связано с “внешней” дифференциацией. В чем новизна и практическая острота
этой проблемы в настоящее время? Цель профильной дифференциации с психолого-
педагогической точки зрения это создание наиболее благоприятных условий для
развития интересов и специальных способностей каждого ученика. [61]
Философская, психолого-педагогическая литература убеждает в том, что успехи
общественного развития в значительной мере будут зависеть от того, насколько
рационально удается использовать в любом деле способности каждого человека.
Способности не даются человеку при рождении. Врожденными являются лишь
анатомо - физиологические особенности. Следует иметь в виду, что способности
не сводятся к приобретенным человеком в процессе обучения навыкам, умениям и
знаниям, они лишь характеризуют легкость и быстроту их приобретения.
Например, практически всех здоровых детей можно научить играть на пианино.
Однако, способный к музыке ребенок научится играть и быстрее, и лучше, чем
неспособный.
Психологи утверждают, а повседневная практика подтверждает, что все
здоровые в психическом отношении люди способны к тому или иному виду
деятельности, что ни к чему не способных людей нет.
Способности, как и все индивидуально-психические особенности личности,
не даны человеку при рождении в готовом виде, а формируются из
задатков в процессе жизнедеятельности и обучения.
Общество заинтересовано в выявлении этих задатков и в их
развитии в наибольшей мере. Только в этом случае можно правильно решить
проблему рационального использования потенциальных возможностей
каждого члена общества и тем самым увеличить его
интеллектуальный потенциал.
Для выявления и развития способностей человека, как видно из педагогической
практики, необходимо создать благоприятные условия. Важнейшим из этих условий
является разностороннее общее образование, являющееся самым
надежным путем обнаружения и развития задатков и способностей детей школьного
возраста. Лишение хотя бы части детей общего образования раньше, чем будут
выявлены и развиты до нужного уровня их задатки, является нарушением одного из
естественных закономерностей развития каждого человека, связанного с развитием
его способностей. Кроме того, и это не менее существенно, это принесет большой
ущерб и обществу, т.к. могут быть безвозвратно потеряны способности многих его
членов. Здесь уместно заметить, что встречающиеся в настоящее время в
педагогической литературе заявления о дифференциации детей по интересам чуть ли
не с детского сада являются, по нашему мнению, ошибочными. Психологические
исследования показали, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних
“атак” на активизацию его задатков, тем самым развитию его способностей.
Только после этого, в подростковом возрасте, наступает период отпочковывания
специальных способностей.
Однако одинаковое для всех детей общее образование, являясь необходимым
условием для выявления задатков и способностей учащихся, не гарантирует
достаточно интенсивного их развития. Это связано в первую очередь с
неоднородностью учащихся в классе, разнообразием их интересов и склонностей,
различием задатков и способностей. Необходима система определенных мер,
обеспечивающих развитие задатков и формирование способностей учащихся в
оптимальном режиме.
Школа, через которую каждый человек проходит в наиболее ответственный период
возрастного и личностного развития, является уникальным социальным
институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика. Все другие
(вуз, семья, армия, работа) только опираются на уже сложившуюся
индивидуальность. Первоначально же они выявляются (раскрываются ) только в
школе, задача которой не формировать личность с заранее заданными свойствами,
а помочь учащемуся познать себя, самоопределиться и по возможности само
реализоваться.[61]
Каждый ребенок как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. К
моменту поступления в школу он имеет исходный уровень психического развития,
и темп его развития во многом определяется организацией обучающих
воздействий. В условиях осуществления профильной дифференциации в
общеобразовательной средней школе, руководитель школы должен быть лидером в
решении задач, способным создать деловую и доброжелательную атмосферу, особый
микроклимат, где все – дети, родители, учителя, администрация - будут
ориентированы на главную цель образования – максимальное развитие каждого для
реализации жизненных планов, счастливой профессиональной карьеры.
Перед общеобразовательной школой сохраняется задача подготовки молодежи к
продолжению образования в высшей школе. При этом общество заинтересовано в
необходимости обучения в высших учебных заведениях тех выпускников средней
школы, у которых к моменту ее окончания проявился устойчивый
интерес к определенной области науки, техники или искусства, будут в
достаточной мере развиты природные задатки, проявилась способность к творческой
работе в избранной области и будет заложен прочный фундамент общего
образования.
Для выявления и развития интересов и задатков учащихся общеобразовательной школы
к творческой деятельности в той или иной области науки, техники и искусства
необходима хорошо продуманная и целенаправленная работа. Например, с целью
выявления адекватного личностным особенностям индивидуального жизненного плана
учащихся старшего звена серьезное место в педагогических исследованиях имеет
тестирование, которую рекомендуют проводить по четырем направлениям:
направленность личности, социальный опыт (знания, умения, навыки),
психологические особенности и физиологические параметры.
Кандидат педагогических наук И.Чечель предлагает диагностировать путем
исследования отдельных качеств личности. Варианты тестов по всем направлениям
достаточно апробированы в практике школы. Целесообразно в 9 – 11 классах
провести несколько этапов тестирования. Повторение желательно для исключения
случайностей. Дети, проявившие способности и склонности к математике, физике,
биологии и т. п., естественно, должны получить продвинутый уровень
образования в этом направлении. Такой подход позволяет рассчитывать на
поступление способных выпускников общеобразовательной школы в ВУЗы по
соответствующей специализации. Этим учащимся нужна дополнительная помощь по
профилирующим предметам в подготовке к поступлению в ВУЗ, т. к. их
сверстники, обучающиеся в специализированных классах или школах, более
конкурентноспособны отнюдь не из-за повышенной мотивации или психологической
профессиональной адекватности – просто им созданы соответствующие условия
для развития способностей. [57] (Приложение 1)
При этом существенно важно, чтобы работа по развитию задатков и способностей
проводилась на определенным образом подобранном учебном материале. Развитие
интересов и задатков, допустим, к физике требует определенного физического
материала, точно так же, как для развития интересов и способностей к
изучению языков требуется соответствующий языковой материал. Объём, характер
и структура этого материала будут зависеть от интересов учащихся, степени их
развития и возраста. Чем старше учащиеся, тем четче и яснее проступают у
большинства их локальные интересы.
Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимальных условий для
выявления задатков и максимального развития способностей всех детей приводит к
необходимости дифференциации обучения. Необходимость дифференциации
обучения вытекает и из задачи общества удовлетворить потребности и интересы
человека. Подготовка учащихся к продолжению образования в высших учебных
заведениях требует профильной дифференциации,
особенно на последнем этапе обучения в средней школе.
Однако есть еще и другое противоречие: подготовкой к продолжению образования
в вузе задачи средней общеобразовательной школы не исчерпываются. Дело в том,
что в вузы идет лишь часть выпускников. Большая часть выпускников этих школ,
как правило, идет (через систему профессионального образования) на
производство и в сферу обслуживания. В связи с этим перед средней школой
стоит задача подготовки выпускников школы к получению профессионального
образования и психологической подготовки к труду в народном хозяйстве в
качестве квалифицированных рабочих. У этой задачи есть несколько аспектов.
Главнейшими из них является общеобразовательная подготовка к овладению
современными профессиями, психологическая подготовка к квалифицированному
труду в промышленности и сфере обслуживания, а также профессиональная
ориентация учащихся с элементами допрофессиональной подготовки. На практике
решение этой задачи оказалось более чем сложным.
На протяжении длительного времени (примерно до 1960 -х гг.) почти все
оканчивающие среднюю школу поступали в вузы. В результате этого создалось
представление о том, что среднее образование необходимо только для получения
высшего образования. Это представление, основанное на опыте многих лет и
незнании современного производства, породило предрассудок, что свидетельство
о среднем образовании - путевка в вуз. В связи с этим появилось и другое
противоречие: многие выпускники средней школы психологически не
подготовлены к труду на производстве и в сфере обслуживания. Для многих, и
особенно для их родителей, неудача с поступлением в вуз - трагедия, а работа на
производстве - печальная необходимость. Задача психологической подготовки к
работе на производстве становится одной из основных задач школы. Школа раньше
могла успешно разъяснять учащимся полезность и благородство любого труда, что
закладывало основу психологической подготовки к труду. Сейчас для этой цели она
раскрывает перед школьниками богатые возможности современного производства для
творческого приложения их сил, знаний и способностей, что для овладения
большинством современных профессий требуется среднее образование.
Сегодня уже очевидно, что предпринятая не так давно попытка возложить на среднюю
школу задачу профессиональной подготовки оказалась несостоятельной и нанесла
известный ущерб уровню образования выпускников тех лет. Однако средняя школа
должна заниматься вопросами профессиональной
ориентации своих учеников.
Как показывают наблюдения за практикой и анализ опыта школ, профильная
дифференциация помогает решить ряд противоречий, в т.ч. осуществление
профориентации с элементами допрофессиональной подготовки.
Профессиональные знания и навыки понадобятся учащимся не только для
подготовки к будущей деятельности по окончании школы, но и для их участия
в производительном труде в средних, а особенно в старших классах. Но
профессиональные знания и навыки должны при этом даваться не взамен
общеобразовательных и политехнических, а в дополнение к ним.
При этом существенно важно, чтобы профессиональная ориентация и
допрофессиональная подготовка строились на базе углубленного изучения тех
учебных предметов, к которым у учащихся проявился и в достаточной мере развит
интерес.
Итак, организация профильной дифференциации в
средней общеобразовательной школе на данном этапе развития нашего общества
вызывается:
- стремлением общества к наиболее рациональному использованию потенциальных
возможностей каждого своего члена, что связано с выявлением и максимальным
развитием задатков и способностей учащихся;
- заботой общества о всестороннем развитии личности и максимальном
удовлетворении интересов личности;
- требованием общественного производства к дальнейшему повышению уровня
специальной подготовки рабочих и инженеров;
- необходимостью дальнейшего совершенствования средней общеобразовательной
школы.
Наши эмпирические наблюдения, проводимые в процессе изучения данного вопроса,
убеждают в том, что профильная дифференциация это один
из заключительных этапов системы д
ифференциации вообще, что она естественно вытекает из всей системы,
подготовленная всем ходом осуществления всех других видов и этапов
дифференциации в образовательной системе. Анализ практики показывает, что
важнейшую психолого-педагогическую основу составляет
то, осуществление дифференциации строится на учете
различий учебных возможностей, способностей
детей. При обучении детей младшего возраста эти различия не столь велики, и их,
как показывает практика, в значительной мере можно учитывать и педагогически
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|