p align="left">- эффективная социальная реклама должна сформировать позитивное отношение широкой общественности к той социальной группе, на разрешение задач которой направлен социальный проект; - социальная реклама должна учитывать уровень готовности адресата к восприятию проблемы в целом, предоставление информации должно быть последовательным. Рабочая гипотеза. Социальная (некоммерческая) реклама обладает бьльшим потенциалом для развития в системе инструментов социального маркетинга. Это позволяет выдвинуть положение о тенденции дальнейшего повышения значения социального маркетинга и развития инструментария социальной рекламы в регионе. Практическая значимость. Описание некоммерческой рекламы г. Воронежа, а также анализ её особенностей, позволит социальным организациям, являющимся в нашем случае рекламодателями, более грамотно и корректно планировать и осуществлять свою рекламную деятельность. Структура работы состоит из введения, трёх глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка литературы. В первой главе «Теоретико-методологические основы социальной рекламы» рассмотрены теоретические основы социальной рекламы и её место в системе маркетинговых коммуникаций, теория социально-психологической восприимчивости аудитории к рекламе, а также теория применения маркетинговых принципов в управлении социальными процессами. Во второй главе «Специфика социальной рекламы в России» дан краткий обзор развития социально-ориентированных маркетинговых коммуникаций в различных секторах экономики; рассматривается история развития вопроса и потребности рекламодателей социальной рекламы на разных этапах становления института благотворительности в России; анализируется имидж сиротства в современной социальной рекламе, исследуются её достоинства и недостатки. Третья глава «Разработка рекламной концепции для благотворительной организации» имеет практический характер. В ней анализируется основная аудитория организации, занимающейся помощью детям, особенность восприятия основных сегментов целевой аудитории и готовность жителей г. Воронежа к взаимодействию с некоммерческими благотворительными фондами. В заключении сделаны основные выводы по содержанию дипломной работы. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ 1.1 Реклама в системе маркетинговых коммуникаций Слово реклама происходит от латинского существительного «reclamo» и глагола «reclamare» - выкрикивать, подзывать, громко спорить. В современной науке существует множество определений рекламы, сформулированных в зависимости от различных теоретических и практических подходов. Украинский исследователь вопроса проф. Е.В. Ромат выделяет следующие подходы к пониманию рекламы: коммуникационный, функциональный (реклама, как целевая деятельность), материальный (рекламная продукция), отраслевой (рекламный бизнес), культурологический (реклама, как часть культурной среды), научный, профессиональный (реклама, как профессия), творческий (креатив в рекламе).Ромат Е. В. Реклама.- 7-е изд. / Е. В. Ромат. - Спб.:Питер, 2008. - С. 10. Все они тесно связанны между собой и являются взаимодополняющими. Наиболее пристальное внимание в современных исследованиях на эту тему уделяется двум точкам зрения - определению рекламы, как элемента маркетинговой деятельности и определению рекламы как особого вида социальной коммуникации. Исторически сложилось так, что само возникновение рекламы было продиктовано потребностями торговли; развитие рекламных инструментов тесно переплетается с эволюцией рыночных отношений, а основная целевая деятельность рекламы ориентирована на маркетинговое продвижение товара. Одним из необходимых существования рекламы являются рыночные отношения, предполагающие удовлетворение нужд и запросов заинтересованных сторон посредством обмена ценностями. Наука, изучающая целеориентированные действия субъектов рыночных отношений - маркетинг (англ. marketing - процесс продажи; market - рынок). Реклама является одним из факторов процесса маркетинга, формирование научного подхода к рекламной деятельности протекало неотрывно от научного анализа процессов рыночной экономики. Теоретическое осмысление маркетинга, как обособленной функции менеджмента, произошло в самом начале ХХ века. Термин «маркетинг» возник в 1902 году, в университетах США. Исследователи вопроса выделяют несколько фаз в хронологии развития философии маркетинга, обусловленных объективными факторами производственного характера. Первая - товарная ориентация, с начала ХХ века до Великой Депрессии в США (1929-1933 гг.), доминирующим приоритетным фактором выступает производство. Товарная ориентация возникла во время стремительных промышленных инноваций в дизайне товаров и услуг, рекламодатели отдавали предпочтение информативной стороне рекламы. Котлер Ф. Стратегический маркетинг некоммерческих организаций. / Ф. Котлер. - Ростов н/Д.:Феникс, 2007. - С. 75-81. Вторая - сбытовая ориентация (1930-1950 гг.). В связи с резким падением покупательской активности, маркетологи направляли все возможные усилия не только на убеждение клиента отдать предпочтение определенному товару, но и в принципе совершить покупку. Обострившаяся потребность в более продуманной и эффективной коммуникации с потребителем повысила значение рекламы в системе маркетинговых инструментов и дала толчок к появлению новых моделей усиления суггестивной функции рекламы. Третья - философия рыночной ориентации или стратегический маркетинг, направлена на сочетание учёта интересов производителей, потребителей и общества в целом. Именно последнему подходу обязаны своим возникновением такие виды маркетинга, как: некоммерческий, социальный и социально-этичный. В настоящее время сложно рассматривать сущность маркетинга исключительно как экономическую категорию. Ещё в конце 50-х годов ХХ века профессор Герхард Вибе в своей статье, опубликованной журналом Public Opinion Quarterly, поставил вопрос: «Могут ли идеи всеобщего братства продаваться как мыло?». В упоминаемой статье Вибе пришёл к выводу - «чем более коммерциализирован подход, тем выше вероятность успеха компании пропагандирующей социальные перемены». Андрсен К. Маркетинг для современных Робин Гудов/ К. Андрсен. - М.: ЭКСМО. 2008. - С. 20В период между 1969 и 1973 годами в серии статей Котлера, Ливая, Зальтмана и Шапиро, впервые подробно рассматривается идея использования маркетинга в некоммерческих организациях Котлер Ф. Стратегический маркетинг некоммерческих организаций. / Ф. Котлер. - Ростов н/Д.:Феникс, 2007. - С. 17. Один из отечественных исследователей вопроса маркетинга социальных ценностей А.В. Решетников выделяет три области маркетингового действия: - потребительский маркетинг; - индустриальный маркетинг; - социальный маркетинг Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование./ А.В. Решетников. - М.: Финансы и статистика, 1998, - С. 12 . Ряд зарубежных и российских учёных сходятся в том, что каждой из определённых областей маркетинга используются одинаковые, по сути, техники стратегического ориентирования, инструменты и исследовательские методики. На настоящем этапе развития рыночных отношений и производства, в условиях высокой рыночной конкуренции, происходит постоянная адаптация товара к нуждам и потребностям потребителя. Производитель заинтересован в постоянном и своевременном контакте с потребителем, таким образом, на первый план среди маркетинговых инструментов выходит коммуникативная политика. Признанный эксперт в сфере маркетинга, Ф. Котлер, объясняет значение коммуникации в комплексе маркетинговых инструментов следующими словами: «Современный маркетинг требует гораздо большего, чем просто создать хороший товар, назначить на него привлекательную цену и обеспечить доступность для целевых потребителей. Фирмы должны ещё осуществлять коммуникацию со своими заказчиками, при этом в содержании коммуникаций не должно быть абсолютно ничего случайного. (…) Для большинства фирм вопрос не в том, заниматься коммуникацией или нет, а в том, сколько и как именно потратить в этой сфере». Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. - М., Спб., Киев.: ИД «ВИЛЬЯМС», 2007. - С. 402. Классическое представление рекламы, в системе инструментов маркетинга сформулировано в 1960 году, Дж. Маккарти в концепции 4Р (см. таб. № 1). Это определение подразумевает зависимость успеха рыночной деятельности от суммы четырёх основных переменных: товар, цена, сбыт, продвижение. Согласно функции 4Р, реклама является одним из инструментов маркетинговой коммуникации, названных общем именем Promotion (продвижение), на ряду с личной продажей, public relations и стимулированием сбыта. Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров, или услуг от имени известного спонсора. Стимулирование сбыта - кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги. Связи с общественностью - неличное и не оплачиваемое спонсором продвижение товара, услуги или компании в целом посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах массовой информации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены. Личная продажа - устное представление товара в xоде беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи. Реклама занимает главное место среди маркетинговых коммуникаций, но даже грамотная коммуникационая политика без тесной взаимосвязи с другими элементами маркетинговых усилий является малоэффективной и может вызвать отрицательный эффект Ромат Е. В. Реклама.- 7-е изд. / Е. В. Ромат. - Спб.:Питер, 2008. - С. 103.. Средства коммуникации должны сочетаться с качественными характеристиками товара, грамотной сбытовой и ценовой политикой. Совокупность этих средств, служит залогом успеха маркетинговой стратегии и является универсальной для каждого типа маркетинга (см. таб. № 2). Практически любой тип маркетинга - это маркетинг идей. Если речь идет об идее общественного характера, то такой маркетинг называют общественным, или социальным.Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование./ А.В. Решетников. - М.: Финансы и статистика, 1998, - С. 13. Социальный маркетинг является разновидностью применения маркетинга к специфическому классу проблем. Отличие социального маркетинга от других его видов, к примеру, производственного или политического, заключается в сфере интересов маркетолога и организации: социальный маркетинг оказывает воздействие на общественное мнение не ради выгоды маркетолога, но ради выгоды самой целевой аудитории и общества в целом. Котлер Ф. Стратегический маркетинг некоммерческих организаций. / Ф. Котлер. - Ростов н/Д.:Феникс, 2007. - С. 543. Социальный тип маркетинга оперирует понятиями традиционного (коммерческого или потребительского) типа, заимствует многие инструменты, в том числе комплекс 4P. Следует отличать социальный маркетинг от социально-этического маркетинга, подразумевающего ориентацию деятельности коммерческой организации на общественные потребности, с целью укрепления позитивного имиджа. Сообразно сфере деятельности социального маркетинга, возможно переосмысление основных маркетинговых характеристик, таких как цена и товар, в более широком смысле, что позволяет представить концепцию 4Р следующим образом (таб. 2). Более сложным, в связи с особенностями российского законодательства, является определение социальной рекламы, необходимого инструмента социального маркетинга, поскольку оно не вписывается в классическое определение рекламы, подразумевающее платность размещения информации и наличие идентифицируемого спонсора. Вот несколько классических определений рекламы. Ф. Котлер: «Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от имени известного спонсора». Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. - М.,Спб., Киев.: ИД «ВИЛЬЯМС», 2007 - С. 403. Ю.А. Сулягин, В.В. Петров: «Реклама - это особый вид оплаченной социальной информации, целью которой является изменение структуры потребностей, интересов людей и побуждения их к желаемому для рекламодателя действию». Сулягин Ю.А, Реклама. / В.В. Сулягин, Ю.А. Петров. - Спб.: Издательство Михайлова, 2003.- С.40. У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти: «Реклама - это оплаченная, неличная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию». Уэллс У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Дж. Бернет, Мориарти С. - СПб.: Питер, 2008 - С. 35. Основные концептуальные подходы к рекламе. В 60-х годах в Америке в сфере рекламы произошла «творческая революция». Во многом этому способствовали четыре «творческие философии» американских специалистов по рекламе Россера Ривза, Лео Барнетта, Дэвида Огилви и Билла Бернбаха. Акцент в рекламе начал смещаться с особенностей продукта на его образ или индивидуальность. Теория Уникального Товарного Предложения описана Россером Ривзом в книге «Реальность в рекламе». Теория УТП состоит из трёх частей: - каждое рекламное объявление должно сделать потребителю какое-то предложение специфической выгоды товара;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|