на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Позиционирование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг
p align="left">В SWOT-анализе необходимо не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для вуза является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для такой оценки применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Матрица возможностей для Волгоградского государственного технического университета представлена в следующей таблице (табл. 3).

Таблица 3

Матрица возможностей для Волгоградского государственного технического университета

Вероятность

Сильное влияние

Умеренное

влияние

Малое влияние

Высокая

Выход на новые рынки или сегменты рынка с предложением новых образовательных, научно-исследовательских и иных услуг, диверсификация услуг.

Повышение восприятия потребителями сильных брендов образовательных учреждений

Средняя

Постепенное возвращение престижа технического образования

Низкая

Интеграция с другими образовательными учреждениями, предприятиями города и области в целях предоставления уникальных образовательных и научно-исследовательских услуг

Источник: составлено автором.

Как видно, все четыре возможности вуза имеют для него большое значение и их надо обязательно использовать. Похожая матрица составляется для оценки угроз. Сверху откладываются возможные последствия для вуза, к которым может привести реализация угрозы. Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (табл. 4).

Таблица 4

Матрица возможностей для Волгоградского государственного технического университета

Вероятность

Разрушение

Критическое

состояние

Тяжелое состояние

«Легкие

ушибы»

Высокая

Быстрое устаревание актуальности отдельных профессий и связанных с ними образовательных услуг

Средняя

Усиление коммерческих вузов в связи с накоплением истории, грамотной организацией маркетинговой политики, четким позиционированием на рынке

Появление новых образовательных учреждений, в том числе представительств столичных вузов

Низкая

Источник: составлено автором.

Самая опасная угроза - быстрое устаревание актуальности отдель-ных профессий и связанных с ними образовательных услуг - должна обязательно устраняться путем открытия новых специальностей и обновления существующих за счет модернизации образовательных программ. Угроза усиления коммерческих вузов также должна находиться в поле зрения руководства вуза. Что касается угрозы появления новых конкурентов, то ей можно уделить меньше внимания.

Реализация предлагаемых мер позволит вузу эффективно управлять портфелем предлагаемых образовательных услуг, вырабатывать соответствующие маркетинговые стратегии по отдельным услугам для достижения целей учебного заведения в целом.

Однако простого осознания угроз и слабых сторон в организации маркетинговой деятельности недостаточно, необходима выработка конкретных решений, в чем, на наш взгляд, может помочь бенчмаркинг, то есть изучение опыта успешных в данном направлении вузов и применение его в Волгоградском государственном техническом университете.

Выводы и рекомендации

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Высокая степень сложности и комплексности формирующейся системы «наука - производство - образование» заставляет задуматься о формах взаимодействия между входящими в нее подсистемами, среди которых важное место занимают университеты. В период становления экономики, основанной на знаниях, многими исследователями отмечается повышение важности их роли.

Университеты распространяют знание не только через образовательную деятельность, но и через диссеминацию результатов НИОКР в двух главных формах: открытое распространение результатов фундаментальных НИОКР - конференции, публикации, а также закрытое, коммерческое распространение результатов прикладных НИОКР через трансфер технологий, патенты, лицензирование и т.д. Наконец, университеты весьма активно используют производственное и накопленное знание. Специфика этого процесса в данной области состоит в том, что они являются одновременно как производителями, так и потребителями знания, включая результаты их собственных НИОКР.

Высшее образование имеет огромное значение для инновационной системы страны и развития людских ресурсов. В этой связи можно привести три серьезных аргумента в пользу дальнейшей государственной поддержки высшей школы: наличие внешних эффектов, ассоциированных с развитием высшей школы, проблемы равенства в доступе и в образовании и функция высшей школы как опоры всей системы образования.

Во-первых, инвестиции в высшее образование обеспечивают значительные позитивные внешние эффекты, имеющие решающее значение для социально-экономического развития на основе знаний. Частные инвестиции в высшее образование могут не обеспечить оптимальных результатов, поскольку на уровне индивидов невозможно воспользоваться всеми выгодами образования.

Во-вторых, несовершенство рынков капитала ограничивает возможности населения в части получения необходимых займов для учебы в вузах, что мешает поступлению в вузы достойных, но малообеспеченных лиц. Притом, что программы кредитования студентов существуют более чем в 60 странах, зачастую лишь незначительная часть студентов может получить недорогие образовательные займы.

В-третьих, высшая школа играет одну из главных ролей в поддержке базового и среднего образования, укрепляя тем самым позитивные внешние экономические эффекты, обеспечиваемые нижними уровнями системы образования.

Совершенствование высшей школы необходимо для обеспечения устойчивого прогресса базового образования.

Маркетинг в России за прошедшие годы не только занял свой сектор рынка, но и оказывает значительное влияние на социально-экономические процессы. Его внедрение способствует ускорению экономического роста государства, позволяет нейтрализовать безработицу.

В рамках маркетингового анализа среды функционирования высших учебных заведений нужно отметить, что специфическим моментом в их деятельности является то, что они обречены на существование в условиях конкуренции, а потому возникает необходимость постоянного созидания, повышения качества обучения, подтверждения своего права на существование и т.п. Отвечая на этот вызов, вузы должны систематически и разнопланово заниматься маркетинговой деятельностью, поиском новых нетрадиционных и эффективных решений в рамках предоставления образовательных услуг.

Библиографический список

1. Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / В.А. Алексунин. - М.: Маркетинг, 2008. - 516 с.

2. Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров: учебник / И.В. Але-шина. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2009. - 480 с.

3. Амиров, Ю.Д. Квалиметрия и сертификация продукции / Ю.Д. Амиров. - М.: ИПК «Изд-во стандартов», 2008. - 145 с.

4. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 2009. - 215 с.

5. Аренков, И.А. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития / И.А. Аренков, П.Ф. Баум, В.В. Томилов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 122 с.

6. Афоничкин, А.И. Повышение конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы в регионе (на примере Самарской области) / А.И. Афоничкин, О.М. Горелик, С.Б. Волохин // «Маркетинг образовательных услуг»: материалы семинара - [2007]. - URL: http://www.marketing.spb.ru/conf/2002-01-edu/sbornik-1.htm

7. Багиев, Г.Л. Бенчмаркинг в разработке стратегий маркетинга / Г.Л. Багиев, И.А. Аренков, М.В. Мартынова // Маркетинг в системе управления предпринимательством. - Киев, 2008.

8. Белокоровин, Э. Бенчмаркинг - большие возможности малого бизнеса / Э. Белокоровин, Д. Маслов // Управление кампанией. - 2009. - № 1.

9. Бенчмаркинг: менеджмент или шпионаж? - 2008. - URL: http://www.elitarium.ru

10. Бордовский, Г.А. Образование в области управления качеством: системный взгляд / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 3.

11. Бука, Э.С. Роль учебно-научно-инновационных комплексов в активизации региональной инновационной деятельности / Э.С. Бука, С.М. Репях, В.Н. Невзоров, В.Н. Немич, И.Н. Павлов // Инновации. - № 1-2. - 2008.

12. Бутова, Т.Г. Особенности маркетинга в российской сфере образования / Т.Г. Бутова, Е.Г. Григорьева. - [2007]. - URL: http://www.marketing.spb.ru/conf/2002-01-edu/sbornik-2.htm

13. В поисках новой теории: книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2008. - 368 с.

14. Все лучшее - себе. Технология изучения и внедрения лучших методов ведения бизнеса. - 2007. - URL: http://www.mashportal.ru/DesktopModules/DnnForge%20%20NewsArticles/SourceClick.aspx?url=http%3a%2f%2fwww.delovoy.spb.ru

15. Всеобщее управление качеством / Под ред. О.П. Глудкина. - М.: Горячая линия - Телеком, 2008. - 600 с.

16. Гантмахер, В.Е. Создание мощного университета - одна из приоритетных задач на пути инновационного развития региона / В.Е. Гантмахер // Инновации. - № 1-2. - 2009.

17. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2008. - 416 с.

18. Громова, Е.И. Психотипы потребителей и позиционирование бренда / Е.И. Громова, М.В. Герасимова // Рекламные идеи. - 2007. - № 4.

19. Дацюк, С. Коммуникативные стратегии / С. Дацюк. - [2008]. - URL: http://xyz.org.ua/discussion/

20. Даченок, Л.А. Маркетинг / Л.А. Даченок; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 2009. - 88 с.

21. Джапарова, Р.Н. Методы государственного и негосударственного маркетинга образовательных услуг / Р.Н. Джапарова // Вестник КРСУ. - 2008. - № 2.

22. Друкер, П. Рынок: как выйти в лидеры / П. Друкер. - М.: Прогресс, 2007.

23. Ерков, А. Бенчмаркинг - современное направление развития маркетинга / А. Ерков. - 2008. - Режим доступа: http://www.logistics.ru/9/3/

24. Зиннуров, У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения / У.Г. Зиннуров. - Уфа: УГАТУ, 2009. - 226 с.

25. Иванова, Н.И. Национальные инновационные системы / Н.И. Иванова. - М.: Наука, 2007.

26. Иванюк, И.А. Международный маркетинг: монография / И.А. Иванюк. - Волгоград: Изд-во ВолгГТУ «Политехник», 2008.

27. Инновационный менеджмент: справ. пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - СПб.: Наука,2007.

28. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2008.

29. Качалов, В.А. Применение метода анализа иерархий при построении системы сертификации продукции / В.А. Качалов, В.В. Горлов // Сертификация. - 2009. - № 2.

30. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. - М.; СПб.; К.: Вильямс, 2009. - 1152 с.

31. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. - М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс. Плюс, 2009.

32. Кунаев, А.И. Теоретико-методологические аспекты конкурентоспособности предприятий и организаций розничной торговли: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / Кунаев А.И. - М., 2007. - 264 с.

33. Кунаев, А.И. Конкурентные преимущества в розничной торговле / А.И. Кунаев. - М.: МОТ, 2008. - 25 с.

34. Лайко, М.Ю. Выход российских вузов на международный рынок образовательных услуг / М.Ю. Лайко, О.В. Сагиновой и Д. Фэруэзер [Электронный ресурс]. - [2007]. - URL: http://www.marketologi.ru/lib/saginova/inter_vuz.html

35. Лопин, А.В. Бенчмаркинг производственного потенциала промышленного предприятия / А.В. Лопин // Известия Волгоградского гос. техн. ун-та № 10 (25) / ВолгГТУ. - Волгоград, 2007. - (Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива»). - Вып. 5

36. Максимов, Ю.М. О некоторых показателях эффективности полного инновационного цикла (на примере научно-инновационного комплекса НГТУ / Ю.М. Максимов, В.К. Смирнов // Инновации. - 2009. - № 9.

37. Маркетинг: учебник / под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 560 с.

38. Маркетинговый анализ образовательных услуг / С.П. Савиных, В.Я. Цветков; Московский Центр интернет-образования. - 2008. - URL: http://vio.fio.ru/vio_21/cd_site/Articles/art_1_3.htm

39. Мерзликина, Г.С. Оценка экономической состоятельности предприятия: монография / Г.С. Мерзликина, Л.С. Шаховская; ВогГТУ. - Волгоград, 2008.

40. Михайлова, Е.А. Основы бенчмаркинга: основные принципы концепции и планирование бенчмаркингового проекта / Е.А. Михайлова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 3.

41. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Ю.П. Мо-розов. - Н.Новгород: ННГУ, 2007.

42. Мотова, Г.Н. Бенчмаркинг в управлении образованием: научное издание / Г.Н. Мотова. - Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 2008. - 234 с.

43. Островская, В.Н. Бенчмаркетинговое обеспечение управления конкурентоспособностью / В.Н. Островская // Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство: ма-териалы 50-й юбилейной науч.-метод. конф. «Университетская наука - региону», посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Ставрополь: СГУ, 2007. - 334 с.

44. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг: дис. … д-ра экон. наук / Панкрухин А.П. - М., 2008. - 350 с.

45. Панов, А.И. Бенчмаркинг как новое направление современного менеджмента / А.И. Панов // Экономический вестник РАЕН / под ред. Ф.Ф. Юрлова, Ю.Ф. Трифонова. - Н.Новгород: НГТУ, 2008. - Вып. 1. - 217 с.

46. Пашутин, С. Бенчмаркинг или в поисках успешного опыта выживания на рынке / С. Пашутин // Фармацевтический вестник. - 2009. - № 11. - С. 5.

47. Перция, В. Позиционирование vs Брендинг / В. Перция // Рекламодатель: теория и практика. - 2008. - № 3.

48. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М.; СПб.; К.: Вильямс, 2009. - 756 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.