на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теоретические основы правотворческой деятельности
p align="left">В главе 22 Регламента Совета Республики регламентируется порядок избрания шести судей Конституционного Суда.

Совет Республики избирает шесть судей Конституционного Суда тайным голосованием, если Совет Республики не примет иное решение.

Кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного Суда выдвигаются Президиумом Совета Республики, постоянными комиссиями и членами Совета Республики из числа лиц, рекомендованных Председателем Конституционного Суда.

Избранными на должности судей Конституционного Суда кандидаты, получившие в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики.

Кроме того, Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда (пункт 2 ст. 98 Конституции).

В соответствии с частью 4 ст. 116 Конституции и частью 2 ст. 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей палаты имеют право обращения в Конституционный Суд для проверки конституционности нормативных правовых актов. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия обращения в Конституционный Суд регулируется главой 33 Регламента Палаты представителей и главой 27 Регламента Совета Республики.

Предложение о рассмотрении в Палате представителей вопроса об обращении в Конституционный Суд может вноситься в Палату представителей субъектами права законодательной инициативы (ст. 229 Регламента Палаты представителей), которое оформляется постановлением.

Статья 256 Регламента Совета Республики подробно регулирует процедуру обращения в Конституционный суд. Предложение о рассмотрении в Совете Республики вопроса об обращении в Конституционный Суд может вноситься Председателем Совета Республики, Заместителем Председателя Совета Республики, Президиумом Совета Республики, постоянными комиссиями и членами Совета Республики.

В предложении о проверке конституционности акта должны содержаться:

наименование международного договора или акта, подлежащего проверке, сведения об источнике его опубликования;

основания для рассмотрения вопроса в Конституционном Суде;

позиция инициатора предложения, ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;

перечень прилагаемых документов.

К предложению о проверке конституционности акта прилагаются:

заверенная в установленном порядке копия полного текста международного договора или акта, конституционность которого в целом или в отдельной его части подлежит проверке, с необходимым переводом и указанием источника опубликования (получения) данного акта;

указание о представителе Совета Республики в Конституционном Суде по рассматриваемому вопросу.

К предложению могут прилагаться список свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда, заключения специалистов, а также другие документы и материалы, подлежащие рассмотрению Конституционным Судом.

Решение Совета Республики об обращении в Конституционный Суд принимается большинством голосов от полного состава Совета Республики и оформляется постановлением Совета Республики.

В заседаниях Конституционного Суда могут участвовать председатели палат Парламента, Премьер-министр Республики Беларусь и излагать свою позицию по всем вопросам, рассматриваемым Конституционным Судом.

Судебная практика и судебная статистика как формы планирования правотворческой деятельности в государстве. Судебная практика - часть механизма правового регулирования. Собственно правотворчество начинается с момента анализа общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, учета объективных закономерностей развития того или иного общественного явления и максимального их отражения в принятом нормативном правовом акте. За этапом правотворчества наступает этап правоприменения. Правоприменением, наряду с другими государственными органами, занимаются и суды. Они разрешают конкретные судебные дела, применяя к ним нормы актов законодательства. Именно практика является критерием истины. Она показывает, насколько качественными и эффективными являются нормы права, обеспечивают ли нормы права социальную справедливость. Только практика показывает, насколько правильно правотворческие органы предусмотрели и предугадали развитие общественных отношений, и, соответственно, урегулировали их нормами права. Практика применения норм права свидетельствует, что это удается не всегда. Поэтому практика реализации норм права оказывает обратное влияние на правотворческий процесс.

Все суды изучают и обобщают судебную практику, ведут судебную статистику. Пленумы Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь на основе рассмотрения и обобщения судебной практики, судебной статистики, дают в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения законодательства. Эти постановления Пленумов являются нормативными правовыми актами судебного толкования.

Кроме того, суды в ряде случаев устраняют за правотворческие органы их ошибки, которые встречаются в принятых нормативных правовых актах. Иногда правовой нормативный акт государственного органа противоречит правовому акту, принятому вышестоящим государственным органом по такому же вопросу. В случае коллизии между нормативными правовыми актами суды обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего высшей юридической силой (ст. 71 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь).

Суды, как правоприменительные органы, иногда выявляют пробелы в нормативных правовых актах. Они не имеют права отказать в рассмотрении и разрешении дела в суде, сославшись на отсутствие соответствующего нормативного правового акта. В этом случае суды должны руководствоваться частью 2 и 3 статьи 72 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь, которые гласят: «До внесения соответствующих изменений и (или) дополнений преодоление пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права. Применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случаях привлечения к уголовной или административной ответственности».

В этой связи суды обращаются в соответствующие правотворческие органы с предложением о совершенствовании законодательства, которым приходится планировать внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство.

Тема 6. Правотворчество местных органов управления и самоуправления

Вопросы темы:

6.1 Характерные черты правотворческого процесса в административно-территориальных единицах Республики Беларусь

6.2 Правотворческая деятельность местных Советов депутатов

6.3 Правотворческая деятельность исполнительных комитетов

6.4 Формы взаимодействия субъектов местного управления и самоуправления друг с другом в процессе правотворческой деятельности

6.1 Характерные черты правотворческого процесса в административно-территориальных единицах

Республики Беларусь

Согласно ст. 120 Конституции Беларуси «Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов».

Для выполнения своих полномочий органы местного управления и самоуправления наделены правом принятия нормативных правовых актов. Так, в соответствии с частью 1 ст. 122 Конституции «Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории».

Решения органов местного управления и самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории (часть 17 ст. 2 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь).

В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы участия граждан в государственных и общественных делах (ст.5). Правовая природа Советов характеризуется двойственной юридической природой: с одной стороны, они представительные органы государственной власти, с другой стороны, вторая составляющая их правовой природы - общественная, самоуправленческая. Соответственно, нормативные правовые акты местных Советов обладают двойственной юридической природой: с одной стороны, - это решения государственных органов, а с другой стороны, - это решения органов самоуправления, обладающих соответствующей юридической силой.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица. Исполкомы обладают двойственной юридической природой - входят в систему органов исполнительной власти и являются одновременно органами местного управления. Соответственно, принимаемые ими нормативные правовые акты, - это решения местных исполнительных и распорядительных органов, входящих в систему органов исполнительной власти и одновременно, - решения местных органов управления.

Таким образом, особенности их правовой природы оказывают влияние на принимаемые ими нормативные правовые акты, которые также обладают двойственной юридической природой.

Особенности организации и деятельности местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов - построение их в виде трех уровней - первичного, базового и первичного, также накладывают отпечаток на принятие ими решений. Решения вышестоящих органов местного управления и самоуправления обязательны для исполнения соответствующими нижестоящими структурами.

Принятые нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления распространяют свою юридическую силу на соответствующую территорию.

В соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь Советы вправе: по взаимному согласию Советов различного уровня перераспределять между собой отдельные полномочия; передавать часть своих полномочий исполнительным и распорядительным органам, органам территориального общественного самоуправления по просьбе или с согласия этих органов, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 121 Конституции. Соответственно, органы, которым переданы полномочия, вправе принимать соответствующие нормативные правовые акты, обязательные для исполнения на соответствующей территории.

Порядок делегирования полномочий на принятие (издание) нормативного правового акта определен ст. 55 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», которая гласит: «Нормотворческий орган (должностное лицо) вправе делегировать часть своих нормотворческих полномочий иным нормотворческим органам (должностным лицам), если это не противоречит Конституции и иным законодательным актам Республики Беларусь. В нормативном правовом акте о делегировании полномочий указываются орган (должностное лицо) и срок, на который делегируется полномочие, а также иные условия делегирования. Государственный орган (должностное лицо), принимая (издавая) нормативный правовой акт в порядке реализации делегированных полномочий, обязан ссылаться на нормативный правовой акт, которым ему делегированы соответствующие полномочия». Анализ статьи позволяет утверждать, что органы территориального общественного самоуправления не вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты.

Местные субъекты правотворческого процесса. Основным субъектом правотворчества являются граждане соответствующей административно-территориальной единицы. Граждане принимают решения на местном референдуме. Согласно ст. 75 Конституции местные референдумы назначаются соответствующими местнымипредставительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом.

Среди субъектов правотворческого процесса следует назвать и население, которое имеет право на осуществление правотворческой инициативы. Население имеет право на правотворческую инициативу по вопросам местного значения. Реализация этого права населения осуществляется в порядке, предусмотренном Советом. Правотворческая инициатива населения выражается в представлении проектов решений по вопросам местного значения и их обязательному рассмотрению на открытом заседании Совета с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - опубликованию в местных средствах массовой информации (статья 30 Закона о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь).

Наряду с населением соответствующей административно-территориальной единицы право на принятие (издание) правовых актов также имеют органы местного управления и самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 122 Конституции «Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.