p align="left">Избыток товаров и степень насыщенности ими рынка тесно связаны между собой и принципиально отличаются лишь шкалами измерений (дифференциальной или относи-тельной). Степень насыщенности рынка товарами в опреде-ленной мере зависит от демонополизации предприятий, со-ставляющих конкурентную среду на определенном сегменте рынка. Демонополизация предприятий -- деятельность, направ-ленная на рассредоточение производства и/или сбыта това-ров, а также на предоставление услуг между предприятия-ми разных организационно-правовых форм. Демонополизация -- значимый, но не обязательный показатель конкурентной среды, так как конкурентные от-ношения между товарами возможны и при монополистичес-кой конкуренции. Как известно, этот вид конкуренции ха-рактеризуется большим количеством предприятий, реали-зующих аналогичную продукцию. Однако это не означает, что такая продукция или услуги не могут иметь товаров-конкурентов. Например, конкурентами услуг железнодорож-ного транспорта, являющегося естественным монополистом, служат услуги авиационного или автомобильного транс-порта. В то же время создание и поддержание уровня конку-рентной среды возможно за счет существования предприя-тий (фирм) разных организационно-правовых форм, что до-стигается путем демонополизации предприятий. Косвенны-ми показателями демонополизации предприятий служат ко-личество фирм-конкурентов и регулирование цен с помо-щью конкуренции. Количество фирм-конкурентов и количество товаров-конкурентов не только определяют степень демонополиза-ции предприятий и насыщенности рынка товарами, но и выступают в качестве самостоятельных показателей конку-рентной среды. При этом для оценки данных показателей можно применять регистрационный и экспертный методы. Особенностью конкурентной среды является отсутствие государственного регулирования цен. Идею ценового регу-лирования рынка с помощью конкуренции высказал А. Смит, а в дальнейшем развил Д. Рикардо. Регулирование цен осуществляется под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Завершая рассмотрение показателей товарной конкурен-тной среды, следует отметить, что эта среда стала форми-роваться в России при переходе на рыночную экономику. Нормативно-правовой базой ее развития явились Закон РФ "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках" и Государственная программа де-монополизации экономики и развития конкуренции на рын-ках Российской Федерации, разработанная в 1994--1995 гг. 2.4. Критерии конкурентоспособности товаровОсновным критерием конкурентоспособности товаров служит степень удовлетворения ими реальных потребнос-тей, что и обусловливает разную привлекательность това-ров-конкурентов для потребителей. Однако непосредствен-ное измерение степени удовлетворения потребностей невоз-можно в силу психофизиологического восприятия потреби-телями отдельных товаров. Порой разрекламированные то-вары с невысокими потребительскими свойствами восприни-маются потребителями более благожелательно, чем не рекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами.Поэтому для оценки конкурентоспособности использу-ются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические. Классификация этих критериев показана на рис. 5.Рис. 5. Классификация критериев конкурентоспособностиПотребительские критерии конкурентоспособности оп-ределяют потребительскую ценность, или полезность, това-ров и представлены двумя основополагающими характерис-тиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа кри-териев имеет наибольшую значимость для всех потребите-лей, но особенно для индивидуальных. Это объясняется тем что производственные потребители, приобретая сырьевые, энергетические и иные товары, имеют определенные возможности формировать заданный уровень качества и ассор-тиментную принадлежность товаров путем устранения от-дельных дефектов. Индивидуальный потребитель, приобре-тающий товар сформированного ассортимента и качества для личного использования, как правило, не может изме-нить указанные характеристики товара.Среди потребительских критериев особое место зани-мает качество товаров, которое отдельные авторы счита-ют наряду с ценой практически единственным критерием конкурентоспособности товаров. Однако такое представле-ние о сущности конкурентоспособности, обусловленной ос-новополагающими характеристиками товара, неполно.Привлекательность качества товаров для потребителей в значительной мере обеспечивает их конкурентоспособность. В то же время при оценке качества возникают две пробле-мы, от разрешения которых во многом зависит достовер-ность определения конкурентоспособности товаров.Первая проблема заключается в том, что отдельные группы потребительских свойств, составляющих качество, неравнозначны как у одного, так и у разных товаров. Наи-большую значимость у большинства товаров имеет функци-ональное назначение, которое оказывает решающее влия-ние на создание потребительских предпочтений, а также безопасность и эргономические свойства. Для производствен-ных потребителей большую значимость и применимость име-ют не эргономические, а технологические свойства.Значимость других групп потребительских свойств (эс-тетических, экологических, надежности и социального на-значения для разных товаров и сегментов потребителей), как правило, ниже, чем ранее указанных. Однако из этого пра-вила есть исключения. Например, для многих товаров пре-стижного спроса (ювелирных, антикварных изделий, опре-деленных товарных марок автомобилей, одежды, обуви и т. п.) социальное назначение играет основную роль при выборе товара. В то же время надежность товаров, в част-ности их долговечность, ремонтопригодность, имеет боль-шую значимость для потребителей со средними или низки-ми материальными возможностями.Эстетические свойства важны для многих непродоволь-ственных товаров, а также для пищевых продуктов, гото-вых к использованию по назначению. Однако эти же свой-ства не влияют на потребительские предпочтения таких то-варов, как сырье, полуфабрикаты или продукты, предназ-наченные для кулинарной или иной обработки, в ходе кото-рой формируются новые потребительские свойства, в том .числе и эстетические.Экологические свойства товаров имеют значение для промышленных потребителей, если низкий уровень этих свойств потребует дополнительных затрат на очистные со-оружения и другие меры по охране окружающей среды. Индивидуальный потребитель задумывается об экологичес-ких свойствах товаров лишь тогда, когда общество или го-сударство проводит целенаправленную природоохранную политику, в том числе и экологическое воспитание граж-дан. В этом случае потребители могут отдавать свои пред-почтения товарам с улучшенными экологическими свойства-ми, а также фирмам, которые вносят определенный вклад в охрану окружающей среды. Примером могут служить пред-почтения немецких потребителей товарам, производители или продавцы которых маркируют их информационным зна-ком "Зеленая точка". Этот знак свидетельствует, что сред-ства, уплаченные за право маркирования им упаковки, пой-дут на экологически чистую ее утилизацию. В обществе, где экологическое воспитание населения начинается еще с дет-ских лет, для потребителей небезразличны усилия фирм по охране окружающей среды.В литературе, посвященной вопросам конкурентоспо-собности, большое внимание уделяется техническому уров-ню качества. Однако этот показатель имеет большую значимость лишь для сложно технических товаров и не имеет значения для многих других товаров и услуг, в том числе для продовольственных товаров, услуг торговли, об-щественного питания, туристических, гостиничных услуг и т.д.Вторая проблема состоит в определенном несовпаде-нии оценки качества товара, проектируемого на этапе раз-работки, сформированного на этапе производства и прове-ренного при окончательном контроле перед реализацией с потребительской оценкой качества. Разрыв между реаль-ным качеством и требованиями к нему потребителей ока-зывает существенное влияние на потребительские пред-почтения, а, следовательно, и на конкурентоспособность. Чем меньше этот разрыв, тем выше конкурентоспособность товаров.Сложность заключается в том, что потребитель при оценке качества товаров ориентируется в значительной мере не на регламентируемые нормативными документами по-казатели качества, а на собственные вкусы и представле-ния о том, каким должен быть товар. Причем иногда представления о товаре у многих потребителей очень по-верхностные, на уровне в основном органолептических показателей, которые не всегда достаточно полно и объек-тивно характеризуют полезность товара для потребителей. Например, снижение количества нитратов, добавляемых в вареные колбасы, повышает их безопасность, но ухудша-ет цвет, который приобретает серые оттенки. Однако боль-шинство потребителей предпочитают колбасы с явно вы-раженной розовой окраской, не подозревая об ее природе (розовая окраска является следствием взаимодействия нит-ратов с миоглобином мяса, в результате чего образуется нитрозомиоглобин, который в повышенных дозах небезо-пасен для человека). Другой пример. Многие пищевые до-бавки (синтетические красители, подкислители, пенообра-зователи и т. п.) улучшают органолептические свойства про-дуктов питания, а консерванты -- удлиняют сроки хране-ния, что и обеспечивает им потребительские предпочте-ния. Однако полезность таких продуктов ниже, чем нату-ральных.Таким образом, можно говорить о потребительской оцен-ке уровня качества, который устанавливается как отноше-ние фактически определяемых значений органолептических показателей качества к предполагаемым потребителями зна-чениям тех же показателей.Корректировка правильности предполагаемых значений показателей неизбежно приведет к изменению восприятия фактически определяемых показателей. Об этом свидетель-ствуют работы Тильгнера, установившего, что при про-фессиональном обучении дегустаторов повышается достовер-ность их органолептических оценок. Конечно, при потреби-тельских оценках такая высокая степень их достоверности невозможна. Уменьшить несоответствие между регламенти-руемой и потребительской оценками может разъяснитель-ная информация о свойствах товаров.Для выявления потребительских оценок уровня качества целесообразно применять социологический метод (устное или письменное анкетирование), а для формирования и коррек-тирования правильности оценок -- информационный (дове-дение сведений о товаре с помощью маркировки, консуль-таций продавца, разъясняющей рекламы, СМИ и других средств).Итак, потребительская оценка качества товаров явля-ется одним из важнейших критериев конкурентоспособнос-ти товаров.Вместе с тем качество тесно связано с другим критерием конкурентоспособности -- ассортиментом. Более того, целый ряд показателей качества одновременно применяют-ся для целей идентификации ассортиментной характеристи-ки товаров. К числу таких показателей относятся органолеп-тические показатели (внешний вид), а для пищевых про-дуктов -- вкус и запах, иногда -- консистенция и/или внут-реннее строение. Ассортиментная характеристика товара конкретного наименования и/или товарной марки устанав-ливается по функциональному назначению.Отличительные признаки между товарами разных наи-менований также определяются с помощью показателей ка-чества и влияют на их конкурентоспособность. Таким обра-зом, говоря об ассортименте как критерии конкурентоспо-собности, мы невольно говорим снова о качестве. Однако объединение этих двух основополагающих характеристик то-вара было бы ошибочным, поскольку именно на уровне ас-сортиментной характеристики зарождаются конкурентные отношения между товарами.Повышенная значимость показателей ассортиментной идентификации (функционального назначения, внешнего вида и других) обусловливает большую роль ассортимента как критерия конкурентоспособности. Ассортиментная при-надлежность товара имеет важнейшее значение для приня-тия решения о его покупке, особенно если она не импуль-сивная, а заранее запланированная и служит средством удов-летворения неотложных потребностей. Например, потреби-тель, которому нужны зимние сапоги, не купит летнюю обувь, даже если ее качество и цена привлекательны для него.Следовательно, по степени значимости критерии кон-курентоспособности -- ассортимент и качество -- могут быть равнозначными, а в некоторых случаях ассортимент может оказаться наиболее весомой характеристикой. Однако при наличии товаров-конкурентов одного вида потребитель чаще всего отдаст предпочтение качеству.Следует учесть, что в условиях конкурентной среды повышение конкурентных преимуществ предприятия тре-бует постоянного расширения, обновления и углубления ас-сортимента. При реализации этих направлений ассортимен-тной политики неизбежно возникают конкурентные отно-шения между товарами, что приводит к появлению внутри-фирменных товаров-конкурентов.Важнейшим экономическим критерием конкурентос-пособности товаров является цена; Для разных категорий потребителей и групп товаров конкурентоспособность обес-печивается различными видами цен: закупочными, реали-зационными и потребления.Закупочная цена определяется в значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назна-чения и создает потребительские предпочтения для изго-товителей продукции и исполнителей услуг, в том числе посредников. Причем привлекательность цены устанавли-вается в комплексе с основополагающими характеристика-ми потребительной стоимости. Так, низкая закупочная цена товара за счет пониженного качества может оказаться не-приемлемой для предприятия-изготовителя, который выб-рал направление товарной политики на улучшение каче-ства. Зачастую гибкая система скидок, снижающих заку-почную цену в зависимости от размера товарной партии, обеспечивает конкурентоспособность товара, а также мас-совость его продаж.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|