развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на
основе формирования умений принимать альтернативные решения;
( культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При
этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при
выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
( культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать
эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как
естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая
культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:
( интерес к природе;
( знания о природе и ее охране;
( эстетические и нравственные чувства к природе;
( позитивная деятельность в природе;
( мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в
системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой,
оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте,
являются:
( семья;
( детские дошкольные учреждения;
( школа;
( внешкольные воспитательные учреждения;
( средства массовой информации;
( самовоспитание.
Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет
школа, организующая прогресс формирования экологической культуры,
включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу. Компонентами
процесса экологического воспитания являются:
|Цели, | |Содерж| |Методы, | |Услов| |Резуль| |Цель |
|принципы, | |ание | |формы, | |ия | |таты | | |
|задачи | | | |средства| | | | | | |
Основным компонентом любого процесса является целеполагание. А.Н.
Захлебный1 считает, что целью экологического образования и воспитания
являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений,
обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей
среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры
И.Т. Суравегина1 определяет цель экологического образования как
«формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится
на базе нового мышления.» Это предполагает соблюдение нравственных и
правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,
активную деятельность по изучению и охране своей местности. В основе
построения современных факультативных занятий с экологической
направленностью по мнению Л.П. Салеевой должны лежать следующие целевые
установки:
(формирование целостного представления о природном и социальном
окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
( развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган
чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при
анализе факторов и явлений окружающей действительности;
( обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
( воспитание эстетического и нравственного отношения к среде
жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с
общечеловеческими нормами морали.
В системе экологического воспитания Л.В. Моисеева2 выделяет ряд
основополагающих принципов:
1. Междисциплинарность:
( экологизации предметов, т.е. внедрение экологических идей в
содержание и методы обучения отдельных предметов;
( интегрированные экологические модули. Комплексные межпредметные
знания экологического содержания.
2. Единство познания, переживания и действия:
( целостные ориентации личности;
( мотивы деятельности;
( природоохранная деятельность.
3. Педагогическое целенаправленное общение школьников с окружающей
средой (природой).
4. Взаимосвязь глобального, национального и локального
(краеведческого) уровней экологических проблем.
5. Принцип альтернативности и прогностичности.
Исходя из цели и руководствуясь принципами, воспитатели ставят перед
собой задачи, основной из которых являются преодоление у учащихся
утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании
естественного отношения к ней в связи со сферами сознания: научной,
идеологической, художественной, нравственной, которые составляют основу
научного мировоззрения. И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер1
считают, что цель экологического образования достигается по мере решения
следующих задач в их единстве: обучения-формирования системы об
экологических проблемах современности и путях их решения; развития системы
интеллектуальных и практических умений по изучению, оценка состояния и
улучшению окружающей среды своей местности; воспитания-формирования
мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и
деятельности, здорового образа жизни; стремления к активной деятельности по
охране окружающей среды; интеллектуального (способности к анализу
экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как
универсальной ценности), нравственного(воли и настойчивости,
ответственности) развития личности. А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина1
считают, что формирование ответственного отношения к природной среде
связано с решением ряда образовательных и воспитательных задач. Последние
предполагают формирование потребности общения с живой природой, интереса к
познанию ее законов; формирование установок и мотивов деятельности,
направленных на осознание универсальной ценности природы; формирование
убеждений в необходимости сбережения природы, заботы о сохранении своего
здоровья и здоровья других людей как общественной ценности; потребности
участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических
идей.
Воспитательные задачи тесно связаны с образовательными, которые
включают формирование:
1. Системы научных знаний о единстве человека, общества и
природопользования как материальной основы научно-технического
прогресса.
2. Системы идеологических, нравственных и эстетических ценностных
экологических ориентаций.
3. Умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила
экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном
поведении.
4. Умений использовать знания о способах охраны природы и бережного к
ней отношения в трудовой, общественно полезной и пропагандистской
деятельности.
И.Д. Зверев2 считает, что основной задачей экологического образования
является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее
особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и
путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха.
Б.Т. Лихачев1 методы и формы экологического образования и воспитания
условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы
формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам
практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой
ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного
самосовершенствования.
А.Н. Захлебный2 считает, что при разработке экологической программы
особое значение приобретает изучение школьника как личности, факторов его
обучения и воспитания.
По существу, это предполагает построение модели экологического
образования. Развитие свойств личности, характеризующих ее отношение к
общественным явлениям, имеет аналоги и в формировании свойств, которые
определяют отношение человека к природе, что показано в схеме 1.
(Приложение 11) В данной схеме А.Н. Захлебный представляет примерную модель
формирования ответственного отношения к природной среде.
Модель состоит из четырех блоков. И первом — названы важнейшие
факторы, которые определяют формирование свойств личности, ее
мировоззренческие взгляды, убеждения, поступки. Исследованиями психологов
установлено, что любому действию человека должно предшествовать образование
двух психологических феноменов — готовности и способности действовать.
Очевидно, ответственное отношение к природной среде обусловлено
образованием таких свойств личности, как готовность и способность к
практическим действиям по ее бережному использованию, Защите и улучшению.
Готовность действовать определяет психологическую установку человека к
совершению того или иного поступка и, как свойство личности, развивается
под влиянием ряда факторов, в частности, потребностей и ценностных
ориентаций по отношению к объектам окружающей природной и социальной среды.
Потребности в ценностные ориентации выступают мотивационной основой,
формирующей цели деятельности человека, его поступки.
Понятие «ответственность» предполагает необходимость за что-то
отвечать. Это делает необходимым в воспитательном процессе последовательно
развивать аксиологические знания о тех объектах и процессах в окружающей
природной среде, которые требуют ответственного отношения . По существу,
все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных
отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве
предметных ценностей или объектов ценностного отношения. Для решения задач
экологического образования особое значение приобретают ценности:
экологическое качество окружающей человека среды (естественной,
преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них;
эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры. Все
эти объекты окружающей Среды являются ценностями, удовлетворяющие
разнообразные потребности человека (и общества): практические,
познавательные, эстетические, нравственные.
Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности,
является его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Идеал
выступает как образ цели поведения или деятельности человека. Идеал
отношения к природе — это поведение, при котором гармонически сочетаются
общественные и личные интересы. Гуманизм — характерная черта идеала
поведения в природной среде. Он определяет уважение к человеку, к
общественным потребностям. Из идеала выводятся требования общества к
личности, на их основе вырабатываются критерии оценки ее поступков.
Развитие у школьников оценочных суждений выступает важным фактором в
воспитании готовности и способности действовать по зашите природной среды.
Оценка — это отражение явлений действительности с точки зрения духовного
мира, интересов, потребностей, целей личности. Моральная ответственность —
сложная характеристика личности. В основе ее лежат нравственные убеждения,
которые психологи рассматривают как моральные принципы, ставшие мотивами
поведения человека. В нравственном убеждении принято различать:
познавательный компонент — знание о моральной норме; отношение к этому
знанию — уверенность в его правильности и необходимости реализовать его в
своих действиях; потребность и готовность поступать в соответствии с этими
знаниями. Для совершения ответственного поступка необходима
сформированность и такого свойства личности, как способность действовать.
Это свойство включает не только знание о том, как действовать, но и волю,
настойчивость, активность в достижении цели. Эти качества проявляются в
конкретных ситуациях и разных сочетаниях.
Автор обращает внимание на то, что во втором блоке рассматриваемой
модели показано проявление свойств личности ученика в конкретных видах
деятельности и поведения. Об ответственном отношении свидетельствует:
— культура индивидуального поведения в природном окружении;
— активное участие в общественно полезном труде по защите, уходу и
улучшению окружающей Среды, в пропаганде идей охраны природы.
В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через
которые педагог воздействует на личность ученика, его чувства и интеллект.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|