придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев
ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь
добрым, не бери чужого".
ПОЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ
Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными
дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни,
и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный,
неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть
палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные
растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия
взрослых на младших было механическое повторение.
Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к
воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности
менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки
организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в
руках специально назначенных для этого лиц.
В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания
был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших
мальчиков и девочек отдавали под присмотром женщин, которые обучали первым
навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в
которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители
следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.
Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к
охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению
домашнего хозяйства.
В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным.
Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода.
Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или
угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его
присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и
идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за
выживание.
В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление
социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические
наказания.
Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода
привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По
сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания
"общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам,
умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и
занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах
молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики
и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем
возрасте — раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для
девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью
переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения
появляются отдельные дома молодежи — для бедных и для состоятельных членов
общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка),
племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.
Все подростки обоего пола, достигшие 10— 15 лет, проходили инициацию —
процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и
сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка.
Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась
традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями.
Ей приписывалась таинственная сила.
Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний
и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д.,
программа для девочек — обучение ведению домашнего хозяйства. Запоминание
наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым
ощущением от удара, щипка, укола наставника.
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он
существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. — V в. н. э.) и
охватывал четыре материка — Европу, Африку, Азию, Америку. Древние
цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного
воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья,
Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире
Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ГЕНЕЗИСЕ ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЫ
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной
деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение
которых относится к 5 тысячелетию до н.э.
Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться
первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был
многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых
общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами
социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.
В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен,
воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную
от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях
Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.
Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких
литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя
Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1-
го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия
до н. э.) и др.
Так, в "Притчах" мы читаем: "Слушайте, дети, наставления отца и
внимайте, чтобы научиться разуму". Основная педагогическая идея "Притчей" —
призвание отца быть наставником, почитание родителей: "Мудрый сын радует
отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей".
Одновременно с укреплением, общественных государственных структур для
специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал
складываться и новый социальный институт — школа.
Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под
воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных,
этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически
существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее, им были присущи
сходные структуры, в том числе — воспитания и обучения. Такая общность —
объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную
эпоху — от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу.
Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели
принципиально общее в сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что
существовали изолированно друг от друга.
Убедительным аргументом в пользу такой типологичности служит история
древних цивилизаций Южной Америки, возникших в 3 — 2 тысячелетиях до н. э.
Не будучи связаны с остальным миром, они, тем не менее, выработали опыт
обучения и воспитания, сходный с опытом древних цивилизаций Древнего
Востока.
Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным
состоянием человека, т. е. утратило свой единообразный характер. Оно все
более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей,
постепенно превратившись в подготовку к будущей взрослой жизни. Это, с
одной стороны, усилило оппозицию детей миру взрослых, а с другой —
воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.
Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации,
характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения:
качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от
взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для
обучения подрастающего поколения.
В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и
пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи
информации приблизительно с 3 тысячелетия до н. э. начали частично
заменяться собственно письменностью — клинописной и иероглифической.
Возникновение и развитие письменности — важный фактор и спутник
генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии,
передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные
выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись),
письмо становится технически более сложным и требует специального обучения.
Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в
древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело
к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало
"производительные возможности" школы.
Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от
физического вызвало к жизни появление норой специальности — учителя.
Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике
эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических
ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов,
обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была
развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте,
социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.
Закономерно, что своим возникновением первые учебные за-|ведения обязаны
служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и
обучения. Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало
определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По
мере социального развития такие запросы менялись, а с ними — и сфера,
содержание, методы воспитания и обучения.
Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были
семья, церковь и государство. Поскольку семья была не в состоянии
обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме,
законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься
воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями
культов.
Обучение и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне
рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был
продолжительным и мучительным. Содержание образования выглядело крайне
скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках
определенного общественного положения.
К 1-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке развитие ремесел,
торговли, усложнение характера труда, рост городского населения
способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно
школьное обучение и воспитание. Помимо представителей аристократии и
служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и
торговцев. Однако абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось
семейным воспитанием и обучением.
Возникнув как определенный итог общественного развития, школа
приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора
прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта
поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без
значительных потерь из накопленного в прошлом, что было неизбежно до
появления письма и школы.
Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто
относительно цельное и одновременно как следствие, специфического развития
каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми
особенностями.
ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му
тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны
перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.
На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный
психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался
немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|