на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конкурентоспособность организаций и товаров

Конкурентоспособность организаций и товаров

52

Калужский торгово-экономический колледж

Курсовая работа

по теме:

«Конкурентоспособность организаций и товаров»

Выполнила:

Преподаватель:

Калуга, 2004 г.

  • Содержание
  • КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА 3
    • 1.1. Понятие конкурентоспособности товара 3
    • 1.2. Пути повышения конкурентоспособности товара 6
    • 1.3. Исследование конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности 9
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И МАРКЕТИНГ 12
    • 1.1. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга 12
    • 1.2. Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях 20
    • 2.1. Оценка конкурентоспособности товаров и услуг 23
    • 2.2. Вицы товаров-конкурентов, их характеристика 23
    • 2.3. Вицы конкуренции и оценка состояния конкурентной среды 27
    • 2.4. Критерии конкурентоспособности товаров 31
    • 2.5. Оценка конкурентоспособности товаров 37

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА

1.1. Понятие конкурентоспособности товара

Товар - главный объект на рынке. Он имеет стои-мость и потребительную стоимость (или ценность), облада-ет определенным качеством, техническим уровнем и надеж-ностью, задаваемой потребителями полезностью, показате-лями эффективности в производстве и потреблении, други-ми весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия разви-тия рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производи-теля. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного со-перничества товаров в условиях развитого рыночного ме-ханизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкрет-ной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать опреде-ленной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных па-раметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рын-ке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная ха-рактеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организа-ционных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия обще-ственным потребностям с учетом затрат на их удовлетворе-ние, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе про-изводительного и (или) личного потребления. Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.

Технические показатели товара определяются оцен-кой соответствия его технического уровня, качества и на-дежности современным требованиям, которые выдвигают-ся потребителями на рынке. Эти требования наиболее пол-но отражают их общественные и индивидуальные потреб-ности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социаль-но-экономического развития и научно-технического прогрес-са как у нас в стране, так и за рубежом. Основные требования потребителей к техническим по-казателям находят отражение в национальных и междуна-родных стандартах.

Под стандартизацией понимают разработку и установ-ление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым опреде-ляется (нормируется) стандартизируемый предмет, назы-вается стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат техничес-кие условия на его изготовление, правила приемки, сорти-ровки, упаковки, маркировки, транспортировки и хране-ния. При оценке качества товара прежде всего определяет-ся его соответствие стандартам. Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

В каждой стране существует своя система стандарти-зации товаров, соответствующая степени развития нацио-нальной экономики, науки, техники и технологии. Вместе с тем по мере углубления интеграции нацио-нальной экономики в мировую экономику и расширения внешнеэкономического сотрудничества товаропроизводите-лей все большее значение приобретают развитие междуна-родной стандартизации товаров и достижение соответствия национальных стандартов международным требованиям качества товаров.

Международные стандарты устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных норм и пра-вил различных стран. В этих целях функционирует специ-ально созданная Международная организация стандартиза-ции (ISO - lintel-national Organization for Standardization).

Международный координационный центр по стандар-тизации - постоянно действующее Совещание правитель-ственных должностных лиц при Европейской Экономичес-кой Комиссии ООН. Совещание разрабатывает рекоменда-ции правительствам стран-членов относительно стандар-тизации товаров, наиболее важных для международной торговли.

Качество товара - это степень достижения установ-ленного технического уровня при производстве каждой еди-ницы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием прибо-ров, аппаратов, реактивов и других технических средств.

Техническая конкурентоспособность товаров - по-казатель весьма гибкий и динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ве-дущих мировых производителей той или иной продукции.

Коммерческие условия. К основным показателям, оп-ределяющим коммерческие условия конкурентоспособнос-ти товаров, относятся:

* ценовые показатели;

* показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;

* показатели, характеризующие особенности действу-ющей на рынке производителей и потребителей на-логовой и таможенной системы;

* показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

Уровень цены производства непосредственным обра-зом определяет ценовую конкурентоспособность товара. По-нятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой про-дукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уро-вень цены снижает ценовую конкурентоспособность това-ров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение кон-курентоспособности производимых товаров.

Такая же картина просматривается и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия более гиб-кие, чем более они соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкурентном соперничестве с другими аналогичными товарами на рынке. В первую очередь это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществляемые поставки.

Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и на-дежности.

Организационные условия приобретения и использо-вания товара потребителями обеспечивают реальное выпол-нение коммерческих показателей его конкурентоспособнос-ти. К ним относятся:

* обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к покупателям, влияющего на сниже-ние издержек обращения и, значит, на уровень его цены;

* доставка товара до мест потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями че-рез складские предприятия. В основе экономичной достав-ки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспор-тными уставами, кодексами, правилами перевозок, тран-спортными тарифами и другими основополагающими до-кументами в этой области;

* расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслу-живанием. В настоящее время покупатель предъявляет продавцу товара обязательное требование: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока службы. Продавец со своей стороны всемерно способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой любой промышленной фирмы, желающей успешно выступить на рынке. Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы: 1) хорошо подготовленная стратегия, определяющая наиболее оптимальный уровень сервиса для каждого сегмента рынка; 2) умелое использование рекла-мы, доносящей до покупателя все преимущества сервиса и гарантирующей прочную связь клиента с покупателем;

3) четкая система поставки запчастей; 4) система правил вызова сотрудников сервисной службы к клиенту; 5) обу-чение персонала, связанное с доведением до каждого ис-полнителя стандартов обслуживания.

Сервис подразделяется на предпродажный и после-продажный, а последний - на гарантийный и послега-рантийный.

Предпродажный сервис заключается в устранении не-поладок, вызванных транспортировкой продукции, в приве-дении ее в рабочее состояние, опробовании, демонстрации покупателю изделия в работе и т.д. В период послегаран-тийного сервиса фирма-продавец ведет планово-предупре-дительные ремонты и капитальный ремонт, снабжает за-пасными частями, дает консультации по эффективному использованию техники. По желанию покупателя произ-водятся модернизация проданной продукции и дополни-тельное обучение персонала. Задача послегарантийного ре-монта - сократить простои оборудования, увеличить меж-ремонтные сроки, повысить безопасность эксплуатации и в конечном счете завоевать устойчивое положение на рынке, добиться конкурентоспособности производимой продукции;

* развитие рекламы и технической информации на высоком качественном и организационном уровнях. Необ-ходимо помнить, что главным элементом рекламы, опреде-ляющим ее эффективность для товара производственного назначения, является прежде всего содержательность рек-ламного текста, его информативность и доказательность, безусловная достоверность в отличие от рекламы для това-ров индивидуального потребления. В ней рекламный текст более эмоциональный, несложный для восприятия, зачас-тую приукрашенный, а "имидж" товара, его образ нередко не связан в общем с его потребительскими свойствами. Глав-ная цель рекламной работы - привлечь к товару максимум деловых людей и повысить его конкурентоспособность;

* формирование спроса и стимулирование сбыта - ФОССТИС как ключевое направление в конкурентной борь-бе за прочное место на рынке сбыта товара. Формирова-ние спроса (ФОС) заключается в том, чтобы сообщить по-тенциальному покупателю о существовании товара, осве-домить его о потребностях, которые удовлетворяются этим товаром, максимально снизить недоверие к товару со сто-роны покупателей и довести до них гарантии защиты инте-ресов покупателей в случае, если они не будут удовлетво-рены покупкой. Главная задача организации ФОС - введе-ние на рынок нового товара, обеспечение его конкуренто-способности и намеченного объема продаж.

Задача же стимулирования сбыта (СТИС) - побужде-ние покупателя к последующим покупкам данного това-ра, к приобретению больших партий, регулярным коммер-ческим связям. Деятельность по организации стимулиро-вания сбыта особенно важна, когда на рынке имеется мно-го конкурирующих между собой товаров, мало отличаю-щихся по своим потребительским свойствам, а СТИС обе-щает покупателю ощутимую выгоду за счет предлагаемых скидок при условии покупки больших партий товара, ре-гулярности покупок определенного числа изделий ("бонус-ные" скидки). При стимулировании сбыта часто использу-ются послепродажные, сопутствующие "подарки", бесплат-ное распространение образцов товара, бесплатная передача товара во временное пользование "на пробу" за реализа-цию крупных партий товара, прием подержанного изделия в качестве первого взноса за новую вещь. Большое значе-ние имеет организация презентаций, пресс-конференций и других организационных мер по введению нового товара на рынок и обеспечению его конкурентоспособности.

Экономические условия потребления. По экономи-ческим условиям потребления конкурентоспособность то-вара включает большое число показателей, к основным из которых следует отнести: в производственной, финансово-экономической и сбытовой работе промышленной фирмы для усиления ее позиций в конкурентной борьбе на рынке.

1.2. Пути повышения конкурентоспособности товара

В течение многих десятков лет в нашей стране, в усло-виях высокой монополизации производителей регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью наоборот - производство и административно-ко-мандный механизм распределения регулировали потребле-ние, формировали потребности и вкусы покупателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара у произ-водителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подле-жала реализации на внешнем рынке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конку-рентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлени-ем финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для за-крепления его позиций на рынке в целях получения макси-мальной прибыли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.