на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Ответственность за совершение преступлений, образующих рецидив
p align="left">Таким образом, и формально, и фактически основание ответ-ственности несудимых лиц и рецидивистов по советскому уголов-ному праву едино. Такое решение вопроса соответствует равенству граждан перед уголовным законом, обусловленному принципом социалистического демократизма советского права. Равенство граждан перед уголовным законом требует прежде всего одинако-вого определения в законе и на практике оснований ответственно-сти -- преступлений22 С этой точки зрения нуждается в изменении ст. 77' УК РСФСР, по которой за действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, ответственность несут лишь особо опасные рецидивисты и лица, осужденные за тяжкие преступления. Указанные в этой статье преступные дейст-вия не меняют своего характера от того, что они совершены другими осужден-ными. Последнее обстоятельство может повлиять лишь на размер наказания, но не на определение преступления -- основания уголовной ответственности.

.

Равное определение в законе и на практике оснований уголов-ной ответственности не означает одинакового решения судьбы уго-ловной ответственности и равной меры наказания разных лиц, со-вершивших аналогичные деяния. Объясняется это тем, что порож-денные преступлением уголовно-правовые отношения не остаются неизменными. Они претерпевают изменения с наступлением юридических фактов, с которыми уголовный закон связывает соответст-вующие последствия. До реализации уголовной ответственности возможны следующие юридические факты, влияющие на уголовно-правовые отношения: отпадение общественной опасности деяния, что дает основание для освобождения от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 50 УК); отпадение общественной опасности личности ви-новного, что является основанием к освобождению виновного от на-казания (ч. 2 ст. 50 УК); отмена соответствующего уголовного за-кона, его изменение либо издание акта амнистии, что может осво-бодить виновного от обязанности понести уголовную ответствен-ность или смягчить ее (ст.ст. 6 и 56 УК); истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности, что, как правило, осво-бождает виновного от обязанности понести уголовную ответствен-ность (ст. 48 УК РСФСР).

Если перечисленных фактов не было и виновный, следователь-но, подлежит уголовной ответственности, то она индивидуализи-руется в зависимости от степени общественной опасности преступ-ления и личности виновного. При определенных, указанных в за-коне условиях возможно применение вместо наказания принуди-тельных мер воспитательного характера или мер общественного воздействия. Следовательно, основание уголовной ответственности неадекватно сумме всех перечисленных выше фактов, влияющих на судьбу и меру уголовной ответственности.

В связи с изложенным выше положением о том, что прошлое деяние и прошлая судимость не влияют на оценку общественной опасности повторного деяния, представляет интерес вопрос о при-роде преступлений, заключающихся в повторном или систематиче-ском совершении административных деликтов, несмотря на при-влечение виновного к административной ответственности (ст.ст. 1561, 166, 166', 197, 197', 198, 198i, 1982, 206 УК РСФСР и т. д.).

Некоторые авторы объясняют отнесение указанных деяний к числу преступлений главным образом повышенной опасностью лич-ности виновного11 О.В. Шишов. Преступление и административный проступок. М, 1967, с. 51; В. П. Малков. Повторность проступка и уголовная ответственность. Казань, 1968, с. 13.

. В. А. Владимиров добавляет, что повторность одновременно повышает общественную опасность деликта, прида-вая ему новое качество -- качество преступного22 См. Уголовное право. Часть Общая. М., 1966, с. 100.

.

Если предположить, что такое объяснение справедливо, то сле-довало бы признавать преступлением административный деликт, совершенный лицом, судимым за однородное преступление. Однако закон, в частности постановление Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1968 г. «О применении ст. 9 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответ-ственности за хулиганство», устанавливает, что лица, ранее суди-мые за хулиганство и после этого совершившие мелкое хулиганство, подлежат не уголовной, а административной ответствен-ности33 См. «Ведомости Верховного Совета СССР», 1968, № 21, ст. 170.

.

Основание, по которому закон относит повторное или система-тическое совершение административных деликтов к числу преступ-лений, следует искать не в повышенной опасности личности винов-ного, а в самих деяниях. Далеко не все административные проступ-ки в случае их неоднократного совершения образуют по закону преступление. Уголовный закон выделяет лишь некоторые из них, наиболее опасные.

Преступление отличается от однородных административных проступков более высокой степенью общественной опасности. В чем она заключена применительно к рассматриваемым преступлениям? Было бы безрезультатно искать повышенную опасность этих дея-ний в одном последнем (втором, третьем) деликте. Тот факт, что он второй или третий, не делает его более опасным, а следователь-но, и преступлением. Предполагается, что преступлением в рассмат-риваемых случаях является совокупность совершенных лицом ад-министративных деликтов.

Повторение правонарушений увеличивает тот ущерб, который причиняется общественным отношениям11 На это правильно обращает внимание Н. Ф. Кузнецова в работе «Значе-ние преступных последствий для уголовной ответственности» (М., 1958, с. 184).

. Соответственно возра-стает и общественная опасность содеянного. Поэтому законодатель вправе усмотреть в количественном изменении поведения винов-ного -- в совокупности административных деликтов -- новое каче-ство -- преступление.

Уголовная ответственность за повторное или систематическое совершение административных проступков при соблюдении адми-нистративной преюдиции в какой-то мере означает уголовную ответ-ственность и за тот (первый) проступок, за который виновный уже понес ответственность, но административную. Это отступление от принципа поп bis in idem оправдывается гуманным назначением административной преюдиции--предупредить виновного об уго-ловной ответственности, сэкономить уголовную репрессию. Именно так на практике воспринимается назначение административной преюдиции. Виновный под расписку предупреждается об уголовной ответственности в случае повторения проступка.

Административная преюдиция, если она обязательна (в ряде случаев она не предусмотрена законом), становится признаком со-става преступления, который недопустимо игнорировать путем ссылки на ст. 15 УК РСФСР. Независимо от намерений виновного и впредь совершать проступки он предварительно должен быть привлечен к административной ответственности.

Признание преступлением не одного (второго или третьего) административного деликта, а их совокупности влечет за собой определенные последствия для уголовного процесса. Уточняется предмет доказывания по уголовным делам такой категории. К пред-мету доказывания относится вся совокупность административных деликтов, обосновывающих уголовную ответственность виновного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы понятия рецидива преступлений и наказания реци-дивистов принадлежат к числу чрезвычайно сложных и поэтому будут постоянно требовать новых все более глубоких научно-практических изысканий. Удивительно современно звучат сегодня слова австрийского юриста Франца фон Листа, произнесенные им почти столетие назад на Петербургском международном пенитен-циарном съезде о том, что уголовная политика сводится к двум проблемам, разрешения которых нельзя дольше откладывать: борьбе с рецидивистами и спасению случайных преступников11 См.: Утевский Б. Рецидив и профессиональная преступность // Про-блемы преступности. М., 1928. Вып. 3. С. 91.

.

Изучение истории отечественной уголовно-правовой теории рецидива и законодательства, направленного на борьбу с соответ-ствующим явлением, убеждает в том, что законодательное опреде-ление понятия рецидива, как и содержание уголовно-правовых и пенитенциарных мер обращения с рецидивистами, обусловлива-лись на разных этапах истории не только уровнем рецидивной пре-ступности, но также направленностью уголовной политики, остро-той классовых противоречий в обществе, господствующей в тео-рии уголовно-правовой концепцией, экономическими возможно-стями государства по реализации той или иной уголовно-политической программы, другими обстоятельствами.

Для России в области борьбы с рецидивом преступлений спе-цифическим является следующее. В уголовно-правовой теории взгляды на природу рецидива и меры борьбы с ним трансформи-руются в рамках тех же школ (классицизма, неоклассицизма, ан-тропологической школы, социологической школы) и в том же на-правлении, что и в теории других стран Европы: от представления о рецидивисте как носителе особо злой воли и убеждения о необ-ходимости ее подавления усиленным наказанием до осознания (в рамках той же классической школы) того, что более отвечающими принципу гуманизма являются идеи индивидуализации наказания и изменения условий отбывания рецидивистами наказания вместо обычного его усиления; и от обоснования превентивного заключе-ния, которое должно применяться в отношении рецидивистов на-ряду с обычным наказанием, до идеи неопределенных приговоров как компромиссному решению в споре между сторонниками клас-сического и социологического направлений в уголовном праве.

В то же время, в отличие от западного, отечественное уголов-ное законодательство никогда не знало ни превентивного заклю-чения как одной из мер борьбы с рецидивом, ни неопределенных приговоров для этой категории преступников. Вместе с тем в со-ветский период в нашем законодательстве идея опасного состояния личности была реализована в виде института особо опасного рецидивиста

Кроме того, в России никогда не практиковалось в качестве средства борьбы с рецидивом преступлений так называемое некарательное воздействие. Известно, например, что в некоторых стра-нах Европы эта мера в течение определенного времени применя-лась и успела разочаровать исследователей рецидивной преступно-сти. В частности, в Скандинавии к началу 70-х гг. нашего столетия наука пришла к выводу о неэффективности некарательного воз-действия, которое в фокусе своего интереса имело опасную лич-ность и исповедовало суровые меры воздействия, применявшиеся, однако, исключительно в целях коррекции поведения преступни-ков, но не в целях кары. Теория и практика некарательного воз-действия потерпели неудачу не потому, что предлагаемые меры потенциально неэффективны, а потому, что такое воздействие предполагает осуществление серьезных социальных преобразований, применение массированных мер экономического и социально-го характера. Однако, как сообщает известный норвежский кри-минолог Н. Кристи, такие меры в необходимом объеме никогда не предпринимались именно в силу их чрезвычайной дороговизны. И это в странах Скандинавии с довольно высоким уровнем жизни и социальной защищенности граждан!

На смену идее некарательного воздействия в западных странах пришла идея удержания, или идея общего предупреждения, ориентированная не на конкретную опасную личность, а на категорию «население». Эта теория основана на научных изысканиях, но в то же время её эффективность можно проверить эмпирическим путем.

Поэтому эта теория весьма соответствует времени, когда причине-ние боли иным образом ставилось под вопрос11 См.: Кристи Н. Указ. соч. С. 33-39.

.

К концу 80-х гг. нынешнего столетия становится очевидным, что и система общего предупреждения не способна установить контроль над преступностью. Поэтому успех видится в объедине-нии всего лучшего, что было в идеях некарательного воздействия и общего предупреждения: некарательное воздействие может быть полезно в отношении опасных преступников, но бесполезно в от-ношении мелких22 Там же. С. 70.

.

В настоящее время европейские ученые уже не связывают успе-хи в установлении контроля над преступностью, в том числе реци-дивной, с усилением обычных уголовных наказаний, как это пыта-емся сделать мы в новом УК РФ. Некарательное воздействие, хотя и сопряжено с причинением боли, не рассматривается в качестве наказания (в традиционном его понимании) за совершенное пре-ступление. Неоднократное совершение преступлений здесь сравни-вается с болезнью. По идее некарательного воздействия успех в рамках системы уголовной юстиции считается невозможным. Эта система нуждается в учреждениях для более длительного содержа-ния в трудных случаях, особенно поскольку ей приходится сталки-ваться с людьми, признанными опасными преступниками.

Опыт европейских стран по установлению контроля над пре-ступностью и обращению с опасными преступниками заслуживает самого серьезного анализа, хотя в современной России далеко не все европейское может быть реализовано по разным причинам. В частности, практика некарательного воздействия требует огром-ных материальных затрат, что для нынешней России нереально. Не случайно поэтому мы вновь возвращаемся к идее усиления обыч-ных наказаний рецидивистам -- в экономическом отношении это более достижимо. История повторяется: как и сто лет назад мы сетуем на нехватку средств для воплощения в жизнь плодотворной идеи.

В социалистическую эпоху распространенным было мнение о возможности ликвидации преступности, в том числе и рецидивной. Предлагавшиеся меры реагирования на эти явления именовались «борьбой». Сегодня мы не только осознаем, но и имеем возмож-ность открыто заявлять, что до тех пор, пока существует преступ-ность, рецидив преступлений принципиально неистребим. Ни дли-тельная изоляция рецидивистов(вплоть до пожизненного лишения свободы), ни их физическое истребление, ни интернирование, как свидетельствует мировая история обращения с этими преступни-ками, не являются радикальными средствами, способными реши-тельно влиять на конъюнктуру рецидивной преступности. В этой связи уместно вспомнить в качестве предметного урока достовер-ный факт из истории обращения с рецидивистами во Франции: здесь в 1885 г. на основании только что принятого закона из мет-рополии в колонии было выслано 25000 рецидивистов-профессионалов. Однако это никак не повлияло на состояние пре-ступности. Сообщая об этом, Б. Утевский сделал неутешительный, но достаточно точный вывод, выраженный, правда, скорее в форме литературного сравнения, нежели в форме строго научного обоб-щения: «...на освободившуюся вакансию становится тотчас же наиболее способный выдержать конкуренцию кандидат. Армия преступников не смыкает своих рядов и численно не уменьшается, несмотря на наносимые ей потери»11 Утевский Б. Указ. соч. С. 95.

. К сожалению, с тех пор мало что изменилось в этом отношении.

Осознание невозможности искоренения рецидивной преступ-ности обязывает формулировать для законодателя и правоприменительной практики реальные теоретически обоснованные задачи. Уголовно-правовая и пенитенциарная системы должны обеспечи-вать такой контроль за поведением опасных преступников, кото-рый не позволял бы рецидиву доминировать в структуре всей пре-ступности, когда сама преступность имеет тенденцию к росту. Но не чрезмерное усиление обычных наказаний должно рассматри-ваться в качестве средства установления такого контроля. Если 150 лет назад наши соотечественники пришли к выводу, что такая мера не согласуется с принципами гуманизма, то тем более это должно быть очевидно нам. При формулировке такой задачи представля-ется более корректным называть систему мер обращения с рециди-вистами не борьбой с рецидивом, а контролем над ним.

Более важной и несравненно более сложной, чем усиление ре-цидивистам обычных наказаний, является проблема изменения условий отбывания наказания этой категорией преступников. В этой связи актуализируется проблема классификации рецидиви-стов по степени общественной опасности с установлением разных условий отбывания наказания разными категориями рецидиви-стов. Уголовно-правовая классификация рецидивов на простой, опасный и особо опасный представляется недостаточной с точки зрения вышеназванной задачи, поскольку в ней не учитывается, в частности, такой показатель общественной опасности преступни-ка, как уровень его профессионализма. Неоднократное осуждение далеко не всегда свидетельствует о профессионализации преступ-ника. В то же время профессиональные преступники совершают подчас серию преступлений, прежде чем предстают перед судом.

В отечественной теории вопрос о профессиональных преступ-никах поднимался неоднократно и каждый раз оставался нерешен-ным. Объясняется это тем, что очень сложно установить критерии преступного профессионализма. Часто в качестве таковых назы-ваются оценочные явления, что таит в себе опасность широкого судейского усмотрения и, следовательно, ущемления прав граждан. Однако сложность задачи не исключает ее актуальности.

Заслуживает внимания вопрос о создании в системе УИНа спе-циальных учреждений не только для неординарных носителей криминальной субкультуры (всевозможных авторитетов), но и для тех осужденных, которые становятся жертвами авторитетов.

Не менее актуальной является проблема постпенитенциарной поддержки лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. В усло-виях экономического спада, остановки многих предприятий, мас-совой безработицы, когда законопослушные граждане испытыва-ют большие экономические затруднения, лица, имевшие суди-мость, становятся париями в собственной стране и часто соверше-ние нового преступления остается для них единственным способом выживания. Следует срочно разработать специальную правитель-ственную программу поддержки лиц, освобождаемых из мест ли-шения свободы. Весьма своевременным было бы сегодня создание центров постпенитенциарной реадаптации таких преступников.

Рецидивисты, будучи носителями криминальной субкультуры, стремятся к активному ее тиражированию. В связи с этим проблема рецидива должна рассматриваться в качестве одной из централь-ных в теории и правоприменительной деятельности.

список использованной Литературы

«Еженедельник советской юстиции», 1928, № 14.

А. М. Яковлев. Борьба с рецидивной преступностью М , 1964.

Бузынова С. Рецидив преступлений. М., 1980.

Бытко Ю.И. Понятие рецидива преступлений, Саратов. Изд-во Саратовского универ-ситета, 1978.

Бытко Ю.И. Рецидив, отдаленный во време-ни.

В. А. Владимиров. Приблизить науку уголовного права к за-просам практики. «Труды ВШ МООП РСФСР», 1962, № 7

В.Д Филимонов. Институт судимости следует сохранить. «Социали-стическая законность», 1966, № 2.

Гришанин П.Ф. Основания и пределы ответственности рецидивистов. Сов. гос-во и право, 1974, №10.

Зелинский А. Ф. Рецидив преступлений (Структура, связи, прогнозирование). - Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьк. Ун-те, 1980.

И. М. Гальперин. Об уголовной ответственности рецидивистов в свете некоторых криминологических показателей эффективности борьбы с ре-цидивной преступностью. «Эффективность уголовно-правовых мер борьбы с преступностью». М., 1968.

К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 8.

П. С. Дагель Учение о личности преступника в советском уголовном праве. Владивосток, 1970.

Панько К.А. Рецидив в советском уголовном праве. Воронеж, 1983.

С. В. Познышев. Учебник уголовного права. Общая часть. М., 1923.

Сборник определений уголовно-кассационной коллегии Верховного Суда РСФСР 1924. М., 1925, с. 15; С. В. Познышев. Учебник уголовного пра-ва (Общая часть). М., 1923, с. 273.

Советское исправительно-трудовое право. М., 1960.

Советское уголовное право. Часть Общая. М., 1952, с. 382.

Т. М. Кафаров Проб-лема рецидива в советском уголовном праве. Баку, 1972.

Задание

Раскройте содержание принципа равенства граждан перед

уголовным законом.

Принцип равенства граждан перед уголовным законом регламентируется ст. 4 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (действующая редакция).

Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья воспроизводит конституционное положение (ст. 19 Конституции РФ) о равенстве человека и гражданина, его прав и свобод перед законом и судом. Она соответствует также ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах. Для уголовного законодательства этот демократический принцип имеет особое значение, потому что уголовная ответственность связана с серьезными ограничениями самых важных интересов личности, включая жизнь.

Рассматриваемый принцип впервые был провозглашен пришедшей к власти буржуазией в борьбе с феодальным неравенством. В российском дореволюционном законодательстве он не нашел отражения. Советская власть с самого начала своего существования провозгласила в уголовном праве, как и в других отраслях, классовый подход. Так, Уголовный кодекс РСФСР 1926 года признавал обстоятельством, отягчающим ответственность, совершение преступления лицом, "в той или иной мере связанным с принадлежностью в прошлом или настоящем к классу лиц, эксплуатирующих чужой труд" (ст. 47). Напротив, рассматривалось как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность, совершение преступления "рабочим или трудовым крестьянином" (ст. 48).

Постепенно классовые и социальные различия утрачивали значение и с принятием общесоюзных Основ уголовного законодательства (1958 г.) упоминания о них исчезли. Однако директивами партийных органов, вопреки закону, еще начиная с двадцатых годов был установлен порядок, при котором лица, занимавшие более или менее ответственные должности в государственном и партийном аппарате, не могли быть привлечены к уголовной ответственности без решения партийных инстанций. Сходный порядок существовал и в армии применительно к лицам офицерского состава. Неравенство перед уголовным законом выражалось также и в том, что органы предварительного расследования и суд неуклонно принимали во внимание политические и религиозные убеждения граждан.

Анализируя содержание ст. 4, следует иметь в виду, что она говорит о равенстве граждан по отношению к уголовной ответственности, но не предрешает вопроса о мере наказания. Иными словами, если в действиях лица имеется состав преступления, предусмотренного УК, то никакие данные его личности не могут воспрепятствовать привлечению его к уголовной ответственности. Обязанность понести наказание за преступление для всех одинакова. Это, однако, не значит, что суд должен всем осуждаемым назначать одно и то же наказание. Принцип равенства перед законом не отменяет принципа справедливости (ст. 6 УК), согласно которому при назначении наказания должны быть учтены все обстоятельства дела.

Принцип равенства перед законом не противоречит и тем статьям УК, которые устанавливают ответственность за преступления, совершаемые так называемыми специальными субъектами (должностными лицами, военнослужащими, водителями транспорта и др.). Лица, не обладающие признаками специальных субъектов, просто не в состоянии совершить те преступные действия (бездействие), за которые отвечает специальный субъект. Однако если они становятся соучастниками подобных преступлений, то несут ответственность по тем же статьям УК, что и специальные субъекты11 Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. (под ред. Наумова А.В.) - М., «Юристъ», 1997. Стр. 235..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.