на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценка состояния конкурентной среды на рынке оптовой торговли алкогольной продукции в республике Бурятия - (диплом)
p>С точки зрения методологии важно оценить состояние конкурентной среды, применяя комплексный подход. Эта процедура представляет собой анализ и оценку информационно-статистических данных, полученных от государственных органов (органы статистики, налоговые, таможенные органы, банковские структуры и инвестиционные фонды) и хозяйствующих субъектов, с использованием сведений социологических опросов, экспертных заключений и результатов обследований научных и общественных учреждений.

На основе изложенных методик оценки конкурентной среды на товарных рынках, автор предлагает проведение анализа по следующей схеме.

Методический подход к изучению конкурентной среды сводится к всесторонней характеристике предмета - товарного рынка - на I этапе, подробному анализу и оценке структуры различных видов товарных рынков, характеризуемых на II этапе количественными параметрами процессов конкуренции и качественными показателями конкуренции - на III этапе оценки. Общая логика проводимой в несколько этапов аналитическо-расчетной работы представлена на рисунке 3. 1.

    Основные этапы анализа структуры товарных рынков
    Параметры Типы рынков Результаты
    Высококонцентрированные
    Умеренно концентрированные
    Низкоконцентрированные
    Барьеры Виды рынков Типовые примеры Параметры
    Рынки с развитой
    конкуренцией
    Олигополистические
    рынки
    Монополизированные
    Рынки

Основным содержанием работ на I этапе является формирование “портрета” товарного рынка по нескольким направлениям, каждое из которых характеризуется набором экономических, технико-технологических, социологических параметров, представленных в таблице. Таблица. 3. 1.

    Параметры, характеризующие товарный рынок
    Характеристика рынка
    Показатели
    Продуктовые границы товарного рынка
    Потребительские свойства товара
    Условия потребления (эксплуатации) товара
    Уровень удовлетворения спроса на товар
    Выявление товаров-заменителей по критериям:
    взаимозаменяемость по потреблению;
    взаимозаменяемость по производству;
    функциональная взаимозаменяемость;
    сходство потребительских свойств товара и его заменителей.
    Формирование товарной группы
    Субъекты товарного рынка

Количество продавцов, функционирующих в рамках продуктовых границ рынка Количество покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца (по способу приобретения товара)

    Группировка покупателей на конкретном товарном рынке
    Продолжение таблицы 3. 1.
    Географические границы товарного рынка

Оценка территории рынка по принципу признания покупателями равной доступности товаров, а именно:

возможностью перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок:

доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу. 2) возможностью перемещения товаров между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок:

незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю;

сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;

Отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз и вывоз товаров и пр.

Сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка. Объем товарного ресурса на рынке

Общий объем реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка выделенной группе покупателей

В случае отсутствия необходимых данных, объем рынка определяется по формуле: , (3. 1)

    где
    Vm – общий объем реализации (поставки) товара;
    Vp - объем производства товара местными производителями;
    Vim - объем ввоза на территорию изучаемого рынка;
    Vex - объем вывоза за пределы изучаемого рынка.
    Доля хозсубъекта на рынке

Отношение реализованной хозяйствующим субъектом товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

Масштабы конкуренции на товарном рынке во многом предопределены его структурой, поэтому изучению структурных изменений на товарных рынках посвящены последующие этапы.

На II этапепроизводится анализ и оценка различных количественных показателей товарного рынка, а также расчеты, определяющие степень концентрации на товарном рынке. К количественным показателям относятся:

численность поставщиков, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые поставщиками на данном товарном рынке;

коэффициент рыночной концентрации (CR) - процентное отношение продаж определенного числа крупнейших поставщиков к общему объему продаж на данном товарном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.

индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), показывающий сбалансированность фирм на рынке, - сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем поставщиками.

Информационной базой расчетов коэффициентов концентрации выступает товарная номенклатура, которая приблизительно соответствует номенклатуре основного промышленного производства.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка:

    I тип - высококонцентрированные рынки:
    При 70% < CR-3 < 100%;
    2000 < HHI < 10000.
    II тип - умеренно концентрированные рынки:
    При 45% < CR-3 < 70%;
    1000 < HHI < 2000.
    III тип - низкоконцентрированные рынки:
    При CR-3 < 45%;
    HHI < 1000.

На III этапе осуществляется анализ качественных показателей, по которым производится оценка конкуренции на товарном рынке. К ним относятся:

наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. Потенциальными конкурентами могут считаться :

хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок. Под барьерами входа на рынок понимаются любые факторы технологического, административного, экономического характера, которые препятствуют новым фирмам войти на рынок в достаточно короткий период времени. Причем концентрация может и не представлять серьезной опасности для конкуренции в случае отсутствия барьеров входа на соответствующие товарные рынки

Могут рассматриваться следующие препятствия выхода на рынок (барьеры) потенциальных конкурентов.

Экономические и организационные ограничения. Анализируется значимость для входа на рынок следующих экономических факторов: государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков;

    среднеотраслевая норма прибыли;
    сроки окупаемости капитальных вложений;
    неплатежи;

наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства: доступность финансирования из фонда поддержки предпринимательства, доступность кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства, низкий (высокий)уровень арендной платы за производственные и конторские помещения. Административные ограничения. Выявляется наличие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней. К их числу относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т. п.

Неразвитость рыночной инфрастуктуры. Выявляется наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т. п.

Особенно важно определить условия транспортной доступности данного рынка для потенциальных конкурентов. Целесообразность дополнительных транспортных издержек для входа на рынок соотносится со стоимостью конкретного товара, а дальность перевозок - с качественными и техническими характеристиками товара, позволяющими (не позволяющими) эту транспортировку осуществлять. Корпоративные ограничения. Выявляется степень использования продавцами, объединенными в вертикальные структуры, всех преимуществ внутрикорпоративных связей и воздействие этих отношений на конкурентов, не входящих в эти вертикальные структуры. Стратегические ограничения. Анализируется ценовая и сбытовая стратегия ведущих продавцов, их политика в качестве держателей патентов, лицензий, торговых знаков и т. д. Наиболее крупные из числа действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов имеют прочные хозяйственные связи с продавцами материально-технических ресурсов и покупателями выпускаемых товаров, что дает им преимущества перед потенциальными конкурентами, входящими на товарный рынок. Крупные размеры хозяйственного оборота, определяющие соответствующую массу прибыли, позволяют им создавать резервные мощности, использовать льготный режим расчета с продавцом, оттесняя тем самым конкурентов. Крупным из действующих продавцов более доступны неценовые методы конкуренции.

Экологические ограничения. Выявляются факты запрещения службами экологической безопасности, природоохранными учреждениями и общественными организациями и движениями расширения масштабов деятельности на данном товарном рынке, строительства новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций и т. п. Ограничения по спросу. Высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами. В связи с этим предполагается, по возможности, анализировать емкость товарного рынка раздельно - по спросу и по потребностям. В качестве источника информации следует использовать данные опроса основных покупателей изучаемого товара. Вместе с тем, при рассмотрении данного вида барьеров целесообразно учитывать эластичность спроса в зависимости от изменения (снижения) цен, которое должно происходить при входе на рынок новых субъектов. Если рынок становится более конкурентным, то должны снижаться цены и соответственно увеличиваться спрос. Инвестиционные ограничения. Значительный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может являться одним из важных барьеров входа на рынок.

Для анализа ситуации экспертным путем оценивается размер капитальных затрат, связанных с освоением выпуска изучаемого товара потенциальными конкурентами (стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, которые можно приспособить под выпуск данного товара, и возможность покрытия этих затрат в течение определенного времени). Источниками соответствующей информации могут быть данные опроса действующих продавцов и потенциальных конкурентов, отраслевых специалистов и т. п.

Наряду с перечисленными барьерами, в российской экономике появились особые виды барьеров, не всегда четко оформленных, но оказывающих существенное влияние на развитие рынка, причем большая часть этих барьеров унаследована от централизованной экономики.

Административные запреты на вывоз или ввоз товаров в регион. Хотя официально такие барьеры запрещены, существует множество примеров нарушения закона. Личные связи между частым бизнесом и местными властями, приводящие к установлению благоприятных условий для отдельных предприятий, что создает существенные барьеры входа на рынок для фирм, не обладающих подобными возможностями.

Так называемые технические барьеры, навязываемые властными структурами, в частности слишком строгие санитарно-гигиенические нормы, бюрократическая процедура лицензирования, усложненный механизм регистрации фирм и т. д. Они также могут трактоваться как барьеры входа, унаследованные от командной экономики. Хотя подобные ограничения распространены и в рыночных экономиках, они принимают гораздо более жесткие и нерациональные формы в переходных экономиках, так что в результате вся бюрократическая система препятствует нормальному осуществлению бизнеса, например, функционированию мелких предприятий. Эта проблема приобретает особо важное значение для продовольственного рынка России. Рассмотренные барьеры создаются органами власти различных уровней и могут быть обусловлены как стремлением решить социально-экономические проблемы собственного региона за счет нарушения конкурентных норм, так и коррумпированностью властных структур. Барьеры криминального характера (рэкет, поборы и т. д. ), представляющие серьезную угрозу не только добросовестной конкуренции, но и экономическому развитию в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.