на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Диплом: Математический факультатив как ведущая форма профессиональной дифференциации в преподавании математики в средней школе

связано с “внешней” дифференциацией. В чем новизна и практическая острота

этой проблемы в настоящее время? Цель профильной дифференциации с психолого-

педагогической точки зрения это создание наиболее благоприятных условий для

развития интересов и специальных способностей каждого ученика. [61]

Философская, психолого-педагогическая литература убеждает в том, что успехи

общественного развития в значительной мере будут зависеть от того, насколько

рационально удается использовать в любом деле способности каждого человека.

Способности не даются человеку при рождении. Врожденными являются лишь

анатомо - физиологические особенности. Следует иметь в виду, что способности

не сводятся к приобретенным человеком в процессе обучения навыкам, умениям и

знаниям, они лишь характеризуют легкость и быстроту их приобретения.

Например, практически всех здоровых детей можно научить играть на пианино.

Однако, способный к музыке ребенок научится играть и быстрее, и лучше, чем

неспособный.

Психологи утверждают, а повседневная практика подтверждает, что все

здоровые в психическом отношении люди способны к тому или иному виду

деятельности, что ни к чему не способных людей нет.

Способности, как и все индивидуально-психические особенности личности,

не даны человеку при рождении в готовом виде, а формируются из

задатков в процессе жизнедеятельности и обучения.

Общество заинтересовано в выявлении этих задатков и в их

развитии в наибольшей мере. Только в этом случае можно правильно решить

проблему рационального использования потенциальных возможностей

каждого члена общества и тем самым увеличить его

интеллектуальный потенциал.

Для выявления и развития способностей человека, как видно из педагогической

практики, необходимо создать благоприятные условия. Важнейшим из этих условий

является разностороннее общее образование, являющееся самым

надежным путем обнаружения и развития задатков и способностей детей школьного

возраста. Лишение хотя бы части детей общего образования раньше, чем будут

выявлены и развиты до нужного уровня их задатки, является нарушением одного из

естественных закономерностей развития каждого человека, связанного с развитием

его способностей. Кроме того, и это не менее существенно, это принесет большой

ущерб и обществу, т.к. могут быть безвозвратно потеряны способности многих его

членов. Здесь уместно заметить, что встречающиеся в настоящее время в

педагогической литературе заявления о дифференциации детей по интересам чуть ли

не с детского сада являются, по нашему мнению, ошибочными. Психологические

исследования показали, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних

“атак” на активизацию его задатков, тем самым развитию его способностей.

Только после этого, в подростковом возрасте, наступает период отпочковывания

специальных способностей.

Однако одинаковое для всех детей общее образование, являясь необходимым

условием для выявления задатков и способностей учащихся, не гарантирует

достаточно интенсивного их развития. Это связано в первую очередь с

неоднородностью учащихся в классе, разнообразием их интересов и склонностей,

различием задатков и способностей. Необходима система определенных мер,

обеспечивающих развитие задатков и формирование способностей учащихся в

оптимальном режиме.

Школа, через которую каждый человек проходит в наиболее ответственный период

возрастного и личностного развития, является уникальным социальным

институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика. Все другие

(вуз, семья, армия, работа) только опираются на уже сложившуюся

индивидуальность. Первоначально же они выявляются (раскрываются ) только в

школе, задача которой не формировать личность с заранее заданными свойствами,

а помочь учащемуся познать себя, самоопределиться и по возможности само

реализоваться.[61]

Каждый ребенок как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. К

моменту поступления в школу он имеет исходный уровень психического развития,

и темп его развития во многом определяется организацией обучающих

воздействий. В условиях осуществления профильной дифференциации в

общеобразовательной средней школе, руководитель школы должен быть лидером в

решении задач, способным создать деловую и доброжелательную атмосферу, особый

микроклимат, где все – дети, родители, учителя, администрация - будут

ориентированы на главную цель образования – максимальное развитие каждого для

реализации жизненных планов, счастливой профессиональной карьеры.

Перед общеобразовательной школой сохраняется задача подготовки молодежи к

продолжению образования в высшей школе. При этом общество заинтересовано в

необходимости обучения в высших учебных заведениях тех выпускников средней

школы, у которых к моменту ее окончания проявился устойчивый

интерес к определенной области науки, техники или искусства, будут в

достаточной мере развиты природные задатки, проявилась способность к творческой

работе в избранной области и будет заложен прочный фундамент общего

образования.

Для выявления и развития интересов и задатков учащихся общеобразовательной школы

к творческой деятельности в той или иной области науки, техники и искусства

необходима хорошо продуманная и целенаправленная работа. Например, с целью

выявления адекватного личностным особенностям индивидуального жизненного плана

учащихся старшего звена серьезное место в педагогических исследованиях имеет

тестирование, которую рекомендуют проводить по четырем направлениям:

направленность личности, социальный опыт (знания, умения, навыки),

психологические особенности и физиологические параметры.

Кандидат педагогических наук И.Чечель предлагает диагностировать путем

исследования отдельных качеств личности. Варианты тестов по всем направлениям

достаточно апробированы в практике школы. Целесообразно в 9 – 11 классах

провести несколько этапов тестирования. Повторение желательно для исключения

случайностей. Дети, проявившие способности и склонности к математике, физике,

биологии и т. п., естественно, должны получить продвинутый уровень

образования в этом направлении. Такой подход позволяет рассчитывать на

поступление способных выпускников общеобразовательной школы в ВУЗы по

соответствующей специализации. Этим учащимся нужна дополнительная помощь по

профилирующим предметам в подготовке к поступлению в ВУЗ, т. к. их

сверстники, обучающиеся в специализированных классах или школах, более

конкурентноспособны отнюдь не из-за повышенной мотивации или психологической

профессиональной адекватности – просто им созданы соответствующие условия

для развития способностей. [57] (Приложение 1)

При этом существенно важно, чтобы работа по развитию задатков и способностей

проводилась на определенным образом подобранном учебном материале. Развитие

интересов и задатков, допустим, к физике требует определенного физического

материала, точно так же, как для развития интересов и способностей к

изучению языков требуется соответствующий языковой материал. Объём, характер

и структура этого материала будут зависеть от интересов учащихся, степени их

развития и возраста. Чем старше учащиеся, тем четче и яснее проступают у

большинства их локальные интересы.

Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимальных условий для

выявления задатков и максимального развития способностей всех детей приводит к

необходимости дифференциации обучения. Необходимость дифференциации

обучения вытекает и из задачи общества удовлетворить потребности и интересы

человека. Подготовка учащихся к продолжению образования в высших учебных

заведениях требует профильной дифференциации,

особенно на последнем этапе обучения в средней школе.

Однако есть еще и другое противоречие: подготовкой к продолжению образования

в вузе задачи средней общеобразовательной школы не исчерпываются. Дело в том,

что в вузы идет лишь часть выпускников. Большая часть выпускников этих школ,

как правило, идет (через систему профессионального образования) на

производство и в сферу обслуживания. В связи с этим перед средней школой

стоит задача подготовки выпускников школы к получению профессионального

образования и психологической подготовки к труду в народном хозяйстве в

качестве квалифицированных рабочих. У этой задачи есть несколько аспектов.

Главнейшими из них является общеобразовательная подготовка к овладению

современными профессиями, психологическая подготовка к квалифицированному

труду в промышленности и сфере обслуживания, а также профессиональная

ориентация учащихся с элементами допрофессиональной подготовки. На практике

решение этой задачи оказалось более чем сложным.

На протяжении длительного времени (примерно до 1960 -х гг.) почти все

оканчивающие среднюю школу поступали в вузы. В результате этого создалось

представление о том, что среднее образование необходимо только для получения

высшего образования. Это представление, основанное на опыте многих лет и

незнании современного производства, породило предрассудок, что свидетельство

о среднем образовании - путевка в вуз. В связи с этим появилось и другое

противоречие: многие выпускники средней школы психологически не

подготовлены к труду на производстве и в сфере обслуживания. Для многих, и

особенно для их родителей, неудача с поступлением в вуз - трагедия, а работа на

производстве - печальная необходимость. Задача психологической подготовки к

работе на производстве становится одной из основных задач школы. Школа раньше

могла успешно разъяснять учащимся полезность и благородство любого труда, что

закладывало основу психологической подготовки к труду. Сейчас для этой цели она

раскрывает перед школьниками богатые возможности современного производства для

творческого приложения их сил, знаний и способностей, что для овладения

большинством современных профессий требуется среднее образование.

Сегодня уже очевидно, что предпринятая не так давно попытка возложить на среднюю

школу задачу профессиональной подготовки оказалась несостоятельной и нанесла

известный ущерб уровню образования выпускников тех лет. Однако средняя школа

должна заниматься вопросами профессиональной

ориентации своих учеников.

Как показывают наблюдения за практикой и анализ опыта школ, профильная

дифференциация помогает решить ряд противоречий, в т.ч. осуществление

профориентации с элементами допрофессиональной подготовки.

Профессиональные знания и навыки понадобятся учащимся не только для

подготовки к будущей деятельности по окончании школы, но и для их участия

в производительном труде в средних, а особенно в старших классах. Но

профессиональные знания и навыки должны при этом даваться не взамен

общеобразовательных и политехнических, а в дополнение к ним.

При этом существенно важно, чтобы профессиональная ориентация и

допрофессиональная подготовка строились на базе углубленного изучения тех

учебных предметов, к которым у учащихся проявился и в достаточной мере развит

интерес.

Итак, организация профильной дифференциации в

средней общеобразовательной школе на данном этапе развития нашего общества

вызывается:

- стремлением общества к наиболее рациональному использованию потенциальных

возможностей каждого своего члена, что связано с выявлением и максимальным

развитием задатков и способностей учащихся;

- заботой общества о всестороннем развитии личности и максимальном

удовлетворении интересов личности;

- требованием общественного производства к дальнейшему повышению уровня

специальной подготовки рабочих и инженеров;

- необходимостью дальнейшего совершенствования средней общеобразовательной

школы.

Наши эмпирические наблюдения, проводимые в процессе изучения данного вопроса,

убеждают в том, что профильная дифференциация это один

из заключительных этапов системы д

ифференциации вообще, что она естественно вытекает из всей системы,

подготовленная всем ходом осуществления всех других видов и этапов

дифференциации в образовательной системе. Анализ практики показывает, что

важнейшую психолого-педагогическую основу составляет

то, осуществление дифференциации строится на учете

различий учебных возможностей, способностей

детей. При обучении детей младшего возраста эти различия не столь велики, и их,

как показывает практика, в значительной мере можно учитывать и педагогически

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.