на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конкурентоспособность организаций и товаров
наче обстоит дело в условиях дефицитной экономики. Потребитель до-вольствуется лишь тем, что ему доступно. Требования к качеству резко сни-жаются. «Естественный» регулятор и критерий оценки качества -- спрос и предпочтение покупателей -- перестает «работать», оказывать должное воз-действие на производство, поддержание минимально необходимого для реа-лизации продукции качества ее изготовления. Качество требует больших усилий и затрат, своевременного обновления технической базы производства и его объектов. Но если кое-как сделанная продукция все равно раскупается, у производителя исчезает стимул делать «лишние» усилия.

В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной еди-ницы обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль произво-дится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную оценку этой деятельности дает, в конечном счете, покупатель (потребитель). Конкуренция -- самый эффектив-ный и дешевый метод экономического контроля, который не имеет себе рав-ных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, при-чем в нужный срок. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение ка-чества продукции.

Таким образом, уже сам по себе рыночный фактор служит действенным средством, заставляющим производить товары требуемого в конкретный

Рис. 2. Схема взаимосвязи качества работы, качества продукции, эффективности производства и потребностей момент уровня качества. Но этим не исчерпывается роль конкурентного рын-ка. Он оказывает мощное воздействие на конкретные экономические, орга-низационно-управленческие и контрольные функции изготовителей, напра-вленные на решение проблем качества и конкурентоспособности. Развитие рынка и повышение его требований к товарам, усиление на нем роли покупателей, возрастание роли научно-технического фактора -- все это заставляет совершенствовать формы и методы решения проблемы качества и конкурентоспособности, механизм управления качеством.

Переход России к рыночной экономики вызывает необходимость в новых подходах к проблеме качества и конкурентоспособности, требующих: все бо-лее полного учета изготовителями рыночного фактора; сдвига от админист-ративных рычагов контроля качества к преимущественно организационно-экономическим мерам управления качествам; перехода к гибкой системе стандартизации и сертификации, позволяющей производителям оперативнее реагировать на меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров; организации работы по переходу в перспективе к тоталь-ному обеспечению качества.

Схематично процесс планирования и обеспечения уровня качества в ры-ночных условиях может быть представлен так: выявление потребностей -- определение главных характеристик продуктов, определяющих их качество или степень удовлетворения потребностей, -- определение желаемых пара-метров -- выявление путей достижения этих характеристик и параметров. Главные участники процесса планирования качества на первых его этапах -- потребители и служба маркетинга. Процесс планирования качества носит непрерывный характер, поскольку постоянное обновление и совершенствова-ние продукции -- обязательное условие успеха производителя на рынке.

В силу своей комплексности и многогранности качество -- проблема, требующая на уровне промышленного предприятия, фирмы согласованных усилий всех подразделений и служб для принятия решений. Согласованность усилий -- непременное условие поддержания качества продукции на требу-емом уровне. Чтобы данное условие соблюдалось в полной мере, необходима четкая программа действий, в которой формулируются цели и задачи, ме-тоды и средства решения проблемы качества в течение планируемого пери-ода, приводятся расчеты по соотношению затраты -- выпуск для определе-ния экономической эффективности всей работы по поддержанию качества и установлению предельных уровней связанных с этим затрат как в целом, так и по отдельным видам продуктов ассортимента. Наличие такой про-граммы позволяет не только иметь полное представление о состоянии дел на предприятии в целом с решением проблемы качества и наметить соот-ветствующие меры по ее решению, но и определить направления действий служб и подразделений в пределах их функций, области взаимодействия, требующих объединенных усилий.

Решение проблемы качества в России в новых условиях во многом зависит от создания соответствующей законодательной базы. Ее составные элементы -- Закон о защите прав потребителей; Законы о стандартизации и сертифика-ции; Закон о государственном надзоре за стандартами, нормами и прави-лами; Закон о метрологии, -- тесно увязанные с другими «смежными» законодательными актами (например, такими, как Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Закон «Об охране окружающей сре-ды»).

Разработана Государственная программа России по управлению качест-вом продукции. В ней отражена государственная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересованность то-варопроизводителей в выпуске продукции в ассортименте, отвечающем ин-тересам различных групп потребителей, а также отвечающих задачам социально-экономического развития России. Имеется в виду, что государство, влияя на управление качеством, не будет непосредственно вмешиваться в практическую деятельность предприятий.

Особое место в программе управления качеством отведено экономическим методам. К их числу отнесены: государственное регулирование рынка через совершенствование системы налогообложения и другие финансовые рычаги; содействие развитию конкуренции; проведение в жизнь положений законо-дательства об антимонопольной деятельности; создание эффективного меха-низма правовой защиты российских потребителей.

Особое внимание в программе уделяется проблеме защиты прав потре-бителей. Под термином «потребитель», по предложению КОПОЛКО/ИСО (Комитет по вопросам политики в сфере потребления и Международная организация по стандартизации), подразумеваются отдельные представители широкой общественности, использующие потребительские товары, собствен-ность или услуги в личных целях. В нашей стране потребитель длительное время был полностью устранен из системы управления качеством продукции. Административно-командная система с ее тотальной монополией, как ни па-радоксально, в потребителе не нуждалась. Практически заранее предопре-делялось, что покупать и по какой цене.

2.1. Оценка конкурентоспособности товаров и услуг

В данной теме к основным относятся следующие поня-тия.

Рыночная конкуренция -- борьба организаций-конку-рентов за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей на доступных им сегментах рынка.

Конкурентная среда -- совокупность субъектов и объек-тов, взаимосвязанных конкурентными отношениями на оп-ределенном сегменте рынка.

Конкурентоспособность товаров (услуг) -- способность основополагающих характеристик товаров в определенной степени удовлетворять аналогичные или одинаковые запро-сы потребителей.

Конкурентные преимущества товаров -- достоинства одних товаров по сравнению с другими, обусловленные их повышенной конкурентоспособностью. Конкурентные пре-имущества создаются за счет преобладания достоинств то-варов (сильных сторон) над их недостатками (слабыми сто-ронами).

Товары (услуги) - конкуренты -- средства удовлетворе-ния аналогичных или одинаковых потребностей на определенном сегменте рынка, взаимозаменяемые и связанные конкурентными отношениями.

2.2. Вицы товаров-конкурентов, их характеристика

Конкуренция товаров возможна только при создании и поддержании конкурентной среды, высокой степени насы-щенности рынка и ограниченном платежеспособном спросе.

Важнейшими признаками товаров-конкурентов слу-жат общность функционального назначения, удовлетворе-ние аналогичных или одинаковых потребностей, взаимоза-меняемость. Так, физиологическую потребность в воде че-ловек может удовлетворить безалкогольными водами, пи-тьевой водой, соками, фруктово-ягодными напитками, ква-сом, морсом и т. п., а также пивом, чаем и другими напит-ками, которые являются товарами-конкурентами на конк-ретном сегменте рынка. Однако они не будут конкурента-ми на разных географических сегментах рынка. Так, Кока-Кола, Фанта и подобные импортные напитки не были кон-курентами русскому квасу, морсу и другим исконно рус-ским напиткам до тех пор, пока не были представлены на российском рынке.

Прежде чем дать классификацию конкурирующих то-варов и услуг, необходимо определить их классификацион-ные группировки. Ранее мы уже отмечали, что общим сред-ством удовлетворения потребностей являются товары в ши-роком понимании этого термина. Товары как средства удов-летворения потребностей подразделяются на роды: матери-альные товары, услуги, работы (технологии), ценные бума-ги и т. п. Род подразделяется на классы и подклассы, кото-рые в свою очередь делятся на группы, подгруппы, виды, подвиды, наименования однородных объектов. Самым низ-шим и неделимым объектом классификации являются наи-менования или товарные марки и их модификации.

В зависимости от принадлежности товаров и услуг к разным или одним и тем же классификационным группировкам товары-конкуренты подразделяются на пять видов рис. 3).

Рис 3. Классификация товаров-конкурентов

Межродовые товары-конкуренты -- материальные то-ры и результаты услуги, относящиеся к разным родам, удовлетворяющие аналогичные потребности одних и тех же потребителей. Их особенностью является принадлежность только к разным родам, но и к отраслям, сферам (например, материальные товары как продукция перерабатывающих отраслей промышленности и материальные результаты услуг, относящихся к сфере обслуживания). Основные требительские свойства таких товаров-конкурентов могут 1ть одинаковыми или схожими, но в некоторых случаях тут и принципиально отличаться. Товарные и потребильские сегменты рынка межродовых конкурентов совпадают не полностью.

При маркетинговых исследованиях рынка необходимо учитывать межродовые конкурентные отношения между варами, порой представленными на разных сегментах то-рного рынка, но ориентированными на одного и того же трбителя, т. е. на конкретный потребительский сегмент рынка, на котором определенные потребности могут быть удовлетворены либо товарами, либо услугами.

Такие конкурентные отношения (КО) показаны на при-мерах рынка мучных кондитерских изделий и рынка услуг по изготовлению кондитерских изделий, а также рынка обуви и рынка бытовых услуг по индивидуальному пошиву обуви (рис. 4).

Рис. 4. Конкурентные отношения, связывающие межродовые товары-конкуренты

Межродовые конкурентные отношения между товарами и услугами возникают потому, что они удовлетворяют одинаковые потребности и взаимозаменяемы. Мучные кондитерские изделия, произведенные в промышленности и сфере услуг общественного питания, находятся в конкурентных отношениях на одном и том же сегменте потребительского рынка. Однако сегмент потреби-телей услуги по приготовлению тортов может быть шире за счет изготовления их по индивидуальным заказам в точно обозначенное время исполнения. В результате на рынке мучных кондитерских изделий наряду с сегментом, на кото-ром существуют межродовые конкурентные отношения, возможен сегмент, где эти отношения отсутствуют (изде-лия, изготовленные на заказ).

Аналогичная ситуация возникает и на рынке обуви, где межродовыми товарами-конкурентами выступает обувь, се-рийно выпускаемая предприятиями обувной промышленно-сти, обувь, изготовленная по индивидуальному пошиву, и отремонтированная обувь, являющаяся результатом услуги по ее ремонту. При ограниченной платежеспособности по-требитель, который ремонтирует обувь, не купит взамен ее новую.

Свободный от конкуренции сегмент рынка обуви будет представлен продукцией, изготовленной в особых случаях по индивидуальному заказу. Потребители такой услуги мо-гут отдавать ей предпочтение в связи с тем, что им требу-ется обувь нестандартных размеров или особого фасона, не выпускаемая промышленностью.

Таким образом, рынок серийно выпускаемых товаров и рынок продукции как результата услуг в определенной мере совпадают. На этом совпадающем сегменте возникают меж-родовые конкурентные отношения между товарами и услу-гами. Однако есть сегменты товарного рынка и рынка услуг, которые не пересекаются. Этот свободный сегмент представ-лен продукцией, изготовленной по индивидуальным зака-зам потребителей, которые по определенным причинам не могут или не хотят потреблять серийно произведенные то-вары. На таких сегментах конкурентные отношения между изготовителями продукции и исполнителями услуг не возникают.

Межгрупповые товары-конкуренты -- товары (или услуги) разных однородных групп, удовлетворяющие анало-гичные или одинаковые потребности за счет общности фун-кционального назначения. Их особенностями являются при-надлежность к разным группам одного рода (либо товары, либо услуги), а также общность функционального назначения при несовпадении других потребительских свойств и показателей. Их товарные и потребительские сегменты в основном совпадают.

Так, одни и те же аналогичные или одинаковые физи-ологические потребности могут удовлетворять различные однородные группы продовольственных или непродоволь-ственных товаров. Энергетические потребности организма можно удовлетворить практически за счет многих групп пищевых продуктов. Туристические услуги могут быть кон-курентами рекреационных услуг домов отдыха, так как они тоже удовлетворяют потребности в отдыхе. Результатом межгрупповых конкурентных отношений являются межгруп-повые товары или услуги-конкуренты.

Внутригрупповые товары-конкуренты -- товары (или услуги) однородных групп, удовлетворяющие одинаковые потребности, но отличающиеся ассортиментной принадлеж-ностью к разным видам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.