p align="left">Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти. Он в большей степени используется как счетная единица для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы. На основании данных консолидированного бюджета можно судить о том, какими ресурсами располагает государство на всех уровнях государственной власти; какие территориальные образования в большей степени нуждаются в финансовой помощи, а какие выступают донорами. Данные консолидированного бюджета используются для составления проекта федерального бюджета. Федеральный бюджет РФ -- основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем -- по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Региональный бюджет - совокупность валют, правил и норм их использования, взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитных отношений, связанных с применением валюты в определенном регионе. Бюджет муниципального образования - в РФ - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. 17 Теория человеческого капитала: эволюция взглядов, современные представления Человеческий капитал -- совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь -- Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. Применение понятия «человеческого капитала» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику. В XX в. Была разработана теория «человеческого капитала». Заложенные до этого методологические основы и главные направления теории «человеческого капитала» были сформулированы такими экономистами, как Г. Беккер, У. Боуэн, Э. Дженисон, Т. Шульц и др. Суть теории «человеческого капитала» состоит в том, что «одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду» под понятием «человеческий капитал» нужно видеть: 1) приобретенный запас знаний, умений, навыков; 2) что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства; 3) что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления; 4) что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал; 5) что человеческие способности, дарования, знания и т. д. являются неотъемлемой частью каждого человека; 6) и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер. Беккер в своей работе «Человеческий капитал» вводит понятие «специального человеческого капитала», то есть под этим понимаются только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности. О. Тоффлер вводит понятие «символического капитала -- знания», который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному числу пользователей без ограничений формула человеческого капитала И. В. Ильинского: ЧК = Кз + Кк + Ко, Где ЧК -- человеческий капитал; Ко -- капитал образования; Кз -- капитал здоровья; Кк -- капитал культуры. Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен: * живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке; * неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах; * институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала. 18 Рынок труда и концепции занятости населения Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата. Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости. В современной экономической теории существуют различные подходы (концепции) к регулированию занятости. 1. Неоклассический подход. В его основе лежат постулаты классической теории А. Смита. Ее придерживаются в основном неоклассики (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-е годы ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все остальные рынки, способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда. Поскольку всерьез говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, тем более об отсутствии безработицы не приходится, сторонники этой концепции ссылаются на некие несовершенства рынка, которые и приводят к несоответствию их теории с жизнью. К ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации и т.д. 2. Кейнсианский подход. Эту концепцию отличают от классической две основополагающие идеи: во-первых, существует не один, а несколько равновесных уровней реального дохода и занятости; во-вторых, равновесный уровень занятости определяется не конкуренцией на рынке труда, которой нет, а уровнем дохода, который, в свою очередь, зависит от совокупного спроса на товары и услуги. Концепция рассматривает рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Кейнсианская модель (Дж.М. Кейнс, позже Р. Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена рабочей силы жестко фиксирована и практически не изменяется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Основные параметры занятости -- уровень занятости и безработицы, спрос на труд, уровень реальной заработной платы -- устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и зависящая от него величина предложения труда. Однако предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости, а характеризует только ее максимально возможный уровень при данном размере заработной платы. Государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его увеличения, способствует увеличению спроса на труд, что ведет к увеличению занятости и снижению безработицы. 3. Монетаристская модель. Как и сторонники кейнсианского подхода, представители школы монетаристов (М. Фридмен, Э. Фелис и др.) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и, более того, из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Они обосновывают положение о том, что рыночная экономика представляет собой самонастраивающуюся систему, ценовой механизм, который сам определяет рациональный уровень занятости. При такой системе вмешательство государства приводит к сбою механизма регуляции рынка, а денежное воздействие на совокупный спрос со стороны государства в конечном итоге приведет к раскручиванию инфляционной спирали. Отклонения занятости от своего естественного уровня могут быть только краткосрочными. Если уровень занятости больше равновесного, то это приводит к ускоряющейся инфляции, если меньше, то к ускоряющейся дефляции. Политика стабилизации занятости должна быть направлена на борьбу с отклонениями уровня безработицы от ее естественной нормы, с колебаниями объемов производства и численности занятых. Для уравновешивания рынка труда монетаристы предлагают в основном использовать рычаги денежно-кредитной политики. 4. Институционально-социологический подход. Представители институционализма (Т. Веблен, Дж. Данлоп, Дж. Гэлбрейт, Л. Ульман) основываются на положении о том, что проблемы в области занятости могут быть решены с помощью разного рода институциональных реформ. Для них характерен отход от концентрации внимания только на макроэкономическом анализе и осуществлена попытка объяснить имеющиеся на рынке труда несоответствия особенностями социальных, профессиональных, отраслевых, половозрастных, этнических и других отличий в структуре рабочей силы и соответствующих им уровней заработной платы. 5. Концепция гибкого рынка. Эта концепция (Р. Буае, Г. Стэндинг) получила распространение в конце 70-х годов, когда в наиболее развитых странах Запада происходила структурная перестройка экономики. За ее основу взято положение о необходимости дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индивидуализированным и нестандартным формам занятости (частичная занятость, неполный рабочий день или неделя, краткосрочные контракты, паломничество). Такой подход призван обеспечить сокращение издержек структурной перестройки экономики и достигается за счет: * многообразия и гибкости форм найма (увольнения) и форм занятости; * гибкости регулирования рабочего времени, установления более подвижного режима работы с ненормируемым рабочим днем; * гибкости в регулировании заработной платы на основе более дифференцированного подхода; * гибкости методов и форм социальной зашиты работников, а также адаптации объема, структуры, качества и цены рабочей силы к колебаниям спроса и предложения на рынке труда. В целом концепция гибкого рынка труда предполагает формирование многообразных форм взаимоотношений предпринимателей и работников и направлена на рационализацию совокупных затрат, повышение прибыльности и поддержание динамизма рынка труда. 19 Понятие «экономический рост». Типы роста. Проблемы темпов и их структурная характеристика Необходимость изучения экономического роста состоит в том, что он определяет увеличение благосостояния страны. Его изучение необходимо для выявления тенденций развития более быстрого роста в одних странах, и более низкого в других. Таким образом, необходимо выявить причины самого роста, факторы, объяснить различия в развитии различных стран. Таким образом, экономический рост - тенденция роста реального ВВП в долгосрочной перспективе. Ключевые слова: тенденция - не обязательно увеличение ВВП в год, а обязательна тенденция к его увеличению. Долгосрочная перспектива - увеличение потенциального ВВП, связанное с ростом занятости и объемов производства. Реальный ВВП - именно реальный, а не номинальный растет при экономическом росте. Показать экономический рост можно тремя способами: 1) через реальный ВВП; 2) Через КПВ; 3) Через сдвиг кривой совокупного спроса. Но стоит учитывать, что экономический рост - абсолютный показатель, то есть он не отображает богатство населения, для этого необходимо брать реальный ВВП на душу населения. Так, например, в Японии США, где большое население ВВП велик, но если брать на душу населения, то он снижается. Таким образом, при увеличении численности населения реальный ВВП имеет тенденцию к снижению. Таким образом, экономический рост необходимо оценивать с точки зрения благосостояния на душу населения, а так же необходимо учитывать рост ВВП по сравнению с ростом населения. Так же между странами происходит ранжирование по экономическому росту. Это связано с тем, что показатели на душу населения постоянно меняются. Итак. Для определения показателей экономического роста мы используем: темп прироста ВВП и темп прироста ВВП на душу населения. На первое место вышла Япония, вниз ушли Великобритания и Аргентина. В некоторых странах быстрый экономический рост происходит за счет «коммулятивного эффекта», т.е.за счет накапливаемого роста.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|