Диплом: Математический факультатив как ведущая форма профессиональной дифференциации в преподавании математики в средней школе
ЯКУТСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.К.АММОСОВА
Нерюнгринский филиал
Кафедра общей математики
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ КАК ВЕДУЩАЯ
ФОРМА ПРОФИЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Выпускная работа студентки
IV курса математического
отделения ЦАЙТЛЕР Т.Н.
Научный руководитель - кандидат
педагогических наук, доцент кафедры ОМ
АФАНАСЬЕВ А.Е.
Нерюнгри 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3
1. ПРОФИЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Проблема профильной дифференциации в педагогической теории
и практике........... ...........................8
1.2. Организационные психолого-педагогические основы профильной
дифференциации...........................................31
2. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Организационно-педагогические условия успешного функционирования
математических
факультативов..........................................................
................................50
2.2 Методические рекомендации по организации математических факультативов в
средней общеобразовательной
школе.......................................................................57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................69
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................75
ВВЕДЕНИЕ
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что
современная концепция среднего образования решительно отказывается от
традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения
среднего образования в зависимости от склонностей и интересов учащихся.
Однако правильные в целом принципы пока еще, к сожалению, только
декларируются. Как видно из анализа практики, например, ученики, склонные к
естественным предметам, не получают базы для полноценного духовного развития,
а учащиеся, не интересующиеся предметами естественно-математического цикла,
не могут развивать гуманитарные склонности. Но особенно трудно учиться тем,
кто по своим способностям ориентирован на практическую деятельность.
Массовая школа сегодня не в состоянии одинаково хорошо научить всех
школьников. Брак в работе школы появляется уже в начальных классах, когда и
пробелы в знаниях младших школьников практически невозможно ликвидировать в
среднем звене. Это одна из причин, когда ученики, теряют интерес к учебе,
чувствуют себя в школе крайне неуютно. Наши наблюдения убеждают в том, что
разорвать этот порочный круг позволит только дифференцированный подход к
обучению и воспитанию.
Как освещается в педагогической литературе и показывает практика, организация
дифференциации образования в современной школе в нынешних условиях имеет
много направлений, требующих серьезного исследования. Мы не можем ставить
перед собой цель - исследовать все направления. На наш взгляд, одним из
актуальных направлений является исследование путей организации
математических факультативов как одну из важных форм осуществления профильной
дифференциации в средней общеобразовательной школе.
Хотя профильная дифференциация в истории народного образования - дело не
новое, но специальных исследований по ней мало. Её касаются В.М.Монахов,
В.А.Орлов, В.В.Фирсов, Н.Г.Огурцов, Ю. Гильбух, Л.Кондратенко, С.Коробко и
другие, которые освещают общие теоретические вопросы профильной
дифференциации и отдельные пути практической её реализации. К.Н. Мешалкина
раскрывает содержание опытно-экспериментальной работы, проводимой НИИ СиМО
АПН СССР, п. Черноголовка Московской области по организации профильной
дифференциации.
В современных условиях повсеместного функционирования школ нового типа
(гимназий, лицеев, колледжей и др.) проблема дифференциации ещё больше
актуализируется. В связи с этим представляют интерес работы Е.Ямбурга,
М.В.Наянова, в которых профильная дифференциация занимает определенное место
в плане определения задач, структуры и кадрового обеспечения школ нового
типа.
Ближе к предмету нашего исследования стоят работа Аргуновой А.И., в которой
раскрывается проблема организации краеведческого факультатива в сельской
школе.
Во всех указанных работах проблема организации факультативов в условиях
общеобразовательной школы не стала предметом специального исследования. Она
рассматривается как часть, компонент дифференциации относительно старшего
звена средней школы. Наш подход к проблеме организации факультативов как
важная форма осуществления профильной дифференциации несколько отличается от
освещаемого в литературе: профильная дифференциация имеет несколько ступеней
и она начинается уже в среднем звене; её организационно-педагогическое
обеспечение в известной степени обусловлено спецификой учебного предмета.
Актуальность данной проблемы, потребности практики и недостаточная
освещенность её в педагогической литературе побудили нас обратиться к
исследованию темы "Математические факультативы - одна из ведущих форм
осуществления профильной дифференциации в общеобразовательной школе ".
Объектом исследования является организационно - педагогическая
деятельность общеобразовательной школы, направленная на осуществление
профильной дифференциации обучения в процессе преподавания математики.
Предмет исследования - организация математических факультативов в
средней общеобразовательной школе в свете реализации требований современной
концепции образования.
Гипотеза нашего исследования исходит из того, что математические
факультативы функционируют успешно тогда, когда:
- создана система внутришкольной, внутриклассной, разноуровневой
дифференциации, организуемая в младших и средних классах, естественно
подводящая к профильной дифференциации;
- в школе функционирует рациональная система организационно-методического
обеспечения педагогического процесса, включающая в себя гибкое расписание,
подвижные учебные группы, способы интенсификации обучения и т.д.
-???
Цель исследования: на основе выявления
организационно-педагогических закономерностей и определения оптимальных путей
осуществления профильной дифференциации разработать методические рекомендации
по организации математических факультативов в средней общеобразовательной
школе.
Задачи исследования:
1. На основе изучения литературы раскрыть психолого - педагогические основы
осуществления профильной дифференциации.
2. Определить оптимальные пути взаимодействия математического факультатива и
системы внеклассной работы как важное условие организации профильной
дифференциации.
3. Разработать принципы и положения организационно - методического
обеспечения математических факультативов в современных условиях успешного
функционирования средних общеобразовательных школ.
В процессе исследования использованы следующие методы:
- анализ социальной, философской литературы по проблемам образования, по
вопросам обучения и воспитания и психолого- педагогической литературы о
дифференциации в образовательной системе;
- наблюдения за деятельностью передовых школ, коллективов, учителей, изучение
и обобщение их опыта;
Научная новизна и теоретическая значимость
будет заключаться в выявлении и научном обосновании организационно -
педагогических условий успешного функционирования математических факультативов
в средней общеобразовательной школе.
На защиту выносятся следующие положения:
- ?????
Практическая значимость исследования будет заключаться в
том, что в нем постараемся обосновать возможность совершенствования
учебно-воспитательного процесса применительно к процессу преподавания
математики путем осуществления профильной дифференциации через математические
факультативы, будем разрабатывать научно - методические рекомендации по
совершенствованию организационно-педагогического обеспечения математических
факультативов. Предложенные научно - методические материалы при использовании в
массовой практике позволяют находить эффективные пути организации
математических факультативов.
Структура выпускной работы: выпускная работа состоит из введения, 2-х глав,
заключения, библиографии и приложения.
1
ПРОФИЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
1.1. Проблема профильной дифференциации
в педагогической теории и практике.
Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся
подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения
разнопрофильно, на разную группу усвоения изучаемого материала, так, чтобы
цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному
заказу общества. Все это выражается в многообразных концепциях дифференциации
обучения.
В литературе под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой
каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки,
являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно
изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность
уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей
степени отвечают его склонностям. Вкратце коснемся чрезвычайно спорного
терминологического вопроса. В современной педагогической литературе широкое
распространение получили по отношению к "дифференциации" термины:
"дифференцированное обучение", "дифференцированный подход", "уровневая
дифференциация", "профильная дифференциация", "индивидуализация обучения",
"индивидуальный подход".
Несмотря на наличие сравнительно обширной литературы, посвященной проблеме
дифференциации и индивидуализации обучения, и богатого многолетнего опыта
исследовательской и практической работы по этим проблемам, нельзя не
отметить отсутствия единства и ясности даже в толковании этих терминов.
"Педа-гогическая энциклопедия" различает понятия "дифференцированное
обучение" и "индивидуализация обучения". Дифференцированное обучение,
согласно энциклопедии, - это "разделение учебных планов и программ в
старших классах средней школы" [40, с.760], а индивидуализация обучения - это
"организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа
обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их
способностей к учению [41, с.201].
Дифференциация (от латинского differentia - различие) означает расчленение,
разделение, расслоение целого на части, формы, ступени [53, с.624], тогда
применительно к процессу обучения мы понимаем дифференциацию как действие,
задача которого - разделение учеников в процессе обучения для достижения
главной цели обучения и учета особенностей каждого учащегося. Попытки дать
толкования понятию "дифференциация обучения" предпринимаются учеными давно.
Чтобы отчетливее представить движение научной мысли относительно содержания
рассматриваемого понятия, обратимся к определениям этого понятия,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|