на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теоретические основы правотворческой деятельности
p align="left">К двусторонним актам относятся договоры, конвенции, соглашения, декларации, протоколы, обмены нотами. Заявленная форма договоренности не влияет на юридическую силу обязательств. Названия подбираются в зависимости от важности объекта договоренности. По важным темам это будет договор или соглашение (даже трактат), а по делам более узким -- конвенция, протокол и др.

Порядок заключения международных договоров регулируется Законом от 23 октября 1991г. «О международных договорах Республики Беларусь» и Указом Президента от 11 мая 1999г. № 261 «Об утверждении Положения о процедурных вопросах заключения международных договоров Республики Беларусь».

Статьей 15 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» предусматривается ратификация следующих межгосударственных и межправительственных договоров:

в которых предусмотрена их ратификация;

устанавливающие иные правила, чем те, которые содержатся в декретах и указах Президента Республики Беларусь, законах Республики Беларусь;

предметом которых являются вопросы, относящиеся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированные декретами и указами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь;

о территориальном разграничении Республики Беларусь с другими государствами;

об участии Республики Беларусь в международных организациях и межгосударственных образованиях.

Ратификация международных договоров осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь.

Международные обычаи. Нормообразование в международном праве началось с формирования обычаев. Международно-правовой обычай - это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер. Такая норма складывается постепенно, в результате повторяющихся действий.

В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юридических обязательных правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим источником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматривается в доктрине международного права, имеет мало общего с представлениями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внутренних, национальных системах права. Существуют обычаи, получившие специальное признание в международных отношениях, например дипломатический этикет.

Формулирование обычных норм в виде писаных правил, объединенных в международном договоре, и систематизация норм называется кодификацией. По линии ООН были кодифицированы нормы международного обычного права, относящиеся к дипломатическому праву, праву международных договоров в форме международных конвенций.

Обычай продолжает сохранять значение и после кодификации, особенно для тех государств, которые не стали участниками кодифицирующих конвенций.

Наряду с обычными нормами международного права действуют и международные договоры. Заключение договоров - это основной способ нормообразования в системе международного права. Именно поэтому, международное право всё больше становится договорным правом.

Стадии правотворчества. Правотворчество является одним из средств правового регулирования общественных отношений. По структуре правотворческий процесс можно разделить на две большие части. Первая часть включает в себя организационные вопросы, не связанные с юридически значимыми действиями. Это могут быть предложения в периодической печати общественных деятелей, политиков, ученых, граждан о необходимости регулирования общественных отношений определенного вида, опубликование ими проекта нормативного правового акта, его обсуждение в печати и т.п. Эти действия не порождают каких-либо правовых последствий. Только вторая часть правотворчества, которая связана с изданием правового акта о необходимости подготовки проекта нормативного правового акты, имеет своим следствием, как правило, его принятие и придание ему общеобязательного характера.

Правотворческий процесс, как и любой юридический процесс, протекает в определенных формах (процедурах) и может быть разделен на стадии (этапы). Стадия (этап) правотворческого процесса - это относительно самостоятельная и завершенная часть процесса, позволяющая обособить его от других частей. Правотворческая деятельность предполагает подробную регламентацию всех стадий и правил правотворческого процесса, в результате которого издаются (принимаются) нормативные правовые акты. Таким образом, правотворческий процесс есть порядок последовательных действий, в результате которых принимаются (издаются) нормативные правовые акты

Полагаем, что в широком смысле процесс правотворчества включает в себя и организационные действия, которые предваряют работу над созданием нормативного правового акта. Несмотря на различные виды субъектов правотворческого процесса и их особенности, можно выделить общие стадии (этапы).

Определение количества стадий зависит от понимания сущности правотворческого процесса. Некоторые ученые, например, А.Ф.Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский выделяют следующие стадии правотворчества: принятие решения о подготовке проекта акта, подготовка (разработка) проекта, обсуждение и принятие нормативного акта, опубликование акта (или доведение его содержания до сведения адресатов другим способом, если он не публикуется) и введение его в действие. Такой же позиции придерживаются А.Ф. Лебедев, Н.А. Глыбовская и С.А. Трахименок. Следует отметить, что такое количество стадий правотворчества понимается ими лишь в узком смысле. В широком же смысле в правотворчестве можно выделить и дополнительные стадии: стадию прогнозирования принятия правового акта, стадию планирования - эти стадии предваряют правотворческий процесс и окончательную стадию - изучения действия нормативного правового акта на практике с целью выявления потребностей внесения в него изменений и дополнений.

Следует отметить, что Законом от 10 января 2000 г. № 361 - З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, установлены следующие стадии нормотворческого процесса: планирование нормотворческой деятельности; нормотворческая инициатива; подготовка проекта нормативного правового акта; принятие (издание) нормативного правового акта; включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь; опубликование нормативного правового акта (ст. 39).

Способы правотворчества. На основе изложенного выше можно выделить два основных способа правотворчества: а) санкционирование государственной властью норм, которые сложились, реально существуют в виде фактического обычая, либо в виде нормативных положений, вырабатываемых негосударственными образованиями или складывающихся в частноправовой сфере (корпоративные нормы); б) прямая правоустановительная деятельность государственных органов, выраженная в правотворческих решениях и закрепленная в юридических нормативных актах, которым юридическая система придает значение формы писаного права. Правотворческая деятельность осуществляется в различных видах и формах.

1.5 Законодательная техника: понятие и содержание

В соответствии с Законом от 10 января 2000г. № 361 - З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями «законодательная техника - система правил подготовки проектов законодательных актов» (абзац 8 ст. 1). Нормотворческая техника - понятие более широкое и закон трактует ее как «система правил подготовки проектов нормативных правовых актов» (часть 18 ст. 1). В законе дано следующее определение нормативного правового акта - «официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение». Под законодательными актами закон понимает Конституцию Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Основными принципами законодательной техники являются следующие положения: логичность построения проекта акта; краткость и точность изложения норм; полнота правового регулирования проектом акта соответствующей сферы общественных отношений; ясность, простота и доступность языка изложения проекта акта, исключающего различное толкование его норм; оформление проекта акта в соответствии с установленными правилами делопроизводства.

Структура нормативного акта. В соответствии со ст. 28 Закона от 10 января 2000г. № 361 - З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.

Преамбула - вступительная часть, содержащая информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Нормативный правовой акт может содержать, а может и не содержать преамбулу - это зависит от усмотрения субъекта правотворчества. Однако в любом случае преамбула не содержит нормативных предписаний, т.е. обязательных правил поведения.

Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты - на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.

Статьи, как правило, имеют название, отражающее их содержание.

Статьи нормативного акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.

Статьи могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на абзацы; пункты - на подпункты, части или абзацы; подпункты - на части или абзацы.

Главы нормативного правового акта - его структурные элементы, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Разделы нормативного правового акта - его структурные элементы, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Абзац нормативного правового акта - часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Подпункты нормативного правового акта - абзацы, которые являются составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.

Часть нормативного правового акта - его структурный элемент, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой, кроме последней части подпункта, которая может заканчиваться точкой с запятой. В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. При этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие - точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры сточкой, после которой следует прописная буква. Или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква.

Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового акта, пунктов в статьях - сквозной для каждой статьи, подпунктов - сквозной для каждого пункта.

Нумерация структурных элементов должна быть единообразной для всего нормативного правового акта.

Использование в нормативных правовых актах иных обозначений допускается в исключительных случаях и при наличии в актах специальных оговорок.

Крупные кодифицированные нормативные правовые акты могут состоять из Общей и Особенной части.

Отдельными структурными элементами нормативного правового акта могут быть подстрочные примечания к ним. Подстрочные примечания используются в тех случаях, когда пояснения или сокращенные наименования не могут быть помещены в текст нормативного правового акта.

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, перечни, иллюстрации и т.п., то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие структурные элементы нормативного правового акта должны иметь ссылки на эти приложения.

Способы изложения нормативных предписаний. Нормативные предписания, содержащиеся в проектах правовых актов, могут излагаться в виде: нового акта; акта о внесении изменений и (или) дополнений в акт, в том числе путем его изложения в новой редакции; акта о толковании акта (его структурных элементов); акта о приостановлении действия акта (его структурных элементов); акта об отмене акта (его структурных элементов); акта о признании утратившими силу акта (его структурных элементов); акта о продлении действия акта (его структурных элементов); акта о делегировании полномочий на принятие (издание) акта; акта о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора. Более подробный порядок изложения нормативных предписаний определен Правилами подготовки проектов нормативных актов, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь 11 августа 2003г. № 359 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 25.04.2005 № 189).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.