на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы

многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и

разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от

ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно

говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и

неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых

традициях.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка

реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками,

веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором

сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех

присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка - повод для

очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями

отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его

потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго

сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция

- основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует

элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних

бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и

родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и

жестоким.

Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной

организации жизнедеятельности семьи как социально института, обеспечивает

рост взаимопонимания между ее членами особенно между родителями и детьми,

помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания. Несмотря на суету и

спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция

общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых

контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и

заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями,

обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи.

Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода

символом семейственности.

В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в

отечественных семьях, а в послереволюционный период, будучи признаны

официальной идеологией устаревшими, мещанскими, безыдейными, оказались

сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного

чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр

взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического

древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях,

камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие

другие. Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в

современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в

традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение

семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест,

памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения

досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев,

домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. С другой

стороны, нуждаются в обогащении содержания, а, следовательно, и в усилении

развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование

Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь

детей. Как показывают результаты исследований, эти традиции самые

распространенные в современной семье. Однако, к сожалению, основное

внимание в них уделяется порядку действования (приобретение елки, подарков,

угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и

т. п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация

деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей.

Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье

- елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект

красочности, необычности, целостности от восприятия украшенной елки.

Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день

рассматривают с ними игрушки, вызывают эмоциональное восхищение, любование.

С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки. Украшение

елки - это целый ритуал огромного комплексного воздействия на ум, чувства,

волю ребенка. Для него каждая елочная игрушка - старая знакомая, с которой

связано столько приятных воспоминаний, и тут самое время узнать ее историю.

Оказывается, что елочные игрушки, несмотря на их хрупкость, «живут» в семье

достаточно долго, а некоторые становятся ее реликвиями. Ребенку интересно

узнать, что маленький зеленый шарик, чуть-чуть потускневший от времени,

давным-давно принадлежал прапрапрабабушке Александре, а картонного слона

дедушка Саша купил на деньги, сэкономленные от школьных завтраков, когда

ходил в первый класс, а под елкой стоит Дед Мороз, внутри которого был

подарок, полученный папой на своем первом празднике Кремлевской елки. А

этот ярко-красный конус, что так бережно завернут в вату, - самая любимая

елочная игрушка бабушки Тани, но, когда папа был маленький, он уронил его,

а потом склеил трещинки специальным клеем. Ну как после таких интересных

семейных преданий не быть аккуратным, осторожным, чтобы не повредить

игрушки, которые, оказывается, дороги твоим близким, любимы тобой!

Итак, семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-

культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами,

которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно

из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину

детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить,

изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII

—начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии,

Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии

первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают

этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты

первобытности племен — редкостных сообществ, не затронутых современной

цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов

(примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные

изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни

которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка

(поговорки, пословицы, эпос и пр.)

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К

числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш.

Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П.Монро).

Представители эволюционно-биологической теории уподобляли воспитательную

деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей

высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у

детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории

утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного

приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П.

Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У

него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь

приспособление к среде".

Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности

между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и

человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые

отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида

деятельности.

ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОСОБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился

человек современного физического типа. К этому периоду (35 — 40 тыс. лет

назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности

человечества.

Смысл существования первобытного человека был предопределен его

миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное

сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали

подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как

анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на

уровне обыденного сознания как отражение практики воспитания, проявляясь в

традициях и народном творчестве.

Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало

физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению

первобытного человека. Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере

обогащения |общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-

|либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного

опыта. В таком виде воспитание возникло 2 — 3 млн. лет тому назад, в эпоху

выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к

сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было

жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности,

повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче

такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации.

Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого

вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу

за выживание.

Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида

деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной

эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи

опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло

из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного

труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало

определенной организации его усвоения.

Главным условием существования первобытных людей было изготовление и

использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий

опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере

усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое,

коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись

практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так

как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный

образ жизни. Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей

жизни первобытного человека и лишь отчасти — итогом специального

педагогического воздействия.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания

начался новый этап.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕМЬИ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

В 9 —8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой,

Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение

первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья.

Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в

сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей.

Воспитание представителей различных страт — вождей, жрецов, воинов,

остальных членов общины — приобретало заметные различия. В семьях элиты

увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное

воздействие на подрастающее поколение.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию

предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему

действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У

готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские

заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.