на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы

придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев

ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь

добрым, не бери чужого".

ПОЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными

дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни,

и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный,

неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть

палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные

растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия

взрослых на младших было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к

воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности

менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки

организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в

руках специально назначенных для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания

был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших

мальчиков и девочек отдавали под присмотром женщин, которые обучали первым

навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в

которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители

следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к

охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению

домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным.

Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода.

Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или

угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его

присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и

идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за

выживание.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление

социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические

наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода

привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По

сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания

"общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам,

умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и

занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах

молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики

и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем

возрасте — раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для

девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью

переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения

появляются отдельные дома молодежи — для бедных и для состоятельных членов

общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка),

племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10— 15 лет, проходили инициацию —

процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и

сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка.

Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась

традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями.

Ей приписывалась таинственная сила.

Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний

и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д.,

программа для девочек — обучение ведению домашнего хозяйства. Запоминание

наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым

ощущением от удара, щипка, укола наставника.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он

существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. — V в. н. э.) и

охватывал четыре материка — Европу, Африку, Азию, Америку. Древние

цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного

воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья,

Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире

Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ГЕНЕЗИСЕ ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЫ

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной

деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение

которых относится к 5 тысячелетию до н.э.

Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться

первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был

многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых

общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами

социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.

В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен,

воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную

от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях

Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.

Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких

литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя

Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1-

го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия

до н. э.) и др.

Так, в "Притчах" мы читаем: "Слушайте, дети, наставления отца и

внимайте, чтобы научиться разуму". Основная педагогическая идея "Притчей" —

призвание отца быть наставником, почитание родителей: "Мудрый сын радует

отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей".

Одновременно с укреплением, общественных государственных структур для

специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал

складываться и новый социальный институт — школа.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под

воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных,

этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически

существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее, им были присущи

сходные структуры, в том числе — воспитания и обучения. Такая общность —

объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную

эпоху — от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу.

Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели

принципиально общее в сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что

существовали изолированно друг от друга.

Убедительным аргументом в пользу такой типологичности служит история

древних цивилизаций Южной Америки, возникших в 3 — 2 тысячелетиях до н. э.

Не будучи связаны с остальным миром, они, тем не менее, выработали опыт

обучения и воспитания, сходный с опытом древних цивилизаций Древнего

Востока.

Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным

состоянием человека, т. е. утратило свой единообразный характер. Оно все

более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей,

постепенно превратившись в подготовку к будущей взрослой жизни. Это, с

одной стороны, усилило оппозицию детей миру взрослых, а с другой —

воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.

Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации,

характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения:

качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от

взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для

обучения подрастающего поколения.

В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и

пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи

информации приблизительно с 3 тысячелетия до н. э. начали частично

заменяться собственно письменностью — клинописной и иероглифической.

Возникновение и развитие письменности — важный фактор и спутник

генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии,

передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные

выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись),

письмо становится технически более сложным и требует специального обучения.

Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в

древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело

к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало

"производительные возможности" школы.

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от

физического вызвало к жизни появление норой специальности — учителя.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике

эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических

ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов,

обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была

развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте,

социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.

Закономерно, что своим возникновением первые учебные за-|ведения обязаны

служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и

обучения. Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало

определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По

мере социального развития такие запросы менялись, а с ними — и сфера,

содержание, методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были

семья, церковь и государство. Поскольку семья была не в состоянии

обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме,

законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься

воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями

культов.

Обучение и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне

рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был

продолжительным и мучительным. Содержание образования выглядело крайне

скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках

определенного общественного положения.

К 1-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке развитие ремесел,

торговли, усложнение характера труда, рост городского населения

способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно

школьное обучение и воспитание. Помимо представителей аристократии и

служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и

торговцев. Однако абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось

семейным воспитанием и обучением.

Возникнув как определенный итог общественного развития, школа

приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора

прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта

поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без

значительных потерь из накопленного в прошлом, что было неизбежно до

появления письма и школы.

Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто

относительно цельное и одновременно как следствие, специфического развития

каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми

особенностями.

ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му

тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны

перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный

психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался

немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.