на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Диплом: Внеклассная работа по математике в школе

учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

4. Воспитание высокой культуры математического мышления.

5. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной

и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении

математики в технике и практике социалистического строительства.

7. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической

ценности математики.

8. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную

работу с коллективной.

9. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и

учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и

запросов школьников.

10. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в

организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса

(помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими , в

пропаганде математических знаний среди других учащихся).

Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках.

Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и

программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому

окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные

занятия по математике этого вида.

3 ВИДЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

3.1 Кружковые занятия по математике и методика её проведения.

Основным видом внеклассной работы по математике в школе являются

факультативные занятия по математике. Вызывая интерес учащихся к предмету,

факультативы способствуют развитию математического кругозора, творческих

способностей учащихся. Их дополняют разовые мероприятия проводимые как в

школе (математические вечера, викторины, олимпиады, КВН, соревнования команд

и др.), так и вне школы (математические конкурсы, занятия в физико-

математических школах, конкурсы по решению задач и др.).

Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм

внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой

добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих

учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся

изъявляют желание участвовать в работе математического кружка и нередко

весьма успешно занимаются там; учителю математики не следует этому

препятствовать. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким учащимся,

постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса к математике, проследить

за тем, чтобы работа в математическом кружке оказалась для них посильной.

Конечно, наличие слабо успевающих учащихся среди членов математического

кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуализации заданий,

предлагаемых учителем кружковцам, можно в некоторой степени ослабить эти

трудности. Главное - сохранить массовый характер кружковых занятий по

математике, являющийся следствием доступности посещения кружковых занятий

всеми желающими.

Уже при организации математического кружка необходимо заинтересовать

учащихся, показать им, что работа в кружке не является дублированием классных

занятии, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы

(для этого целесообразно выделить часть времени на одном из уроков математики

с тем, чтобы обратиться с сообщением об организации кружка ко всему классу).

На первом занятии кружка надо наметить основное содержание работы, выбрать

старосту кружка, договориться с учащимися о правах и обязанностях члена

кружка, составить план работы и распределить поручения за те или иные

мероприятия (выпуск математической стенной газеты, ведение документации

работы кружка и т. п.).

Занятия кружка целесообразно проводить один раз в неделю, выделяя на каждое

занятие по одному часу. К организации работы математического кружка

целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших

сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме,

подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к

данному занятию и т. д.). На занятиях математического кружка учитель должен

создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Тематика

кружковых занятий по математике в современной школе весьма разнообразна. В

тематике кружковых занятий для 5-11 классов находят место вопросы, связанные

с историей математики, жизнью и деятельностью российских и зарубежных

известных математиков.

3.2 Факультативные занятия по математике и методика их проведения

Факультативные занятия по математике ведутся в школе с 8 класса со следующим

числом недельных часов: 8 класс -1 час, 9 - 2 часа, 10 - 2 часа и 11-2 часа.

Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и

расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их

математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к

самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и

творчества.

Программа основного курса математики вместе с программой факультативных

занятий по математике для средней школы составляют программу повышенного

уровня по данному предмету для учащихся данного класса.

Программа факультативных занятий по математике составлена так, что все

вопросы ее могут изучаться синхронно с изучением основного курса математики в

школе. В тех случаях, когда в данном классе основной курс математики ведет

один учитель, а факультативный - другой, изучение тем факультатива может

проводиться независимо от основного курса программы (в этом случае изучение

тем можно проводить с некоторым запозданием по отношению к основному курсу

программы).

Для того чтобы факультативные занятия по математике были эффективными,

необходимо их организовать там, где есть:

1) высококвалифицированные учителя или другие специалисты, способные вести

занятия на высоком научно-методическом уровне;

2) не менее 15 учащихся, желающих изучать данный факультативный курс.

Если школа имеет классы с небольшой наполняемостью (что особенно характерно

для некоторых сельских школ), то группы учащихся для факультативных занятий

можно комплектовать по параллелям или из учащихся смежных классов (8-9

классы, 10-11 классы и т. п.).

Запись учащихся на факультативные занятия производится на добровольных

началах в соответствий с их интересами. Не следует принуждать учащихся

обязательно изучать факультативные предметы. Особенно внимательно следует

относиться к тем учащимся, которые встречают трудности в изучении математики

или совмещают обучение в школе с другими видами занятий (спорт, музыка и т.

д.). По окончании факультативного курса учащиеся сдают зачет (с оценкой), о

чем делается отметка в аттестате. Учитель математики несет полную

ответственность за качество факультативных занятий; факультативные занятия

вносятся в расписание и оплачиваются учителю.

Проведение факультативных занятий по математике не означает отказа от других

форм внеклассной работы (математические кружки, вечера, олимпиады и т. д.).

Они должны дополнять эти формы работы с учащимися, которые интересуются

математикой.

Возможность 1-2 часа в неделю дополнительно работать со школьниками,

проявляющими повышенный интерес и способности к математике, представляет

собой одно из проявлений новой формы обучения математике -

дифференцированного обучения.

По существу факультативные занятия являются наиболее динамичной

разновидностью дифференциации обучения.

В какой бы форме и какими бы методами не проводились факультативные занятия

по математике, они должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными,

увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать

естественную любознательность школьника для формирования устойчивого интереса

к своему предмету. Известный французский физик Луи де Бройль писал, что

современная наука - "дочь удивления и любопытства, которые всегда являются ее

скрытыми движущими силами, обеспечивающими ее непрерывное развитие".

Основными формами проведения факультативных занятий по математике являются в

настоящее время изложение узловых вопросов данного факультативного курса

учителем (лекционным методом), семинары, собеседования (дискуссии), решение

задач, рефераты учащихся (как по теоретическим вопросам, так и по решению

цикла задач), математические сочинения, доклады учащихся и т. д.

Однако учителю не следует отдавать предпочтение какой-либо одной форме или

методу изложения. Вместе с тем, памятуя о том, что на факультативных занятиях

по математике самостоятельная работа учащихся должна 'занять ведущее

положение, следует все же чаще применять решение задач, рефераты, доклады,

семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы и т. п.

Одной из возможных форм ведения факультативных занятий по математике является

разделение каждого занятия на две части. Первая часть посвящается изучению

нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического

и практического характера. По окончании этой части занятия учащимся

предлагается домашнее задание по изучению теории и ее приложений. Вторая

часть каждого занятия посвящена решению задач повышенной трудности и

обсуждению решений особенно трудных или интересных задач. Эта форма

проведения факультативных занятий может способствовать успешному переходу от

форм и методов обучения в школе к формам и методам обучения в высших учебных

заведениях.

Естественно также при проведении факультативных занятий в основном

использовать методы изучения (а не обучения) математики, а также проблемную

форму обучения.

В частности, ее можно осуществить, если представить изучаемый факультативный

курс в виде серии последовательно расположенных задач. "Решая последовательно

все задачи самостоятельно или при незначительной помощи преподавателя,

школьники постепенно изучают курс при большом личном участии, проявляя

активность и самостоятельность, овладевая техникой математического мышления.

Теоремы имеют вид задач. Если теорема, которую учащиеся должны доказать,

является большой или трудной, то она разбивается на несколько задач так, что

решение предыдущей помогает решить последующую. Определения либо включаются

преподавателем в текст задачи, либо сообщаются особо. В необходимых случаях

преподаватель проводит предварительную беседу или делает обобщения. Листочки

с заданиями, размноженные на машинке, на каждое занятие выдаются всем

ученикам"

Полезно также широко использовать задачи проблемного характера

В настоящее время факультативные занятия по математике проводятся по двум

основным направлениям:

а) изучение курсов по программе "Дополнительные главы и вопросы курса

математики"; б) изучение специальных математических курсов. Содержание

программы "Дополнительные главы и вопросы" систематического курса математики

позволяет решить и углубить изучение программного материала, ознакомить

учащихся с некоторыми общими современными математическими идеями, раскрыть

приложение математики в практике, готовит учителя к работе по новой

программе".

В качестве конкретного примера постановки факультативного курса рассмотрим

объединенную тему "Множества и операции над ними. Бесконечные множества".

Содержание программы по этой факультативной теме явно ориентирует на то,

чтобы общие понятия о множествах, элементах множества и операциях над

множествами возникали из рассмотрения конкретных примеров множеств решений

уравнений, неравенств и их систем.

Такая постановка вопроса не соответствует той роли, которую играет понятие

множества вне рамок учения об уравнениях и неравенствах как в математике, так

и за пределами этой науки. Поэтому не исключено, что после изучения этой темы

учащиеся не заметят первоначального объективного источника возникновения

понятия о множестве и не поймут фундаментального значения этого понятия для

всей математики. Для того чтобы указанная тема наиболее полно способствовала

углублению математических знаний учащихся, у них должно быть сформировано

представление о понятии множества как о первоначальном понятии математики, из

которого развивается наука-математика. Здесь не идет речь о строгом

логическом обосновании математики. Достаточно показать на конкретных

примерах, как проявляются понятия множества, отношения между множествами и

операции над множествами в различных разделах математики - арифметике,

алгебре, геометрии, в учениях о функциях, уравнениях и неравенствах. Вот эта

линия и должна последовательно проводиться на факультативных занятиях.

Объем материала по теории множеств, изучаемого на факультативных занятиях в

девятых классах, зависит от того, изучались или не изучались элементы теории

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.