на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценка состояния конкурентной среды на рынке оптовой торговли алкогольной продукции в республике Бурятия - (диплом)
p>Торговые и промышленные агенты- лица, действующие по поручению торговых (промышленных) представителей или других лиц в качестве посредников в сбыте товаров или их рекламе на основании соглашения за фиксированную комиссию.

Ассоциативные добровольные объединения предпринимателей и коммерсантов. К ним, в частности, относится торговые (торгово-промышленные) палаты. Торговые палаты объединяют предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской системы в масштабах административно-территориальных единиц (областей, городов, районов).

В настоящее время в Республике Бурятия существуют такие формы организации оптовой торговли:

    - оптовые базы;
    - оптовые магазины;
    - торговые дома;
    - ярмарки-выставки;
    - коммерческо-посреднические фирмы.

Основные формы организации оптовой торговли на товарном рынке

    Рис. 2. 1.
    2. 2. Особенности товарного рынка алкогольной продукции

Рынок алкогольной продукции характеризуется стабильным спросом и высокими доходами. Технологически не сложное производство и отсутствие товаров-заменителей делает привлекательным данный рынок для бизнеса. В то же время государство, стремящееся к пополнению доходной части бюджета и установлению контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, также не оставляет без внимания рынок алкоголя. В 1994 году правительством были приняты меры по восстановлению монополии на производство и оборот алкогольной продукции. Государственная монополия в сфере производства и реализации алкогольной продукции осуществляется посредством системы мер государственного регулирования, направленных на защиту экономических интересов государства, прав потребителей, и распространяется на предприятия, осуществляющие указанные виды хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями.

    К ведению государства относятся:

регулирование цен (установление минимальных цен на отдельные виды спиртных напитков);

    регулирование экспорта, импорта;

определение квот на закупку этилового спирта, необходимого для удовлетворения потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; организация государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

введение обязательной маркировки марками акцизного сбора или специальными марками производимой и реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции;

установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов; установление государственных стандартов и утверждение технических условий; определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, порядка выдачи лицензий, а также выдача федеральных лицензий на производство; организация и осуществление государственного учета и отчетности. Из экономической теории известно, что возможности монополистического воздействия на рынок тесно связаны, зависят от эластичности спроса по цене. Статистические данные за последние 5 лет показывают, что даже при многократном увеличении цен на алкоголь спрос остаётся стабильно высоким и даже растёт несмотря на общее снижение доходов населения. Следовательно, по уровню эластичности алкоголь относится к товарам с не эластичным спросом, что является экономическим обоснованием для введения государственной монополии на алкоголь. Рассмотрим региональные особенности товарного рынка оптовой торговли алкогольной продукции.

Отличительными чертами рынка алкогольной продукции Республики Бурятия являются: высокая доля бартерных сделок;

    высокое среднедушевое потребление спиртных напитков;

большой процент в структуре производства и потребления алкогольной продукции составляют крепкие спиртные напитки– водка и ликероводочные изделия; наличие предельного уровня торговой наценки на алкогольную продукцию; высокие административные барьеры;

директивное управление производством и сбытом алкогольной продукции; запрет на ввоз ликероводочных изделий, произведенных за пределами Республики Бурятия;

квоты на ввоз ликероводочных изделий элитных сортов, произведенных за пределами Республики Бурятия.

    2. 3. Анализ рынка алкогольной продукции Республики Бурятия

Для состояния рынка алкогольной продукции республики в последние годы характерно сокращение доли поставок местных предприятий-производителей, обусловленное ростом объёмов нелегального производства, экономической ситуацией и многими другими проблемами. Так, объём производства водки и ликёро-водочных изделий сократился в 1998 г. относительно 1990г. на 51 %.

Ниже приводится структура формирования ресурсов алкогольной продукции для продажи населению по данным учтенным официальной статистикой.

    Таблица 2. 1.
    Структура формирования ресурсов алкогольной продукции, дал
    Статьи
    Баланса
    1996
    1997
    1998
    1999
    Всего
    алког.
    прод.
    В том
    числе
    водка
    ЛВИ
    Всего
    алког.
    прод.
    В том
    числе
    водка
    ЛВИ
    Всего
    алког.
    прод.
    В том
    Числе
    Водка
    ЛВИ
    Всего
    Алког.
    Прод.
    В том
    Числе
    Водка
    ЛВИ
    Запасы на начало периода
    11, 6
    8, 0
    14, 8
    14, 2
    8, 0
    9, 9
    5, 5
    5, 2
    Производство
    219, 9
    212, 4
    230, 2
    229, 2
    273, 3
    240
    292, 4
    291, 6
    Ввоз
    9, 1
    1, 4
    30, 7
    7, 1
    18, 5
    5, 1
    18, 4
    9, 2
    Вывоз
    0, 6
    0, 6
    0, 3
    0, 3
    2, 0
    2, 0
    2, 5
    2, 5
    Запасы на конец периода
    14, 8
    14, 2
    10, 3
    9, 9
    5, 5
    5, 2
    9, 8
    7, 1
    Всего ресурсов для продажи
    240
    221, 2
    275, 4
    250, 2
    297, 8
    253
    313, 8
    303, 5
    Продано, всего
    225, 2
    207
    265, 1
    240, 3
    292, 3
    247, 8
    304,
    296, 4
    Потреблено, всего
    618, 6
    559
    777, 7
    732, 4
    862
    815, 8
    730, 2
    687, 4
    Скрытый оборот
    393, 4
    352
    512, 6
    492, 1
    569, 7
    568
    426, 2
    391
    Скрытый оборот в %
    63, 6
    62, 9
    65, 9
    67, 2
    66, 1
    69, 6
    58, 4
    56, 9

По расчетам объём теневого оборота алкогольной продукции, под которым подразумевается нелегальный оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, составил в 1996 году 63, 6 % от общего объёма реализованной продукции, в 1997г. - 65, 9 %, в 1998 г. –66, 1, за 9 месяцев 1999г. снизился до 58, 4 процента. В настоящее время подавляющую долю всего нелегального оборота занимает более дешёвая по сравнению с этиловым спиртом из пищевого сырья, спиртосодержащая жидкость (отходы гидролизных заводов, импортный спирт), из которой в последующем кустарным способом производится водка. Кроме того, весьма существенна доля самогона и поддельной алкогольной продукции, завозимой из-за пределов республики. В частности, в 1996г. отмечено значительное поступление дешевой водки из Северной Осетии (около 200 тыс. дал), которая не всегда соответствовала требованиям ГОСТа, тогда как производство на АО “Ливона” в этот же период составляло 500 тыс. дал.

Сегодня одним из важнейших вопросов для республики является увеличение сбора налогов в государственный бюджет. Одним из источников их поступления является акцизный и лицензионный сбор с производства и реализации алкогольной продукции. В течение ряда лет доля алкогольных акцизов в валовом республиканском продукте (ВРП) уменьшается, хотя в абсолютном выражении величина их растёт. Поскольку государственный бюджет получает налоги примерно с одной третьей части потребляемого алкоголя, вполне естественно, что темпы сбора акцизов отстают от темпов роста объёма ВРП.

    Таблица 2. 2.
    Доля акцизов в валовом региональном продукте
    1992
    1993
    1994
    1995
    1996
    1997
    1998
    1999
    ВРП, млн. руб.
    66, 9
    731, 4
    3741, 9
    7737, 3
    9478, 1
    11541, 3
    11376, 7
    11507, 3
    Акцизы, млн. руб.
    0, 7
    4, 7
    14, 9
    21, 6
    26, 3
    30, 1
    59, 0
    58, 2
    В % к ВРП
    1, 0
    0, 6
    0, 4
    0, 3
    0, 3
    0, 3
    0, 5
    0, 5

Как уже говорилось ранее, возрастающие объёмы производства и продажи нелегальной алкогольной продукции вызвали резкое сокращение производства местными производителями. До 1995 года производство алкогольной продукции было относительно стабильным и составляло 1, 2-1, 7 млн. дал. в год, затем началось постепенное вытеснение легальных производителей с рынка алкогольной продукции, что привело к значительному сокращению налогооблагаемой базы. Именно в 1995 году доля акцизов в ВРП уменьшилась до минимального значения–0, 3 процента, выпуск водки и ЛВИ местными товаропроизводителями по сравнению с 1990г. сократился на 14. 4 процента, в 1998г. более чем на половину (51 %). Соответственно снизилась степень использования производственных мощностей на предприятия, производящих водку и ликероводочные изделия с 72. 3 процента в 1990 году до 22. 5 процента в 1998 г. Неполное использование мощностей оказало отрицательное влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятий, увеличило постоянные расходы на единицу продукции, снижая тем самым конкурентоспособность местных производителей.

Комплекс мер, предпринятых правительством Республики, привел к некоторому улучшению ситуации в этой сфере. За 1998 г. правоохранительными органами республики выявлена и пресечена деятельность 40 подпольных мини-цехов по производству фальсифицированной водки, изъято 231 тыс. литров алкогольной продукции, в том числе 156 тыс. литров спирта. Результатом проведенных мероприятий стал возросший спрос на продукцию легальных производителей. Основной производитель - АО “Ливона”, которому принадлежит 66, 7 % от общего объема выпуска, за прошедший год выполнил годовой план на 109, 4 %. В структуре производства алкогольной продукции высока доля водки и ликеро-водочных изделий. Если в 1990 г. доля крепких спиртных напитков в общем объеме составляла 90, 3 %, то по итогам 1999 г. - 99, 5 %, тогда как в развитых странах этот показатель колеблется в пределах 25-40 %. Существенно сократилась доля производства вина (с 6, 2 % в 1990 г. до 1, 4 % в 1998 г. ) и пива (с 3, 5 % до 0, 3 %).

    Таблица 2. 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.