на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Предмет и задачи хозяйственного права
p align="left">Хозяйственному законодательству Украины присущь ряд характерных признаков:

* значительная разветвленность и наличие большого количества нормативных актов; этому есть объективные (динамизм и сложность хозяйственной жизни и соответственно - правового регулирования) и субъективные (недостаточное внимание к упорядочению хозяйственного законодательства и многочисленные эксперименты в сфере экономики, каждый из которых требует специального правового обеспечения) причины;

* преимущество в хозяйственном законодательстве комплексных нормативных актов, содержащих нормы различных отраслей права (хозяйственного, гражданского, финансового, трудового и т.д.), которые касаются одного предмета правового регулирования - страхования (Закон «О страховании»), инвестирования (Закон «О кооперации») и др.;

* кодификация хозяйственного законодательства, стержнем которой является принятый 16 января 2003 Хозяйственный кодекс Украины, разработанный в соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы в Украине, одобренной Постановлением Верховной Рады Украины от 28.04.1992 г. (вступил в силу с 01.01.2004 г. одновременно с новым Гражданским кодексом Украины. Хозяйственный кодекс определяет основы хозяйствования, которое базируется на разнообразии субъектов хозяйствования различных форм собственности и имеет целью утверждение оптимального общественного хозяйственного порядка в сфере национальной экономики; состоит из 9 разделов: I - основные принципы хозяйственной деятельности; II - субъекты хозяйствования; III - имущественная основа хозяйствования; IV - хозяйственные обязательства; V - ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования; VI - особенности правового регулирования в отдельных отраслях хозяйства; VII - внешнеэкономическая деятельность; VIII - специальные режимы хозяйствования; IX - заключительные положения. Хозяйственный кодекс Украины имеет целью обеспечить рост деловой активности субъектов хозяйствования, развитие предпринимательства и на этой основе повышения эффективности общественного производства, его социальную направленность в соответствии с требованиями Конституции Украины, утвердить общественный хозяйственный порядок в экономической системе Украины, способствовать гармонизации ее с другими экономическими системами;

* наличие в хозяйственном законодательстве значительного количества нормативных актов ограниченной сферы действия - ведомственных, региональных, локальных; ведомственные обеспечивают специфику правового регулирования хозяйственных отношений в отдельных отраслях и сферах экономики, должны соответствовать нормативно-правовым актам высшей юридической силы и, как правило, вступают в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины согласно Указу Президента Украины от 03.10.1992 г. № 493/92 «О государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов государственной исполнительной власти», Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.1992 г. № 731 «Об утверждении Положения о государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов государственной исполнительной власти», Порядком отмены решений о государственной регистрации нормативно-правовых актов, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины от 29.01.1999 г. № 54/3347.

Наличие указанных черт обусловлена спецификой сферы хозяйствования, характеризующийся высокой степенью сложности и многообразием отношений, что в ней возникают, а следовательно - присущи законодательству, которое регулирует эту сферу не только в Украине, но и в других государствах.

Наряду с этими особенностями отечественному хозяйственному законодательству присущи временные черты, обусловленные трансформационными процессами в сфере экономики - от планово-распределительных к преимущественно рыночным основам хозяйствования. Такими временными особенностями, отражающими переходный характер хозяйственного законодательства Украины, являются:

1) наличие в хозяйственном законодательстве Украины нормативных актов уже несуществующего государства - СССР (Положение о поставках продукции научно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления, утвержденные постановлением Совета Министров СССР № 888 от 25.07.1988 г. и др.), что применяются при условиях, определенных Постановлением Верховной Рады Украины от 12.09.1991 г. «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР», с вступлением в силу Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины (т.е. с 01.01.2004 г.) большинство таких актов или их положений утратило свое действие);

2) наличие в хозяйственном законодательстве дореформовых нормативных актов (вышеупомянутых положений о поставках и др.) и нормативных актов, отвечающих Концепции перехода Украинской ССР к рыночной экономике (одобрена Верховной Радой Украинской ССР 01.11.1990 г. и, соответственно, - обеспечивают развитие рыночных отношений и их социальную ориентацию (ХК и ГК Украины, законы «О режиме иностранного инвестирования» - 10.07.2003 г., «О кооперации» - 10.07.2003 г. и др.);

3) стремительность принятия актов законодательства, что обусловлено объективными факторами (изменениями в сфере хозяйствования, связанными с внедрением и развитием рыночных отношений, а также субъективными причинами (лоббирование политическими силами принятия отдельных законов без соблюдения при их разработке и принятию основных правил юридической техники, применяемой во избежание новых коллизий, неадекватного регулирования, нарушения баланса частных и публичных интересов и т.п.).

Все это убеждает в том, что хозяйственному законодательству Украины (как законодательству переходного периода - от планово-распределительной экономики к социально направленной рыночной) присущи черты, свидетельствующие о недостатках правового регулирования, прежде всего: наличие устаревших положений, пробелов, коллизионных норм, чрезмерно большое количество нормативно-правовых актов. В свою очередь, многочисленные недостатки хозяйственного законодательства обусловливают необходимость его совершенствования.

7. Коллизии в хоз. Закон-ве

Термин «коллизия» (лат. - соllisiо) происходит от латинского «соllиdо» - сталкиваюсь и означает столкновение, совпадение противоположных обстоятельств, сил и интересов. Классическим выражением коллизии является противоречие между «существующим» и «необходимым», а если учесть, что закон закрепляет «существующее», а в праве содержится «надлежащее» или «необходимо», то юридические коллизии в наиболее глобальном масштабе заключаются в противоречиях между положительным законом и естественным правом [10,18]

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм в процессе толкования и правоприменения, точный анализ обстоятельств «дела», выбор единственного возможного или на крайний случай наиболее целесообразного варианта решения. Это, как правило, сложное аналитическое задание.

Отечественным правоведением был выработан ряд правил, направленных на решение правовых коллизий, основными из которых названы следующие:

-- применение нормы высшей юридической силы;

-- применение правовой нормы, вступившей в силу позднее;

-- использование принципа соотношения общей и специальной нормы.

Однако такие правила решения коллизий базируются на формальных признаках правовой нормы, а не на ее материальной сути.

Некоторые коллизии ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ

· кодекс не гарантирует, что приказы будут квалифицированными и понятными.

· что они будут последовательными и скоординированными (слишком велика у нас армия желающих порулить.

· никто не гарантирует, что приказы будут отдаваться в интересах всей экономики, а не конкретных групп или субъектов, "милых сердцу" того или иного чиновника.

· никто не гарантирует, что эти приказы корректно выполняться субъектами, которым они адресованы.

К сожалению, установить пределы сферы действия Хозяйственного кодекса и перечень применяемых средств воздействия очень сложно, если не невозможно. Если Гражданский кодекс регулирует отношения между всеми юридическими и физическими лицами, состоящими по поводу всего существующего в обращении имущества в условиях юридического равенства субъектов, то Хозяйственный кодекс претендует на регулирование всего комплекса разнородных отношений, складывающихся в экономике, включая реализацию государственными органами своих властных полномочий (статьи 3 и 4).

В сферу регулирования этого кодекса не входят мелкие бытовые сделки физических лиц между собой. Конечно, Хозяйственный кодекс признает право на существование других кодексов (Земельного, Гражданского, Трудового и др.) и специальных законов, которые так или иначе касаются отношений, складывающихся в экономике, но все они должны быть определенным образом приведены в соответствие с нормами и принципами ГК.

Однако именно вопрос принципов и требует тщательного внимания. Если ГК строится на принципах частного права, предполагают юридическое равенство сторон, поиск оптимального баланса интересов общества и личности, недопустимость властно-директивных отношений между субъектами, действующими на рынке, то объединение в рамках Хозяйственного кодекса актов, регулирующих различные отношения (налоговые, антимонопольные, валютного регулирования и контроля), возможно только на основе одного общего принципа - хозяйственной целесообразности.

Хозяйственный кодекс, руководствуясь идеологией государственно-плановой экономики (в Кодексе она принимается под псевдонимом социально ориентированной, регулируемой государством), не готов провести четкую грань между государственными органами, осуществляющими властные полномочия, и предприятиями, функционирующими на рынке.

Именно резервирование за государственными органами права осуществлять хозяйственную деятельность и обусловило то, что краеугольным камнем всей конструкции ГК стала слегка модернизированная концепция "социалистического предприятия", без которой построение планово -регулируемой невозможна.

Разработчики Хозяйственного кодекса совершенно несправедливо обошли своего внимания конструкции, которые очень хорошо себя зарекомендовали: "доверительное общество" и "дочернее предприятие", предоставив массу возможностей новому субъекту хозяйственной деятельности - "филиалу / представительству" (ст. 132), осуществляющих хозяйственную деятельность, не будучи юридическим лицом, но имеет собственное имущество на правах "оперативно-хозяйственного ведения (ст. 138), так что вскоре можно ожидать споров относительно того, кто кому и сколько должен, между головными офисами и филиалами.

Так же следует отметить, что именно отмена государственной регистрации юридического лица является основанием для его ликвидации, а не наоборот (п. 15 ст. 58). Но ликвидированное юридическое лицо не оставило после себя какое-то имущество и долги. В последнем случае возникает проблема, от чьего имени это имущество продается, у кого покупается. И вообще, стоит ли погашать требования кредиторов, если и де-факто, и де-юре должника уже нет, он ликвидирован, а имущество, оставшееся после него, можно смело объявлять бесхозным и передавать государству. Требования кредиторов носят обязательственный характер, а обязательства есть, пока есть субъекты (должник и кредитор): нет должника - нет обязательства!

Предприятиям негосударственного сектора после оплаты налогов остается незначительная часть прибыли т.к. государство (чиновник) оставляет за собой право "влиять" на выбор "направлений и объемов" использования прибыли посредством нормативов, налогов, налоговых льгот и "хозяйственных санкций", или же оставаться шанс применить "хозяйственные санкции" за "неправильное" (по его мнению) использование собственной прибыли.

Хозяйственный кодекс Украины позволяет осуществлять открытую подписку на акции до образования акционерного общества, что является классическим правилом, а Гражданский кодекс Украины - после регистрации общества. Для согласованности следует выбрать какое-то одно из этих противоречивых правил.

Следует отметить следующее: как и любой закон, Хозяйственный кодекс Украины оказался не лишенным недостатков. Они должны быть исправлены в ближайшее время. Так, например, одной и проблем есть определенная терминологическая несогласованность ГК и ГК Украины.

· Хозяйственный кодекс применяет понятие "проценты", а Гражданский кодекс - "проценты";

· ГК закрепляет категорию "договор на расчетно-кассовое обслуживание", а ГК - "договор банковского счета";

· ГК содержит понятия "сделка", а ГК - "сделка";

· ГК предусматривает "недействительность обязательства", а ГК - "недействительность сделки";

· ГК применяет понятие "уставный фонд", а ГК - "уставный капитал".

Во многих случаях встречаются и другие терминологические несогласованности, которые требуют, по сути, законодательных поправок или требуют более тщательной работы при доработке.

8. Значение хозяйственной практики в совершенствовании хозяйственного законодательства

Беручи до уваги вищенаведені ознаки сучасного господарського законодавства України, можна констатувати: в ньому чимало вад, у т. ч. застарілих, колізійних норм, а також прогалин, що зумовлено запровадженням в економіку України нових для неї ринкових відносин, які ще не зазнали відповідного законодавчого врегулювання. Одночасне прийняття, а також набуття чинності Господарським та Цивільним кодексами України породжує ще таку проблему, як усунення колізій між їх положеннями (щодо господарських товариств; правового режиму цінних паперів; форм власності та ін.). Зазначені обставини зумовлюють необхідність вдосконалення господарського законодавства, яке відбувається за чотирма основними напрямами:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.