специалистов и заинтересованных организаций, в том числе и
подведомственных. Они утверждаются руководителем федерального органа
исполнительной власти (министерства или ведомства) и являются обязательными
для выполнения. Контроль за их выполнением осуществляется соответствующим
федеральным органом исполнительной власти.
Территориальные программы, планы, схемы разрабатываются
администрациями краев, областей, районов, городов и других территориальных
образований и действуют в рамках территории. Как правило, они касаются
вопросов социального и экономического развития и благоустройства
территорий.
Планирование деятельности отдельной организации, как правило,
осуществляется в форме плана, программы или графика. Планы и программы
могут разрабатываться как на длительный срок (до нескольких лет), так и для
планирования текущей деятельности.
Текущая деятельность организации планируется, как правило, в форме
годовых и квартальных планов работы управлений, отделов, групп, служб, в
форме планов и программ командировок, графиков отпусков, а также планов
выполнения отдельных специализированных видов работ, наиболее важных и
существенных для деятельности организации. При наличии в учреждении
коллегий, советов, комиссий (временных или постоянных) их деятельность
также планируется.
Источниками для составления планов являются: федеральные и отраслевые
планы, программы, генеральные схемы, организационно-правовые документы
учреждения, распорядительная документация, решения коллегиальных и
совещательных органов, предложения, докладные записки, справки и другие
информационные и аналитические материалы, поступающие от других
подразделений и служб.
Разрабатываются плановые документы руководством с привлечением
квалифицированных специалистов. Планы работы подразделений утверждаются
вышестоящим руководителем, планы работы организации в целом - ее
руководителем. Планы работы коллегиальных и совещательных органов
утверждаются председателем коллегиального или совещательного органа.
Назначение и состав распорядительной документации
Независимо от характера и содержания деятельности организации, ее
организационно-правовой формы, компетенции, структуры и других факторов,
руководство любой организации наделяется правом издания распорядительных
документов.
Основное назначение распорядительных документов — регулирование
деятельности, позволяющее органу управления обеспечивать реализацию
поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своей
деятельности и деятельности организаций, входящих в его систему. От того,
насколько эффективно регулируется деятельность учреждения, зависят
результаты работы организации.
Решения, фиксирующиеся в распорядительных документах, направлены на
совершенствование организационной структуры учреждения, характера,
содержания, средств и способов осуществления основной (производственной)
деятельности учреждений, обеспечение организации финансовыми, трудовыми,
материальными, информационными и иными ресурсами.
Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз по
системе управления: от управляющего органа к управляемому, т.е. от
вышестоящего к подведомственному, от руководителя организации к структурным
подразделениям и работникам. Именно эти документы реализуют управляемость
объектов по вертикали.
В юридическом плане распорядительные документы относятся к
нормативным правовым актам. В них получают выражение конкретные юридически
властные предписания субъектов исполнительной власти. Конкретность таких
предписаний проявляется в том, что с помощью распорядительных документов
разрешаются возникающие в сфере управления проблемы и вопросы; их адресатом
являются конкретные учреждения, структурные подразделения, должностные лица
или работники; они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение
конкретных административно-правовых отношений.
С точки зрения сферы своего действия распорядительные документы
делятся на:
1. правовые акты, действующие на федеральном уровне, — акты, издаваемые
Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации,
органами федеральной исполнительной власти;
2. правовые акты, действующие на уровне субъектов Российской Федерации, -
краев, областей, городов республиканского значения Москвы и Санкт-
Петербурга, автономных областей и округов, а также их территориальных
образований;
3. правовые акты, действующие в пределах отрасли (издаются отраслевыми
органами федеральной исполнительной власти);
4. правовые акты, действующие в рамках отдельной организации, учреждения,
предприятия, фирмы.
Распорядительные документы, издаваемые органами федеральной
исполнительной власти, относятся к категории ведомственных нормативных
актов. Их можно разделить на:
акты, затрагивающие права, свободы, законные интересы граждан
Российской Федерации;
акты межведомственного характера;
акты, регулирующие отношения органов федеральной исполнительной
власти с подведомственными учреждениями, организациями и предприятиями.
Подготовка распорядительных документов федеральных органов
исполнительной власти осуществляется в соответствии с Правилами подготовки
ведомственных нормативных актов, утвержденными постановлением Совета
Министров — Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 722.
Основанием для издания распорядительного документа может быть:
. необходимость исполнения принятых законодательных, нормативных правовых
актов и иных решений вышестоящих органов;
. необходимость осуществления собственной исполнительно-распорядительной
деятельности, вытекающей из функций и задач организации.
Распорядительные документы могут издаваться совместно несколькими
органами управления.
С точки зрения порядка разрешения вопросов (принятия решений) все
распорядительные документы делятся на две группы: документы, издаваемые в
условиях коллегиальности; документы, издаваемые в условиях единоличного
принятия решений.
В первом случае распорядительные документы издаются на основе
решений, принимаемых совместно группой работников (коллегией, собранием,
советом, правлением и т.п.). Коллегиальность позволяет наиболее правильно и
эффективно решать крупные и сложные вопросы, требующие серьезной
проработки. На основе коллегиальности действует федеральное правительство,
представительные органы и правительства субъектов федерации и органов
местного самоуправления, государственные комиссии и комитеты, коллегии
министерств, высшие органы управления акционерных обществ и др.
В системе коллегиальных органов особо выделяются совещательные по
своему статусу органы, например коллегии министерств. Их специфика
заключается в том, что решения совещательных органов носят не обязательный,
а рекомендательный характер. Это означает, что руководитель организации
имеет право принять собственное решение, вопреки решению совещательного
органа.
В условиях единоличного принятия решений власть по всем вопросам
управления в организации принадлежит ее руководителю. Единоличное принятие
решений обеспечивает оперативность управления, повышает персональную
ответственность руководителей за принятые решения. На основе единоличного
принятия решений действуют федеральные министерства, администрации
субъектов Российской Федерации и других территориальных образований, органы
исполнительной власти организаций, учреждений, предприятий, фирм
(генеральный директор, директор, исполнительный директор, председатель
правления).
В органах управления, действующих на основе коллегиальности, их
руководители наделяются правом принимать единоличные решения по достаточно
узкому кругу вопросов, как правило, касающихся внутренней деятельности
организации — ее кадрового состава, материального и иного обеспечения и
некоторых других.
В условиях коллегиального принятия решений издаются постановления и
решения.
В условиях единоличного принятия решений издаются приказы, указания,
распоряжения.
Назначение и состав справочно-информационной и справочно-аналитической
документации
Процесс принятия обоснованных управленческих решений основан на сборе
и обработке объективной и достоверной информации. Информация о фактическом
положении дел в системе управления содержится в различных источниках, но
важнейшее место среди них занимают справочно-информационные и справочно-
аналитические документы: акты, справки, докладные записки, переписка и др.
Эти документы выполняют служебную роль по отношению к организационно-
правовым и распорядительным документам. Документы этой группы не содержат
поручений, не обязывают действовать строго предписанным образом, как
распорядительные документы, а сообщают сведения, побуждающие принимать
определенные решения, иначе говоря, - инициируют управленческие решения,
позволяют выбрать тот или иной способ действия.
Особенность этих документов состоит в том, что, как правило, это
документы, идущие снизу вверх по системе управления: от работника к
руководителю структурного подразделения, от руководителя подразделения к
заместителю руководителя организации или руководителю организации, от
подведомственной организации к вышестоящей. Отдельные разновидности
справочно-информационных документов, например переписка, используются для
реализации информационных связей между равными, не состоящими в отношениях
соподчинения организациями и должностными лицами.
Не существует сколько-нибудь непротиворечивой классификации этих
документов. В достаточной степени условно всю совокупность этих документов
можно разделить на справочно-информационные и справочно-аналитические
документы.
[pic]
Рис. 2.2.1. Справочная документация
Особое место в системе информационно-справочной документации занимает
переписка - обобщенное название различных по содержанию документов,
выступающих в качестве инструмента оперативного информационного обмена
между организациями.
Деловая переписка занимает значительное место в документальном
массиве учреждений. Являясь связующим звеном между организациями, переписка
занимает около 80% входящей и исходящей документации.
Виды деловой переписки и их названия (письмо, телеграмма, телекс,
факсограмма (факс), телефонограмма) определяются способами передачи деловой
информации, которые подразделяются на два основных вида - почтовая связь и
электронная связь.
Переписку отличает широкое видовое разнообразие: от имеющих нормативный
характер писем и телеграмм государственных органов до обращений граждан и
типовых заявок. Содержанием переписки могут быть запросы, уведомления,
соглашения, претензии, соглашения, напоминания, требования, разъяснения,
подтверждения, просьбы, рекомендации, гарантии и т.д.
При ведении переписки должны соблюдаться следующие требования:
. письма оформляются на специальных бланках — бланках для писем и
подписываются руководителем организации или его заместителями в рамках
предоставленной им компетенции;
. письма должны доставляться грамотно, аккуратно, без грубых помарок,
исправлений;
. независимо от содержания письмо должно излагаться спокойным, выдержанным,
официально-деловым языком, обладать достаточной аргументацией, точностью,
полнотой и ясностью характеристик, краткостью и последовательностью
изложения;
. содержать объективные сведения об излагаемых событиях и фактах, в
необходимых случаях иметь разъясняющие и дополняющие материалы.
Информационный обмен с помощью переписки следует использовать только
в том случае, когда затруднен или невозможен иной способ обмена мнениями
(телефонные переговоры, личная встреча и др.).
Назначение и состав отчетной документации
Отчетную документацию составляют документы, содержащие сведения о
результатах деятельности учреждения, организации, предприятия за
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|