на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Уголовное преследование
p align="left">Так, Н.А.Буцковскнй отмечал, что поскольку власть обвинительная должна быть отделена от судебной, постольку обнаружение и преследова-ние виновных необходимо предоставить прокурорам.

По мнению Н.В.Муравьева, прокуратура как судебное уголовное уч-реждение облечена обвинительной властью, которая проявляется вообще в уголовном преследовании и, в частности, в обвинении на суде. Под "обви-нительной властью" подразумевается сам институт прокуратуры и сово-купность субъективных прав и обязанностей прокуратуры по уголовным делам. Понятием "обвинительная власть" охватывается и совокупность, облеченных этой властью деятелей, осуществляющих уголовное преследо-вание.

Разделение уголовно-судебных функций (на судебную, защитную и обвинительную) в состязательном уголовном судопроизводстве и потреб-ность в специальном государственном органе, полномочным на реализацию публичного уголовного преследования, делает прокуратуру органом обвинительной власти, а само уголовное преследование - важнейшим предметом ведения прокурорского надзора.

Функция уголовного преследования должна быть преобладающей в деятельности прокуратуры, как органе, наделенном обвинительной вла-стью.

На наш взгляд обвинительную власть можно определить как систему государственных органов, возглавляемых прокуратурой, наделенных соот-ветствующими процессуальными, а также иными властными полномочия-ми, и их деятельность по осуществлению уголовного преследования в уго-ловном судопроизводстве и в ходе доследственной проверки.

Обвинительная власть имеет комплексный характер и осуществляется совокупностью разнообразных органов (большинство из них - это так на-зываемые правоохранительные органы, органы правительства), имеющих общую цель: борьбу с преступностью, и выполняющих функцию уголов-ного преследования. Она распространяется исключительно на сферу уго-ловного процесса и оперативно-розыскной деятельности. Белов С.Д. К вопросу о понятии "уголовное преследование'' // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов: в 2 ч. - Н.Новгород: НА МВД РФ, 2001. - Вып. 7. - Ч. 1. - С. 56.

Судебная власть по законному и обоснованному требованию обвини-тельной власти применяет уголовный закон в форме привлечения виновно-го к уголовной ответственности. Органы обвинительной власти, действуя в процессуальной и непроцессуальной форме, раскрывают преступления, изобличают лиц, их совершивших, предъявляют и поддерживают в суде обвинение. Таким образом, обвинительная власть призвана через посред-ство судов добиваться реализации уголовной репрессии, поддержания упорядоченности общественной структуры уголовно-правовыми средства-ми. Обвинительную власть следует рассматривать и как репрессивный ап-парат, осуществляющий социальную защиту общества правовыми средст-вами от преступлений.

Обвинительная власть находит свое организационное выражение в прокуратуре. Прокуратура как полномочный носитель обвинительной вла-сти должна дистанцироваться от органов остальных ветвей власти, быть независимой от них. Уполномоченными обвинительной властью являются органы дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскные органы. Их полномочия на проведение уголовного преследования следует рассматривать в качестве производных от власти прокурора. Таким обра-зом, прокуратура должна рассматриваться как номинальный носитель об-винительной власти. Из этого вытекает ее полномочие на распоряжение уголовным преследованием. Прокурор является субъектом права на уго-ловный иск. Другие государственные органы, осуществляющие уголовное преследование, находятся в процессуальном подчинении у прокурора. Субъектами, осуществляющими уголовное преследование, помимо прокурора, являются следователь, дознаватель, орган дознания, должностное лицо органа дознания, уполномоченное прокурором на поддержание госу-дарственного обвинения, по делу, по которому предварительное расследо-вание осуществлялось в форме дознания, начальник следственного отдела, а также органы, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия с целью изобличения на основе собранных данных лица в совершении пре-ступления. Все они - агенты и орудия прокурора Александров А.С., Гущев В.Е. Субсидиарный уголовный иск. -Н.Новгород: НЮИ МВД РФ, 1999.

- С. 137..

Понятие "обвинительная власть" позволяет охарактеризовать право-вое положение прокурора в уголовных делах, где интерес общества заклю-чается в наказании лица, виновного в совершении преступления, чья вина доказана в порядке, установленном законом. Нормальная форма уголовно-го процесса, единственно разумная и справедливая, сводится к юридиче-скому спору в суде обвинительной власти, официальным представителем которой призван быть прокурор, с обвиняемым, свободно защищающим себя по вопросам виновности и наказания. В 'этом споре прокуратуре при-надлежит право и обязанность от имени государства доказать виновность и требовать наказания, т.е. власть обвинительная или уголовное обвинение. Прокурору же принадлежит право отказаться от обвинения, в том числе в видах целесообразности (например, по основаниям, предусмотренным в ст.ст-23, 25, 26, 28, 427 УПК РФ).

ГЛАВА 3

ВИДЫ ОБВИНЕНИЯ И УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

В основу классификации обвинения кладутся публичное и частное начала. В соответствии с этими началами различаются его виды. Отличи-тельными признаками «вида обвинения» являются: 1) интерес, который преследуется обвинителем, и 2) правовой статус субъекта обвинительной функции.

Имеются два основных вида обвинения:

1) частное обвинение - когда уголовное преследование осуществля-ется частным лицом, пострадавшим от преступления:

2) публичное обвинение - когда идеальным субъектом преследова-ния выступает общество или государство во имя отвлеченного блага и об-щественных интересов. Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правовые отношения, - М., 1976, - С. 238

§1. Частное обвинение

Старейшей (частно-состязательной) форме уголовного процесса со-ответствует старейший вид обвинения. Он состоит в сохранении обвине-ния за отдельными частными лицами, потерпевшими от преступного дея-ния. Этот старейший вид обвинения называется частным.

Указанный вид обвинения имеет два главных удобства. Первое за-ключается в том, что он значительно облегчает работу государственных органов, второе - дает право удовлетворять естественные чувства обиды потерпевшего вследствие содеянного против него или его близких престу-пления. Личная заинтересованность гарантирует надлежащую со стороны обвинителя энергичность в уголовном преследовании. Но этой разновид-ности уголовного обвинения присущи и недостатки. Ведь далеко не по ка-ждому уголовному делу найдется потерпевший, способный возбудить уго-ловное преследование и вести его перед судом. Для этого требуется и сво-бодное время, и имущественные средства, и желание быть обвинителем. Причиной доминирования частного обвинения на раннем этапе развития уголовного процесса процессуалисты традиционно считают слабость и не-развитость исполнительных структур государства.

В современном публичном уголовном процессе частное обвинение играет незначительную роль и производится только по узкой категории уголовных дел. Часть 2 ст-20 УПК РФ допускает частное обвинение только по четырем составам преступлений, предусмотренным ст.115. 116. 129 ча-стью первой и 130 УК РФ Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. / Под общ. ред. В.В. Мозякова. - М.: «Издательство «Экзамен XXI», 2002. - С. 137.

Дела частного обвинения - это такие дела, возбуждение и производ-ство по которым полностью зависит от воли потерпевшего от преступного деяния. Роль государства в лице мирового судьи сводится единственно к созданию условий для состязания сторон и разрешению уголовно-правового спора между частными лицами.

§2. Публичное обвинение

Доминирующим видом обвинения в современном процессе является публичное обвинение. Имеется несколько его разновидностей.

Народное обвинение - это такая разновидность обвинения, когда гражданин, реализуя свое право на уголовное преследование любого пре-ступления в публичных интересах, производит розыск и досудебную под-готовку уголовного иска, а затем предъявляет этот иск в суд и поддержи-вает его там.

Механизм народного обвинения основывается на том, что каждый гражданин как таковой пользуется правом и несет нравственную обязан-ность преследовать в общем интересе преступление, не имеющее к нему никакого отношения. У нас народное обвинение было введено Декретом о суде № 1 и просуществовало до мая 1918 года.

Можно говорить также о таком специфическом субъекте права на публичное уголовное преследование, как общественные объединения.

Другая разновидность публичного обвинения - это должностное об-винение. В этом случае публичное уголовное преследование делается пра-вом и обязанностью назначаемых государством должностных лиц.

По субъекту, осуществляющему должностное уголовное преследо-вание, его можно разделить на: 1) уголовное обвинение, осуществляемое следственно-розыскными органами: судьей, следователем - в инквизици-онной форме; 2) прокурорское обвинение - в состязательной (смешанной) процессуальной форме; 3) обвинение, осуществляемое органом дознания, действующим на правах представителя прокуратуры; 4) обвинение, осуще-ствляемое иным органом власти.

Следственное обвинение вверяется тому же судье инквиренту, кото-рый в одном лице, выступая как следователь, обвинитель, защитник и су-дья, совмещает различные функции уголовного процесса: расследования, обвинения, защиты и разрешения дела по существу Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правовые отношения, - М., 1976, - С. 199

.

В следственно-инквизиционной форме процесса начатие и ход уго-ловного дела, а также и сам обвиняемый предоставлены в полное распоря-жение следователя - судьи, как, например, это было в Уставе уголовного су-допроизводства.

Прокурорское обвинение, существующее в смешанном или состяза-тельном уголовном процессе. При прокурорском уголовном преследова-нии деятельность обвинителя состоит в собирании данных для обвинения перед судом. При такой форме организации обвинения уголовное пресле-дование возлагается на особо назначенные к тому государственные учреж-дения, отделенные от судебной власти (но иногда состоящие при суде) под именем прокурора (прокуратуры). Прокурорское обвинение производится вполне или отчасти в порядке более или менее состязательном. Имеется в виду, что в досудебный период (на предварительном расследовании) обви-нительная функция состоит в отыскании доказательств виновности, оценка их и привлечение к суду обвиняемого. Далее прокурорское уголовное пре-следование осуществляется в форме разрешаемого судом состязания про-курора с обвиняемым.

По словам Н.В.Муравьева, главная задача обвинительной власти в лице прокуратуры состоит в публичном уголовном преследовании, под ко-торым понимается деятельность, направленная к изобличению лица, ви-новного в совершении преступления, с целью подвергнуть это лицо назна-ченному в законе наказанию.

Обвинение, производимое представителем органа дознания, произ-водно от прокурорского обвинения. Оно есть продукт такой организации уголовного преследования, которое получило название прокурорское доз-нание.

Кроме основных, так сказать «чистых» видов уголовного обвинения теория и практика уголовного процесса знает и примеры «смешения» не-скольких «чистых» видов обвинения.

§3. Смещенные виды обвинения

К числу таких «смешанных» видов мы должны отнести следующие:

- субсидиарное уголовное обвинение;

- дополнительное уголовное обвинение;

- общественное обвинение по советскому уголовно-процессуальному законодательству;

- частно-публичное обвинение.

Субсидиарное уголовное обвинение -- требование потерпевшего о за-щите своих субъективных прав и законных интересов, нарушенных пре-ступлением, сопряженное с требованием о привлечении к уголовной от-ветственности лица, совершившего это преступление, предъявляемое в суд, в случае отказа государственного обвинителя от поддержания обвине-ния по уголовному делу частно-публичного или публичного характера.

Относительно субсидиарного обвинения можно сказать, что эта форма сочетает в себе компромиссные черты частного преследования по-терпевшего и прокурорского обвинения. Суть его состоит в том, что по-терпевшему предоставляется право на обвинение в случае отказа от обви-нения по данному делу прокурора Кокорев Л.Д. Участники правосудия по уголовным делам. - Во-ронеж, 1971. - С. 301.

.

Субсидиарное обвинение потерпевшего было предусмотрено норма-ми, содержавшимися в ст-53, 430 УПК РСФСР. Детальному регулирова-нию подвергся этот институт в проекте УПК РФ (1997 г.). Однако в на-стоящее время отношение законодателя к субсидиарному обвинению изменилось. Из текста нового УПК РФ "выпали" все нормы, предусматри-вающие право потерпевшего поддерживать обвинение в суде после отказа от государственного обвинения прокурора.

Это следует считать главным изменением в правовом статусе потерпевшего по сравнению с тем, как он был зафиксирован в проек-те УПК (1997 г.) и даже в УПК РСФСР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.