на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Позиционирование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг
p align="left">В последнее время вузы стали активными и успешными участниками инновационного процесса в России. За десятилетнюю историю развития инновационной деятельности ими достигнуты определенные успехи, позволяющие констатировать большое значение этой деятельности и для самих вузов, и для страны в целом, а также перспективность ее дальнейшего развития. Определяющей особенностью инновационной деятельности вузов следует назвать ее комплексность, многозадачность.

Поскольку университеты во всем мире являются одним из главных источников знания и обучения, то именно они одними из первых столкнулись с сильным воздействием таких изменений во внешней среде, как ускорение темпов изменений в науке и технике, повышение требований на рынке труда к уровню квалификации специалистов, бурное развитие информационных технологий. Университетам стали предъявляться все более жесткие требования: готовить больше и лучше образованных людей, способных приспосабливаться к изменениям в условиях труда и технологиях на протяжении своей жизни.

Реагируя на эти изменения, университеты все сильнее вовлекаются в проведение совместных с промышленностью исследований, в решение конкретных прикладных вопросов совершенствования технологий, в разработку планов социально-экономического развития регионов, в организацию международного сотрудничества в различных сферах.

Что касается российских вузов, то в дополнение перечисленным изменениям в 90-х гг. ХХ в. они подверглись сильнейшему воздействию социально-экономического кризиса. Связанные с ним финансовые, кадровые и другие осложнения не только не заслонили собой проблему соответствия образования современным требованиям, но, напротив, обострили ее актуальность. Видение проблемы преодоления последствий кризиса как комплексной задачи системного развития территорий, возможного при условии интеграции усилий и ресурсов заинтересованных сторон, определило ориентацию вузов на решение большого числа не только собственных проблем, но и региональных проблем социально-экономического характера. Наиболее отчетливо это проявилось в инновационной деятельности вузов [10, с. 14-19].

Можно выделить три основных направления интеграционных процессов, свойственных деятельности вузов и характерных для вузовской инноватики:

1) Интеграция учебного, научного и производственного процесса при осуществлении инновационной деятельности. Это находит отражение как в декларируемых целях осуществления инновационной деятельности, так и в формах организации учебного процесса.

2) Стремление к реализации полного инновационного цикла, начиная от генерации идеи и заканчивая производством продукции, реализующей эту идею, в рамках контролируемых вузами инновационных структур (интеграция всех этапов трансферта технологий). Эта особенность косвенно свидетельствует о большей рентабельности производства по сравнению с ОКР и фундаментальными исследованиями, осуществляемыми в вузовской учебно-научно-производственной структуре. Поэтому вполне понятно стремление вузовских инновационных структур получить контроль над всеми этапами инновационного цикла. Несмотря на ряд трудностей, связанных с организацией такого цикла, контроль над всеми стадиями инновационного процесса позволяет вузам решать ряд задач, возникающих в связи со сложностями финансирования НИР и ОКР, недостаточным законодательным регулированием отдельных правовых аспектов, необходимостью комплексной оценки эффективности инновационных решений. В результате усилий ряда вузов, направленных на создание структур, контролирующих полный инновационный цикл, в стране появилось несколько крупных учебно-научно-производственных комплексов, включающих в себя не только образовательные учреждения различного уровня (колледжи, институты, структуры послевузовского и дополнительного образования), но и научно-исследовательские и проектные институты, мелкие и средние промышленные предприятия, технопарки.

3) Интеграция усилий вузов, органов государственного и местного самоуправления, заинтересованных предприятий и организаций по активизации инновационных процессов в регионах. Подобная региональная ориентированность означает, во-первых, что вузы, успешно развивающие инновационную деятельность, ориентируются, в первую очередь, на возможности и потребности региона, в котором они расположены, во-вторых, сами активно влияют на региональную политику в сфере инноваций, инициируя принятие региональных законодательных актов, создание региональных структур содействия инновациям, то есть формируют «инновационный климат» региона. Концептуально целевая установка вузовской инновационной деятельности заключается в формировании конкурентоспособной научно-образовательной инновационной инфраструктуры высшей школы, определяющей и организующей развитие отечественных производств и территорий, и тем самым ускоряющей рост экономического, экологического и социального благосостояния вузов России и Российской Федерации в целом.

Каждое из указанных направлений следует рассматривать как особенность инновационной деятельности вузов; именно они выделяют вузы среди остальных субъектов инновационной деятельности. Следует отметить, что в силу указанных особенностей инновационная деятельность вузов оказывает значительное влияние на экономику регионов страны в целом, а это свидетельствует о том, что при определенных условиях университетская деятельность является исключительно важным фактором развития экономики региона.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить [27, с. 116]:

1) Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

2) Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

В настоящее время в связи с принятием Международного стандарта инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получившей воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Другими словами, инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. Это значит, что если, например, разработана новая идея, отраженная на схемах, чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере, а на рынке она не может найти потребителя, данная идея не является инновацией.

Итак, основными свойствами инновации являются:

1) научно-техническая новизна;

2) практическая воплощенность;

3) коммерческая реализуемость [27, с. 154].

Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс». В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом.

Первый компонент инновационного процесса - новации, то есть новые идеи, знания - это результат законченных научных исследований.

Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, то есть нововведение, или инновация.

Третий компонент инновационного процесса - диффузия инноваций, то есть распространение уже освоенной, реализованной инновации, применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.

Таким образом, инновационный процесс - это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения.

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом.

В ходе осуществления и распространении инноваций в сфере образования формулируется и развивается современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.

Эта система представляет собой единство:

1) производственных инноваций в сфере образования, а именно новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций);

2) управленческих инноваций, включая экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации) и институциональ-ные формы в области образования (организационные инновации).

В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, «кейс-стадии» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов.

Преподаватель вуза - личность, которая по содержанию деятельности должна обладать совокупностью качеств, доступной не многим: он должен уметь проектировать учебный процесс, сочетать различные подходы к технологии обучения, использовать инновационные системы обучения, осуществлять педагогическую рефлексию, то есть решать творческие, проблемные задачи профессионально-педагогической деятельности.

Усложнение системы научных знаний, их интеграция и дифференциация требуют от профессорско-преподавательского состава расширения и углубления квалификации за счет умения создавать междисциплинарные программы, объединяющие несколько дисциплин по тем или иным укрупненным специальностям.

Изменение технологии обучения должно быть направлено на переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организационной - по руководству самостоятельной учебно-познавательной, научно исследовательской и профессионально-практической деятельностью студентов. Это предполагает повышение уровня личностной активности не только обучающихся, но и преподавателей, а также рассмотрение обучения как процесса межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель - студент», «студент - студент» и др., организуемого для достижения объединяющей их цели.

Деятельность преподавателя должна быть направлена, прежде всего, на создание условий для сознательного выбора студентом «образовательной траектории» (индивидуального выбора учебных дисциплин и очередности их изучения), на уточнение целей, которые ставит перед собой студент, на помощь студенту в планировании своей деятельности, на консультирование по применению конкретных учебников, средств, приемов, методов обучения.

На практике преподаватели вузов испытывают трудности в диагностической постановке целей и оценке результатов обучения, отборе и реализации современных технологий обучения. Преподаватели настороженно относятся к интеграции и дифференциации учебных курсов, многоуровневому образованию и новым образовательным спецкурсам, инновационным практикам в области обучения и воспитания.

Новые социально-экономические реалии требуют пересмотра системы профессионального образования в сторону усиления его практической и личностной ориентированности: важно не только то, что знают выпускники вузов, но и как они умеют реализовывать свой личностный потенциал; важно е только выдерживать конкуренцию, но и побеждать, проявляя лидерские качества. Новые технологии должны войти в активный педагогический арсенал наших педагогов.

В развитии современного образования закономерными являются инновационные процессы, целью обучения в которых является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого критического мышления. Выявление условий инновационного обучения позволяет вскрыть механизм и разработать образовательные технологии, обеспечивающие высокую эффективность результатов учебной деятельности. Инновационность рассматривается как методологический принцип в педагогике.

Инновационность - свойство объективной реальности, заключающее во всеобщей взаимосвязи, развитии и движении. По этой причине Инновационность представляет собой и общий принцип построения, стабильного функционирования и развития любой образовательной системы. Соподчиненный ему дидактический принцип инновационности обусловлен тем, что творческая мыслительная деятельность, содержание изучаемых в школе наук и сама организация учебного процесса в основе своего развития имеют новые идеи, подходы. Инновационность это стержень развития педагогики, один из ее принципов, заключающий в себе одновременно причину, средство и результат развития всей системы.

Инновационность как основа развития любой образовательной системы включает в себя [41, с. 215]:

1) соответствие процесса обучения быстро изменяющимся условиям и требованиям общества путем изменения целей процесса, модификации и поиска новых средств, нового инструментария, путем учета и использования достижений науки и техники, поиска оптимальных способов реализации целей воспитания и образования;

2) неустойчивое равновесие между функционированием педагогической системы и ее развитием. Инновационность - это гармоничное сочетание двух взаимосвязанных, но противонаправленных процессов: функционирования и развития;

3) поиск подходов, находящих взаимосвязь структурных частей системы: преподаватель - студент - родители - учебный процесс - деятельность - взаимопонимание - общение - отношения;

4) умение открывать в человеке и в процессе его воспитания и обучения непривычное, редкое, новое - «аномалию». Инновационные подходы формируются в деятельности педагогов-новаторов. Инновационность - психологическая основа педагогического творчества;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.