p>Для определения взаимосвязи факторов и спроса проводится корреляционно-регрессионный анализ по данным социологического обследования, где оценивается связь между фактором-признаком и соответствующим ему уровнем потребления. Вид взаимосвязи уровня потребностей в традиционных основных и новых услугах от величин факторов определяется при аппроксимации соответствующих их значений. Характер взаимосвязи может быть линейным и нелинейным. Корреляционно-регрессионный анализ позволяет установить существенные факторы (Fi, J=l, n) из числа факторов, включенных в обследование.
Пli=П(Fl)i; Пji=П(Fj)i; Пni=П(Fn)i,
где Пli, …. , Пji, ……. Пni –потребности в i-й услуге, обусловленные соответствующими факторами Fl, …... Fj, …… Fn; Fl, …... Fj, …… Fn – важнейшие факторы, обусловившие определенный уровень потребления i-й услуги. Для учета одновременного действия нескольких причин факторов при прогнозировании потребностей применяется множественная регрессия. В случае, если прогнозируемая потребность относится к основной традиционной услуге, то аналитическое выражение ее значения имеет вид:
n Ппр. i=Птек. i+SUMЛП(Fj)i, где j=1
Птек. i –текущая потребность на i-ю услугу, сформированная на момент проведения обследования; ЛП(Fj)i –изменение потребности на i-ю услугу в зависимости от соответствующего Fj-фактора;
Ппр. i – прогнозируемая потребности на i-ю услугу;
Если прогнозирование потребности проводится по отношению к новой услуге, то ее значение получает следующий вид:
n Ппр. i= SUMП(Fj)i, где j=1 Fj, j=1, n – факторы влияющие на потребление i-й услуги;
П(Fj)i – потребность, сформированная под влиянием Fj-фактора на i-ю услугу; Ппр. i –потенциальная (прогнозируемая) потребность в i-й услуге, формирующаяся под влиянием n-го числа факторов. Определение текущего потребления на услуги составляет основу для прогнозирования спроса. Прогнозируемый спрос ( Спр. i, в денежном выражении) зависит от изменения в потребностях, ценах и в числе потенциальных потребителей основных и новых услуг и может быть представлен:
Спр. i = Ппр. i*Цпр. i*Кi, где
Ппр. i – прогнозируемая потребность в i-й услуге, с учетом факторов, влияющих на неё; Цпр. i – прогнозируемый тариф на i-ю услугу; Кi – число потенциальных потребителей из числа главных i-й услуги. Тариф на услуги прогнозируется в зависимости от изменения потребления при различных уровнях тарифа. Изменение тарифа определяется индексом, который устанавливается в ходе социологического обследования потребителей. Прогнозируемый тариф, определяется следующим образом:
Цiпр. = Цтек. i*Iцi, где Цтек. i – текущий тариф на i-ю услугу; Iцi – индекс изменения тарифа на i-ю услугу.
Колличество потенциальных потребителей среди главных по i-й услуге устанавливается по результатам социологических обследований. Общий спрос услуги определяется по спросу на основные виды услуг главных потребителей и его доле в общем спросе. Горизонты прогноза спроса могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Краткосрочный прогноз спроса обязывает учитывать все факторы, влияющие на спрос, - от временных и случайных до циклических и нециклических. Это означает, что составляемая анкета должна включать все факторы изменения спроса. Целесообразно проанализировать влияние цен на спрос среди взаимодополняющих и взаимозаменяющих услуг. Например, если услуги местной и междугородной телефонной связи являются взаимодополняющими, то между ценой на одну из них и спросом на другую существует обратная связь (т. е. с ростом тарифа на МТР спрос на ТУ может уменьшиться). Для таких взаимозаменяемых услуг, как телетекст, телекс, электронная почта, увеличение тарифа на одну из них ведет к росту спроса на другие. Для долгосрочного прогноза потребуется отказаться от циклических влияний, составляя лишь наиболее общие, усредненные, относительно устойчивые во всем прогнозируемом периоде факторы. Долгосрочный прогноз спроса относится к прогнозированию потребностей не только на традиционные услуги, но и к продвижению новой услуги на рынок. Результаты исследования спроса применимы для оценки маркетинговых возможностей предприятия и принятия решения по стратегическому развитию.
2. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ. 2. 1 Общая ситуация на рынке телекоммуникаций.
Значительные темпы экономического роста отрасли способствовали повышению ее доли в основных макроэкономических показателях. Так, за период 1955-1994 г. доля связи (с учетом почты и новых услуг) в ВВП США, ФРГ, Франции и Японии возросла соответственно в 5, 7, 9 и 15, 2 раза и составила в конце этого периода в США-4, 6%, в ФРГ и Франции- 2, 9%, в Японии- 2, 4%. С 1962 г. в США доля в приросте ВВП переживает электроэнергетику и газоснабжение, с 1965 г. – добывающую промышленность, с 1966 г. - сельское хозяйство, с 1980 г. –строительство и транспорт. Таким образом, с начала 80-х годов занимает по этому показателю третье место среди крупнейших отраслей хозяйства, уступая лишь обрабатывающей промышленности и торговле. Телекоммуникации превратились в существенный компонент технического базиса промышленно развитых стран. В 1994 г. их доля в основном капитале всего хозяйства достигла во Франции и ФРГ соответственно 5, 4 и 5, 6%, в США–8, 4%, что было обеспеченно массированными инвестициями (в разных странах от 4 до 6% всех капиталовложений в экономику). [20]. В приложении 13 представлена двадцатка крупнейших телекоммуникационных компаний мира. Самая крупная российская компания “Ростелеком” находится лишь на 61 месте. С 1 января 1998 г. телекоммуникационные рынки стран ЕС полностью открываются для конкуренции. Это означает начало жестокой борьбы за места на рынке, в ходе которой суждено выжить не всем. Операторам телекоммуникационного рынка и органам надзора придется решать 3 основные проблемы. Во-первых, необходимость учреждения организаций, способных обеспечить надлежащее развитие конкуренции, так как в некоторых странах она находится в зачаточном состоянии и пока мало что свидетельствует о возможности принятия единых стандартов по всей Европе. Во-вторых, вопрос о тарифах, по которым конкуренты должны будут платить существующим операторам для обеспечения похождения своих вызовов. Они сильно различаются по странам и как правило, высоки, но именно от них будет зависеть темп развития конкуренции. Третья проблема касается преемственность номеров, т. е. Права абонента сохранить свой номер при обращению к другому оператору. Такая услуга пока слабо развита в Европе и даже в Великобритании, которая либерализовала рынок средств связи более 10 лет назад, смогла предложить ее пользователям только в прошлом году. Исключением среди стран ЕС стали Германия, Ирландия и Португалия, которым разрешили отложить этот процесс на несколько лет, чтобы национальные операторы успели приготовиться к напору конкурентной борьбы. [1] Чтобы не только отстоять позиции на внутреннем рынке, но и утвердиться на внешнем “Франс Телеком”, немецкая “Дойче Телеком”, британская БТ, испанская “Телефоника” и другие компании занялись активным поиском союзников. В результате сформировались три группы, которые намерены поделить между собой Европу. Во главе первой выступает БТ. Вторую группу организовали “Франс Телеком” и “Дойче Телеком”, которые вступили в союз с американской “Спринт”. Эта тройка создала консорциум “Глоубэл уан”, который называет себя крупнейшем в мире. Треть группа, объединив под знаменами “Юнисурс” –европейского консорциума, созданного в 1992-1993 гг. с участием шведской компании “Телиа”, голландской “ПТТ-Телеком” и швейцарской “Сюисе ПТТ”. В 1995 г. консорциум заключил соглашение с американской “АТ энд Т”, а в 1997 г. “Стет Телеком Италия”. БТ, “Франс Телеком” и “Дойче Телеком” делают все, чтобы сохранить ключевых клиентов в лице мощных корпораций, разбросанных по всей планете. Таких в сфере индустрии и услуг насчитывается всего несколько тысяч. Но на них приходится 20% мирового телекоммуникационного рынка, который оценивается в общей сложности в 600 млрд. долларов. Эти корпорации стремятся навязать новые правила игры, добиваясь снижения расценок за связь и одновременного внедрения новых услуг и технологий. Телекоммуникационные группы, приспосабливаясь к новым условиям, заключают международные соглашения о партнерстве, позволяющим продавать услуги в общепланетарном масштабе. [11]
2. 2 Телекоммуникационные услуги в России.
В последние годы в станах с высокоразвитой экономикой, да и в России, все чаще связывают прогресс цивилизацию с состоянием информатизации общества и развитием средств связи. В 1991 г. , ко времени начала экономических реформ в России, предприятия Министерства связи РФ– почта, электросвязь, радио и телевидение –находились в неодинаковых финансовых и технических условиях. Почта например, имела большие дотации от государства, но все вместе заметно отставали от аналогичных служб за рубежом. Почта и телевидение имели ярко выраженный социальный аспект в своей деятельности, что явно не способствовало ликвидации отставания уровня оказываемых услуг от соответствующих служб развитых стран. При довольно низких почтовых тарифах к началу 90-х годов заметно увеличились сроки доставки почты, было проблемой установить на квартире телефон, а весь Союз располагал 1000 международных телефонных линий на 280 млн. жителей, и чтобы позвонить из Москвы за рубеж, надо было ждать очереди несколько дней. Существенным было и отсутствие в техническом оснащении. На телефонных сетях господствовали аналоговые станции, выпуск которых за границей был давно прекращен. О сотовой связи говорили пока как о перспективе. Нуждалось в новой технике и телевидение. Лишь радиопередающие устройства могли удовлетворять нужды предприятий связи. Хроническая нехватка средств усугублялась распадом СССР и разрывом хозяйственных связей между предприятиями расположенными в бывших его республиках. Спад промышленного производства сократил приток средств в соцбюджет, уменьшились возможности его финансовой помощи отросли. Стало необходимость реструктуризации связи, поиска дополнительных финансовых средств для ее развития. Чуть позднее было произведено более четкое структурное разделение отраслей, началось образование частных и смешанных компаний, намечены осуществленные позже меры по децентрализации тарифной политики и некоторые другие. Среди них и уделение большого внимания со стороны руководства министерства уровню материального обеспечения работников, занятых на предприятиях связи. Все эти меры предстояло предварить в жизнь, что оказалось делом не легким. К 1995 году Россия подошла, закончив реструктуризацию отросли и получив уже определенный положительный опыт ведения дел в условиях, приближенных рыночной обстановке. В области телефонизации страны был отдан приоритет развитию цифровых способов передачи информации и сотовой связи, которые по всем основным параметрам выгодны. Скажем, для цифровой станции на 10000 номеров требуется около 100 квадратных метров, а в то время как для такой же аналоговой необходимо пятиэтажное здание и на порядок большой расход электроэнергии. Стоит теперь цифровая телефонная станция не больше, а в ряде случаев и чуть меньше, чем аналоговая, будучи при этом немного надежнее и легче в обслуживании. И если 5-6 лет назад в основном использовали в достаточных объемах аналоговые системы, то теперь на 90% применяют цифровые телефонные станции, закупаемые за границей, и только 10% станций Российского производства, используются в основном в сельской местности. Так как цифровые телефонные станции производятся за границей, были завезены и постоянно расширяются контакты с инофирмами, занятыми в соответствующих отраслях промышленности. Их представители потихоньку потянулись в Россию, где им надо было создавать подходящие условия для работы. Были расширены мощности международных телефонных каналов с 1000 до 30000. Были введены в строй линии Москва– Санкт-Петербург – Копенгаген, Москва – Хабаровск – Находка, Москва - Ростов-на-Дону – Новороссийск – Стамбул –Палермо. С введением в строй этих линий острота проблемы международной телефонной связи спала. Посольства и представительства инофирм с облегчением вздохнули. Все проекты были реализованы при минимальной финансовой помощи государства. С 1993 года постоянно растет ввод в строй телефонных станций. Соответственно этому растут и иностранные капиталовложения в отрасль. Принятыми в последние годы мерами емкость телефонной сети России до 26 млн. номеров, что ставит ее по этому показателю на 5-6 место в мире. Состояние с инвестициями в отрасль, включая и иностранные, стало улучшаться, о чем свидетельствуют цифры (приложение 1). Доля иностранных инвестиций в отечественные телекоммуникации растет. Если в 1995 году она составила 45% (488, 3 млн. долларов) годового объема всех ассигнований в отрасль, то в 1997 году– около 80% (1540, 8 млн. долларов) (приложение 2). [17] Самый крупный кредитор –Германия. Общая сумма средств, выделенных российским телекоммуникациям за период 1994-1997 гг. , оценивается в 500 млн. долларов. Это так называемая связная кредитная линия. Ее условия: с немецкой стороны поступает техника, с нашей– по бартеру мазут, лесоматериалы, и т. д. Приобретается главным образом высокотехнологическое оборудование: цифровые коммуникационные станции и системы передачи, цифровое радиорелейное оборудование, почти весь комплекс средств сотовой радиотелефонной связи. Стратегия закупок зарубежной техники была декларирована с большим опозданием. Лишь в мае 1993 года вышел известный приказ министерства связи № 113 “О порядке применения на телефонных сетях общего пользования импортных цифровых систем коммуникаций”. К этому времени уже действовало множество зарубежной техники. Отечественный базовый оператор, живший ранее на полуголодном пайке из-за постоянных недопоставок отечественного оборудования, получив определенную автономию, использовал все возможности (собственные и местной администрации)для приобретения высококлассного оборудования, даже в запас.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|