на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конкурентоспособность организаций и товаров
p align="left">Избыток товаров и степень насыщенности ими рынка тесно связаны между собой и принципиально отличаются лишь шкалами измерений (дифференциальной или относи-тельной). Степень насыщенности рынка товарами в опреде-ленной мере зависит от демонополизации предприятий, со-ставляющих конкурентную среду на определенном сегменте рынка.

Демонополизация предприятий -- деятельность, направ-ленная на рассредоточение производства и/или сбыта това-ров, а также на предоставление услуг между предприятия-ми разных организационно-правовых форм.

Демонополизация -- значимый, но не обязательный показатель конкурентной среды, так как конкурентные от-ношения между товарами возможны и при монополистичес-кой конкуренции. Как известно, этот вид конкуренции ха-рактеризуется большим количеством предприятий, реали-зующих аналогичную продукцию. Однако это не означает, что такая продукция или услуги не могут иметь товаров-конкурентов. Например, конкурентами услуг железнодорож-ного транспорта, являющегося естественным монополистом, служат услуги авиационного или автомобильного транс-порта.

В то же время создание и поддержание уровня конку-рентной среды возможно за счет существования предприя-тий (фирм) разных организационно-правовых форм, что до-стигается путем демонополизации предприятий. Косвенны-ми показателями демонополизации предприятий служат ко-личество фирм-конкурентов и регулирование цен с помо-щью конкуренции.

Количество фирм-конкурентов и количество товаров-конкурентов не только определяют степень демонополиза-ции предприятий и насыщенности рынка товарами, но и выступают в качестве самостоятельных показателей конку-рентной среды. При этом для оценки данных показателей можно применять регистрационный и экспертный методы.

Особенностью конкурентной среды является отсутствие государственного регулирования цен. Идею ценового регу-лирования рынка с помощью конкуренции высказал А. Смит, а в дальнейшем развил Д. Рикардо. Регулирование цен осуществляется под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы.

Завершая рассмотрение показателей товарной конкурен-тной среды, следует отметить, что эта среда стала форми-роваться в России при переходе на рыночную экономику. Нормативно-правовой базой ее развития явились Закон РФ "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках" и Государственная программа де-монополизации экономики и развития конкуренции на рын-ках Российской Федерации, разработанная в 1994--1995 гг.

2.4. Критерии конкурентоспособности товаров

Основным критерием конкурентоспособности товаров служит степень удовлетворения ими реальных потребнос-тей, что и обусловливает разную привлекательность това-ров-конкурентов для потребителей. Однако непосредствен-ное измерение степени удовлетворения потребностей невоз-можно в силу психофизиологического восприятия потреби-телями отдельных товаров. Порой разрекламированные то-вары с невысокими потребительскими свойствами восприни-маются потребителями более благожелательно, чем не рекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами.

Поэтому для оценки конкурентоспособности использу-ются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические. Классификация этих критериев показана на рис. 5.

Рис. 5. Классификация критериев конкурентоспособности

Потребительские критерии конкурентоспособности оп-ределяют потребительскую ценность, или полезность, това-ров и представлены двумя основополагающими характерис-тиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа кри-териев имеет наибольшую значимость для всех потребите-лей, но особенно для индивидуальных. Это объясняется тем что производственные потребители, приобретая сырьевые, энергетические и иные товары, имеют определенные возможности формировать заданный уровень качества и ассор-тиментную принадлежность товаров путем устранения от-дельных дефектов. Индивидуальный потребитель, приобре-тающий товар сформированного ассортимента и качества для личного использования, как правило, не может изме-нить указанные характеристики товара.

Среди потребительских критериев особое место зани-мает качество товаров, которое отдельные авторы счита-ют наряду с ценой практически единственным критерием конкурентоспособности товаров. Однако такое представле-ние о сущности конкурентоспособности, обусловленной ос-новополагающими характеристиками товара, неполно.

Привлекательность качества товаров для потребителей в значительной мере обеспечивает их конкурентоспособность. В то же время при оценке качества возникают две пробле-мы, от разрешения которых во многом зависит достовер-ность определения конкурентоспособности товаров.

Первая проблема заключается в том, что отдельные группы потребительских свойств, составляющих качество, неравнозначны как у одного, так и у разных товаров. Наи-большую значимость у большинства товаров имеет функци-ональное назначение, которое оказывает решающее влия-ние на создание потребительских предпочтений, а также безопасность и эргономические свойства. Для производствен-ных потребителей большую значимость и применимость име-ют не эргономические, а технологические свойства.

Значимость других групп потребительских свойств (эс-тетических, экологических, надежности и социального на-значения для разных товаров и сегментов потребителей), как правило, ниже, чем ранее указанных. Однако из этого пра-вила есть исключения. Например, для многих товаров пре-стижного спроса (ювелирных, антикварных изделий, опре-деленных товарных марок автомобилей, одежды, обуви и т. п.) социальное назначение играет основную роль при выборе товара. В то же время надежность товаров, в част-ности их долговечность, ремонтопригодность, имеет боль-шую значимость для потребителей со средними или низки-ми материальными возможностями.

Эстетические свойства важны для многих непродоволь-ственных товаров, а также для пищевых продуктов, гото-вых к использованию по назначению. Однако эти же свой-ства не влияют на потребительские предпочтения таких то-варов, как сырье, полуфабрикаты или продукты, предназ-наченные для кулинарной или иной обработки, в ходе кото-рой формируются новые потребительские свойства, в том .числе и эстетические.

Экологические свойства товаров имеют значение для промышленных потребителей, если низкий уровень этих свойств потребует дополнительных затрат на очистные со-оружения и другие меры по охране окружающей среды. Индивидуальный потребитель задумывается об экологичес-ких свойствах товаров лишь тогда, когда общество или го-сударство проводит целенаправленную природоохранную политику, в том числе и экологическое воспитание граж-дан. В этом случае потребители могут отдавать свои пред-почтения товарам с улучшенными экологическими свойства-ми, а также фирмам, которые вносят определенный вклад в охрану окружающей среды. Примером могут служить пред-почтения немецких потребителей товарам, производители или продавцы которых маркируют их информационным зна-ком "Зеленая точка". Этот знак свидетельствует, что сред-ства, уплаченные за право маркирования им упаковки, пой-дут на экологически чистую ее утилизацию. В обществе, где экологическое воспитание населения начинается еще с дет-ских лет, для потребителей небезразличны усилия фирм по охране окружающей среды.

В литературе, посвященной вопросам конкурентоспо-собности, большое внимание уделяется техническому уров-ню качества. Однако этот показатель имеет большую значимость лишь для сложно технических товаров и не имеет значения для многих других товаров и услуг, в том числе для продовольственных товаров, услуг торговли, об-щественного питания, туристических, гостиничных услуг и т.д.

Вторая проблема состоит в определенном несовпаде-нии оценки качества товара, проектируемого на этапе раз-работки, сформированного на этапе производства и прове-ренного при окончательном контроле перед реализацией с потребительской оценкой качества. Разрыв между реаль-ным качеством и требованиями к нему потребителей ока-зывает существенное влияние на потребительские пред-почтения, а, следовательно, и на конкурентоспособность. Чем меньше этот разрыв, тем выше конкурентоспособность товаров.

Сложность заключается в том, что потребитель при оценке качества товаров ориентируется в значительной мере не на регламентируемые нормативными документами по-казатели качества, а на собственные вкусы и представле-ния о том, каким должен быть товар. Причем иногда представления о товаре у многих потребителей очень по-верхностные, на уровне в основном органолептических показателей, которые не всегда достаточно полно и объек-тивно характеризуют полезность товара для потребителей. Например, снижение количества нитратов, добавляемых в вареные колбасы, повышает их безопасность, но ухудша-ет цвет, который приобретает серые оттенки. Однако боль-шинство потребителей предпочитают колбасы с явно вы-раженной розовой окраской, не подозревая об ее природе (розовая окраска является следствием взаимодействия нит-ратов с миоглобином мяса, в результате чего образуется нитрозомиоглобин, который в повышенных дозах небезо-пасен для человека). Другой пример. Многие пищевые до-бавки (синтетические красители, подкислители, пенообра-зователи и т. п.) улучшают органолептические свойства про-дуктов питания, а консерванты -- удлиняют сроки хране-ния, что и обеспечивает им потребительские предпочте-ния. Однако полезность таких продуктов ниже, чем нату-ральных.

Таким образом, можно говорить о потребительской оцен-ке уровня качества, который устанавливается как отноше-ние фактически определяемых значений органолептических показателей качества к предполагаемым потребителями зна-чениям тех же показателей.

Корректировка правильности предполагаемых значений показателей неизбежно приведет к изменению восприятия фактически определяемых показателей. Об этом свидетель-ствуют работы Тильгнера, установившего, что при про-фессиональном обучении дегустаторов повышается достовер-ность их органолептических оценок. Конечно, при потреби-тельских оценках такая высокая степень их достоверности невозможна. Уменьшить несоответствие между регламенти-руемой и потребительской оценками может разъяснитель-ная информация о свойствах товаров.

Для выявления потребительских оценок уровня качества целесообразно применять социологический метод (устное или письменное анкетирование), а для формирования и коррек-тирования правильности оценок -- информационный (дове-дение сведений о товаре с помощью маркировки, консуль-таций продавца, разъясняющей рекламы, СМИ и других средств).

Итак, потребительская оценка качества товаров явля-ется одним из важнейших критериев конкурентоспособнос-ти товаров.

Вместе с тем качество тесно связано с другим критерием конкурентоспособности -- ассортиментом. Более того, целый ряд показателей качества одновременно применяют-ся для целей идентификации ассортиментной характеристи-ки товаров. К числу таких показателей относятся органолеп-тические показатели (внешний вид), а для пищевых про-дуктов -- вкус и запах, иногда -- консистенция и/или внут-реннее строение. Ассортиментная характеристика товара конкретного наименования и/или товарной марки устанав-ливается по функциональному назначению.

Отличительные признаки между товарами разных наи-менований также определяются с помощью показателей ка-чества и влияют на их конкурентоспособность. Таким обра-зом, говоря об ассортименте как критерии конкурентоспо-собности, мы невольно говорим снова о качестве. Однако объединение этих двух основополагающих характеристик то-вара было бы ошибочным, поскольку именно на уровне ас-сортиментной характеристики зарождаются конкурентные отношения между товарами.

Повышенная значимость показателей ассортиментной идентификации (функционального назначения, внешнего вида и других) обусловливает большую роль ассортимента как критерия конкурентоспособности. Ассортиментная при-надлежность товара имеет важнейшее значение для приня-тия решения о его покупке, особенно если она не импуль-сивная, а заранее запланированная и служит средством удов-летворения неотложных потребностей. Например, потреби-тель, которому нужны зимние сапоги, не купит летнюю обувь, даже если ее качество и цена привлекательны для него.

Следовательно, по степени значимости критерии кон-курентоспособности -- ассортимент и качество -- могут быть равнозначными, а в некоторых случаях ассортимент может оказаться наиболее весомой характеристикой. Однако при наличии товаров-конкурентов одного вида потребитель чаще всего отдаст предпочтение качеству.

Следует учесть, что в условиях конкурентной среды повышение конкурентных преимуществ предприятия тре-бует постоянного расширения, обновления и углубления ас-сортимента. При реализации этих направлений ассортимен-тной политики неизбежно возникают конкурентные отно-шения между товарами, что приводит к появлению внутри-фирменных товаров-конкурентов.

Важнейшим экономическим критерием конкурентос-пособности товаров является цена; Для разных категорий потребителей и групп товаров конкурентоспособность обес-печивается различными видами цен: закупочными, реали-зационными и потребления.

Закупочная цена определяется в значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назна-чения и создает потребительские предпочтения для изго-товителей продукции и исполнителей услуг, в том числе посредников. Причем привлекательность цены устанавли-вается в комплексе с основополагающими характеристика-ми потребительной стоимости. Так, низкая закупочная цена товара за счет пониженного качества может оказаться не-приемлемой для предприятия-изготовителя, который выб-рал направление товарной политики на улучшение каче-ства. Зачастую гибкая система скидок, снижающих заку-почную цену в зависимости от размера товарной партии, обеспечивает конкурентоспособность товара, а также мас-совость его продаж.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.