное развитие сферы торговли характеризуется количественным и качественным изменениями структуры. По своей сущности, торговая сеть призвана обеспечивать бесперебойность снабжения товарами потребителей и формировать определенную территориальную доступность.

Розничная торговая сеть неравномерно размещена как по территории Ямало-Ненецкого автономного округа, так и внутри населенных пунктов. Средняя обеспеченность торговой площадью по Ямало-Ненецкому автономному округу на 1000 жителей составляет 489,8 м2, при этом, в разрезе муниципальных образований данный показатель значительно варьируется.

Самая высокая обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей сложилась в Надымском районе (976,8 м2) и в г. Губкинский (941,1 м2), а самая маленькая в Приуральском районе (183,2 м2) (почти в 5 раз меньше максимального показателя).

В населенных пунктах прослеживается недостаток стационарных предприятий торговли в местах частной застройки и удаленных от центра микрорайонах. Окраины городов и населенных пунктов не имеют развитой и доступной инфраструктуры по отношению к центральной части.

По состоянию на 01.01.2009 г. на территории Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляют деятельность 4190 торговых объектов.

Лидирующее положение среди муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа по количеству торговых объектов занимает г.Ноябрьск - 1226 объектов, по наличию торговых площадей - г.Ноябрьск (54271 м2) и г.Новый Уренгой (53845 м2).

Данная ситуация объясняется тем, что в г. Ноябрьск большая часть торговых объектов представлена мелкорозничной торговой сетью (павильоны). Тогда как в торговой сети г. Новый Уренгой велика доля объектов, имеющих большую торговую площадь (торговые центры и торговые комплексы).

Специфику региона определяет сложность транспортной схемы многих муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа, поэтому основная масса товара завозится в зимний период и в период навигации. В малочисленные и отдаленные населенные пункты завоз товаров осуществляется малыми партиями, что увеличивает количество посредников и отрицательно сказывается на уровне цен и ассортименте товаров. Средние цены на отдельные потребительские товары в отдаленных населенных пунктах выше уровня цен на эти же товары в крупных городах и в среднем в Ямало-Ненецком автономном округе на 15-20%.

Сегодня на территории Ямало-Ненецкого автономного округа 81 оптовое предприятие, значительная часть из которых нуждаются в полной модернизации. Суммарная площадь, занимаемая предприятиями оптовой торговли, составляет 41 126,5 м2.

Оптовая торговля в Ямало-Ненецком автономном округе находится на низком уровне. Предприятия оптовой торговли размещены в основном в г. Ноябрьск (34), г. Новый Уренгой (14), г. Надым (12), где имеются железнодорожные магистрали.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.