на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

тропинки. Прокладка тропинки связана с изучением окружающей школу природы:

поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор

информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием

общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности.

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и

методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в

наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным

экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей,

выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности,

овладевает приемами общения со сверстниками.

Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов

животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника

рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает

необходимость его сохранения.

Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно

дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших

школьников.

Для выявления уровня экологической культуры младших школьников в

Перехвальской средней школы Данковского района Липецкой области во 2

классе, нами был проведен констатирующий эксперимент.

Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования

использовался в сочетании с методом интервью.

Анкета

1. Что такое природа?

2. Что природа дает человеку?

3. Назовите охраняемые растения нашей местности.

4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?

5. Какие насекомые появляются весной первыми?

6. Что такое «фотоохота»?

7. Назовите лекарственные растения.

8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

9. Как человек разрушает природу?

10. Что могут сделать дети для охраны природы?

Данные полученные в ходе анкетирования, представляют в графиках и

диаграммах.(Приложение № 4-10)

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое природа?» Как видно из

графика (приложение № 1), большинство учащихся не имеют полного

представления, о том что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся

называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы

( воздух и вода.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что природа дает человеку?».

Приведенные данные (приложение № 2) свидетельствуют, что большинство

учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют птицу,

лекарства, одежду, мебель. Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.

Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос «Назовите

охраняемые растения нашей местности». Данные диаграммы (приложение № 3)

свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых

растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить

значительное количество неверных (например: одуванчик, подорожник и

другие).60 % учащихся не смогли ответить на поставленный вопрос.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Какие животные занесены в Красную

книгу нашей страны?». Как видно из графика (приложение № 4), большинство

учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были

названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время

многие учащиеся не дали полных и точных ответов.

Ответы учащихся на вопрос «Какие насекомые появляются весной

первыми?». Как показывают результаты анкетирования (приложение № 5),

учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные

фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое

«фотоохота?».Приведенные данные (приложение № 6) говорят о том, что

большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид

охоты ( фотоохота.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как вы оцениваете состояние

окружающей среды в вашей местности?». Как видно из графика (приложение №

8), большинство учащихся оценивают состояние природы как

удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его

неудовлетворительным. Это связано с ухудшением экологической обстановки и с

большой информированностью школьников об экологических проблемах.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как человек разрушает природу?»

Приведенные данные (приложение № 9) свидетельствуют, что учащиеся

недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.

Ответы учащихся на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны

природы?» Как видно из графика (приложение № 10), не все учащиеся знают,

что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают

ограждение муравейников, посадка деревьев, что связано с положением школы в

лесу.

Анализ полученных данных убедило нас в том, что уровень экологической

культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как

экологические знания очень низок. В связи с этим нами было сделано

предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по

формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность

формирования у школьников бережного отношения к природе.

2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе

Данковского района Липецкой области.

Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического

образования, мы разработали и предлагаем программу экологического

воспитания младших школьников в рамках кружка «Юный эколог». Программа

составлена из расчета один раз в неделю.

При построении авторской программы кружковой работы мы сочли

целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

( познавательном;

( познавательно-развлекательном;

( практическом;

( исследовательском.

Программа кружка «Юный эколог»

|срок|познавательные |познавательно-р|практические |Исследовательск|

| |мероприятия |азвлекательные |мероприятия |ие мероприятия |

| | |мероприятия | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|сент|Утренник «Мир |Театрализованно|Работа над |Путешествие по |

|ябрь|вокруг нас» |е представление|проектом «Мое |экологической |

| | |на |дерево». |тропинке (I |

| | |экологическую |Выставка |часть). |

| | |тему: «Новые |детских | |

| | |приключения |рисунков на | |

| | |Маши и Вити». |экологическую | |

| | | |тему: «Давайте | |

| | | |сохраним | |

| | | |планету». | |

|октя|Беседа |Праздник |Операция |Экскурсия |

|брь |«Перелетные |«Золотая |«Большие дела |«Удивительное |

| |птицы. Их |волшебница |маленьких рук» |рядом». |

| |охрана». |осень». Конкурс|(Сбор корма для|Фенологические |

| | |на лучший |птиц). |наблюдения |

| | |осенний букет. | |«Осенние |

| | | | |явления». |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|нояб|Путешествие за |Утренник «В |Операция «Малые|Опыт |

|рь |капелькой воды.|гостях у |реки» (рейд в |«Волшебница |

| |Проблема чистой|жителей |пойму реки |вода». |

| |воды и здоровье|подводного |Дон). | |

| |человека. |царства». | | |

|дека|Спектакль |Утренник |Подготовка |Опыты «Почему |

|брь |«Зачем зимой |«Здравствуй, |материалов для |идет снег?» |

| |снег». |гостья ( зима».|экологической |«Почему снег |

| | | |тропинки. |бывает разным?»|

| | | |Конкурс | |

| | | |рисунков | |

| | | |«Снежные | |

| | | |узоры». | |

|янва|Беседа |Викторина «Что |Путешествие на |Опыт «Защитные |

|рь |«Лиственные и |растет в моем |родину |свойства снега»|

| |хвойные |краю». Работа |комнатных |(роль снега на |

| |растения |над проектом |растений. Уход |растения |

| |зимой». |«Мое дерево». |за комнатными |зимой). |

| | | |растениями. | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|февр|Беседа |Устный журнал |Операция |Экскурсия |

|аль |«Охраняемые |«Зимующие |«Синица» ( |«Следы. |

| |животные |птицы. Кто как |изготовление и |Фенологические |

| |Липецкой |проводит зиму».|развешивание |наблюдения.» |

| |области». | |кормушек, | |

| | | |подкормка птиц.| |

|март|Дидактическая |Праздник весны.|Очистка аллеи |Опыт со |

| |игра |Конкурс «Птичий|от сушняка. |срезанными |

| |«Первоцветы. |КВН». |Операция |ветками. |

| |Узнай растение | |«Скворец» ( | |

| |по листу». | |изготовление | |

| |Беседа «Встреча| |птичьих | |

| |пернатых | |гнездовий | |

| |друзей». | | | |

|апре|Беседа «Что мы |Экологическая |Операция |Экскурсия на |

|ль |знаем о |игра «Пестрый |«Муравей». |луг. |

| |насекомых и их |мир насекомых».| |Фенологические |

| |охране.» Чтение| | |наблюдения. |

| |и обсуждение | | | |

| |книг и статей в| | | |

| |журналах о | | | |

| |природе и ее | | | |

| |охране. | | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|май |Турнир-викторин|Игра-путешестви|Работа по |Путешествие по |

| |а «Охраняемые |е «По лесным |проекту «Мое |экологической |

| |растения |тропинкам». |дерево». |тропинке (II |

| |Липецкой | |Озеленение |часть). |

| |области». | |школьного |Лекарственные |

| | | |двора. |растения. |

Познавательное направление работы кружка включало цикл познавательных

мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы,

путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому

расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью

знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой

природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой

занимательной форме: это ( тетрализованные представления на экологическую

тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-

путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов

родного края, связанное с практическими делами (практическое направление

работы кружка «Юный эколог») ( посадкой деревьев и кустарников, охраной

уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников,

подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших

школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках

следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.