документации, рационализировало процедуры поиска, учета и хранения
разнообразной информации, подготовило почву для автоматизации
управленческих функций[14].
Особенно остро отставание нашей страны выявилось в 80-90 гг., когда
теоретические разработки в области кибернетики, математических методов
управления, информатики и технической элементарной базы привели к широкой
информатизации общественно-политической и экономической жизни промышленно
развитых стран Запада, внедрению в реальную управленческую деятельность
новых технологий, к разработке концепции “бумажного офиса”. Это отнюдь не
умоляет достижений отечественной науки в области управления, НОТ,
документоведения, в разработке комплекса теоретических и прикладных проблем
- создание системы стандартов по документации, Единой государственной
системы документации (ЕГСД), общесоюзных классификаторов, унифицированных
систем документации, рекомендации НИИ труда по нормированию и оптимизации
деятельности управленческих работников.
В 1993 г. издан Общероссийский классификатор управленческой
документации, в который включены наименования форм документов,
унифицированных систем, адаптированных к современным условиям, и Основные
положения по велению системы классификаторов и УСД. Поскольку в новой
редакции Государственной системы документационного обеспечения управления
(ГСДОУ) была изменена концепция подхода к определению структуры и штатной
численности сотрудников служб документационного обеспечения управления,
Государственным комитетом, а позднее Министерством труда выпущены типовые и
укрупненные нормативы времени и выработки по подготовке типовых и
творческих документов по всем основным этапам их обработки: от сверки
текстов и подбора экземпляров до завершения исполнения и оформления дел для
архивного хранения. К сожалению, с начала 1980-х гг. не одна
унифицированная система документации не была издана массовым тиражом, что
значительно затрудняет их внедрение. Получившие весьма широкое
распространение компьютерные программы подготовки документов имеют, как
правило, в своем составе комплекты шаблонов документов, адаптированные на
русский язык, и полностью игнорируют отечественные нормативы и традиции в
области создания и оформления документов[14].
1.2. Нормативно-методическая база делопроизводства
Нормативно-методическая база делопроизводства - это совокупность
законов, нормативных правовых актов и методических документов,
регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования
документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующие
работу службы делопроизводства - ее структуру, функции, штаты, техническое
обеспечение и некоторые другие аспекты.[8]
Нормативно-методическая база делопроизводства включает в себя:
- законодательные акты Российской Федерации в сфере информатизации и
документации;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления
и распоряжения Правительства РФ, регламентирующие вопросы документационного
обеспечения на федеральном уровне;
- правовые акты федеральных органов исполнительной власти
(министерств, комитетов, служб, агентств и др.) как общеотраслевого, так и
ведомственного характера;
- правовые акты органов представительной и исполнительной власти
субъектов РФ и их территориальных образований, регламентирующие вопросы
делопроизводства;
- правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические
документы по делопроизводству учреждений, организаций и предприятий;
- государственные стандарты на документацию;
- унифицированные системы документации;
- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной
информации;
- Государственную систему документационного обеспечения управления.
основные требования к документам и службам документационного обеспечения
(ГСДОУ);
- нормативные документы по организации управленческого труда и охране
труда;
- нормативные документы по организации архивного хранения документов.
В Российской Федерации в соответствии со сложившейся за весь
предшествующий период Российской государственности практикой отсутствует
единый орган, несущий всестороннюю юридическую ответственность за
создаваемую и используемую обществом документацию.
Эта ответственность рассредоточена между рядом органов
государственной власти и управления в соответствии с их функциональными
обязанностями (рис. 1.2.1).
Решениями органов власти значительная роль в управлении документацией
в различных её аспектах отведена Государственной архивной службе России.
1. Государственная архивная служба России и её органы занимаются
сбором и хранением документов. Кроме того, как центральный орган
федеральной исполнительной власти, то есть ведомство, несет ответственность
за рационализацию делопроизводства в стране.
Она разрабатывает нормативы и рекомендации как по организации
делопроизводства в целом, так и по отдельным направлениям работы с
управленческой документацией, в том числе и на машинных носителях записи.
Указания Государственной архивной службы по вопросам делопроизводства
распространяются на все организации независимо от системы хозяйствования и
формы собственности и служат целям упорядочения создания документов, их
обработки и сохранения.
Местные архивные органы и государственные архивы также выполняют
соответствующие задачи в области управления документацией, особенно по
внедрению новых нормативов и методических разработок и контролю за их
соблюдением.
2. На комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и
сертификации возложена в свою очередь ответственность за нормативное
закрепление конкретных документных форм, их информационных элементов,
систем документации, общая координация проводимых в стране работ по
унификации и сокращению многообразия обращающихся в различных сферах
деятельности форм документов.
[pic]
Рис. 1.2.1 Органы государственной власти и управления документацией
Таким образом, Архивная служба и Комитет по стандартизации являются
основными ведомствами, регулирующими документацию в общегосударственном
масштабе. Как правило, они действуют в тесном контакте при решении всех
основных вопросов управления документацией и совершенствования
делопроизводства. Им принадлежит определение совершенствования документации
и организации работы с ней.
В любой организации должно быть четкое разграничение функций и
обязанностей между сотрудниками в соответствии с их квалификацией и
служебным положением, в том числе и в сфере управления документацией. В
структуре работников должна быть учтена численность сотрудников
делопроизводителей службы по отношению к общей численности работников, или
по количественным нормам выработки в единицу времени.
Подготовка собственных нормативных и методических документов по этому
направлению руководства документацией, а также координация, экспертиза и
утверждение работ сторонних организаций в течение последних десятилетий
закреплены за Государственным комитетом по труду и социальным вопросам ( в
настоящее время - Министерство труда).
Документационное обеспечение - важнейшая сторона деятельности любого
учреждения, организации, предприятия. Законодательство РФ регламентирует
общие принципы организации документационного обеспечения деятельности
физических (граждан) и юридических лиц.
Регулируя гражданские правоотношения, Гражданский кодекс
устанавливает виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации
актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения или
прекращения, подтверждения правоотношений и др.
Основными из них являются:
1. Закон Российской Федерации “О стандартизации”
2. Федеральный закон РФ “Об информации, информатизации и защите информации”
3. Федеральный закон “Об участии в международном информационном обмене”
4. Закон РФ “О государственной тайне”
5. Закон РФ “Об Архивном фонде РФ и архивах”
Закон Российской Федерации “О стандартизации” от 10 июня 1993 года №
5154-1 устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации,
обязательные для всех государственных органов управления, предприятий и
предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры
государственной защиты интересов потребителей и государства посредством
разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Закон
устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, виды документов
по стандартизации и их применение, осуществление государственного контроля
и надзора за соблюдением требований государственных стандартов,
ответственность за нарушение положений закона, а также порядок
финансирования работ по стандартизации и некоторые другие аспекты.
Федеральный закон РФ “Об информации, информатизации и защите
информации” от 20 февраля 1995 года № 24-Ф3 устанавливает, что
информационные ресурсы (документы и массивы документов) являются объектами
отношений физических, юридических лиц, государства и защищаются законом
наряду с другими ресурсами. Законом устанавливается правовой режим
создания, хранения и использования информационных ресурсов, в частности:
порядок документирования информации; право собственности на отдельные
документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в
информационных системах; категории информации по уровня доступа к ней;
порядок правовой защиты информации.
Документирование информации - обязательное условие для ее включения в
информационные ресурсы - осуществляется в порядке, устанавливаемом органами
государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства,
стандартизацию документов их массивов, безопасность Российской Федерации.
Информационные ресурсы могут быть государственной и негосударственной
собственностью и находиться в собственности граждан, органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и
общественных объединений.
Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами,
предусмотренными законодательством РФ, в том числе он имеет право:
- назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение
информационными ресурсами, или оперативное управление ими;
- установить в пределах своей компетенции режим и правила обработки,
защиты информационных ресурсов и доступа к ним;
- определять условия распоряжения документами при их копировании и
распространении.
Граждане, органы государственной власти, органы местного
самоуправления, организация и общественные объединения обязаны представлять
документированную информацию органам и организациям, ответственным за
формирование и использование государственных информационных ресурсов.
Развитие отдельных положений этого закона нашло выражение в Указе
Президента “Об основах государственной политики в сфере информатизации” от
20 января 1994 года, постановлениях Правительства “Об информационном
обеспечении предпринимательства в РФ” от 1 декабря 1994 года, “Об улучшении
информационного обеспечения населения РФ” от 12 января 1996 года и др.
Федеральный закон “Об участии в международном информационном обмене”
от 4 июля 1996 года № 85-Ф№ направлен на создание условий для эффективного
участия России в международном информационном обмене в рамках единого
мирового информационного пространства, на защиту интересов РФ, субъектов РФ
и муниципальных образований, защиту интересов, прав и свобод физических и
юридических лиц при международном информационном обмене.
Закон РФ “О государственной тайне” от 21 июля 1993 года № 5485
регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к
государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах
обеспечения безопасности РФ.
Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах, принятые
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|