работу с учащимися.
1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших
школьников.
Экологическое образование обладает такими особенностями, как
актуализация идеи К. Маркса о неразрывной связи физической и духовной жизни
человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе
глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы:
сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических
достоинств окружающей Среды, рациональное использование природных ресурсов.
Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение
которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной
работы.
Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность,
которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и
самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы
необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами,
которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной
работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и
интересов.
Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию
экологической культуры младших школьников является ведущим.
Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной
работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения
разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения
людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам
извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать
решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом
обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия
экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со
сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить
тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими
растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям;
как вести себя в природе, если встретится дикое животное.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к
самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той
скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более
продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться
к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию
связей человека с природой в течении длительного срока с фиксацией на
фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает
исследования природной Среды и ее охраны привлекательными и интересными.
Формирование экологической культуры младших школьников возможно
только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной
деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам
овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть
экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по
охране природы.
Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах
внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные
занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов
растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных
в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В
индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят
школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их
состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом
улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса
от сушняка, подкормить птиц зимой.
Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников
к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В
них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению
взаимосвязей человека с живой природой.
В формировании экологической культуры младших школьников огромную
роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые
игры на экологические темы.
Выводы по I главе:
1. Проблемы экологического воспитания младших школьников является
актуальной и достаточно в научной и методической литературе.
2. Кружковая работа по формированию экономической культуры младших
школьников не находит широкого применения в практике работы школы.
3. Уровень экологической культуры младших школьников недостаточно высокий.
Глава II. Опыт организации кружковой
работы с младшими школьниками.
2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших
школьников.
Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов
наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического
кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
( научно-познавательного;
( ценностного;
( нормативного;
( практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших
школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о
научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим
свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно
познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс
знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле
формирования отношения детей к своему дому ( природно-социальному
окружению.
Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную
значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в
практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности
с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к
окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость,
милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования ( это
правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в
природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали
( показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между
людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих
людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой,
закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе
необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста,
слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время
претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста ( не только
объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому
при разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что младший
школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях
с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих
действий в конкретной ситуации.
Практически ( деятельностный аспект содержания играет не менее важную
роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая
деятельность ( конечный результат формирующихся отношений, критерий
развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и
закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший
школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в
деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объем и
содержание практического участия детей в защите и благоустройстве
окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка
школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в
живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных
сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много
других важных дел. Следует учитывать, что организация практической
деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо
научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно
подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения,
соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.
В содержании экологического образования в начальной школе должны
найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие
возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый
интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых
организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно
детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как
они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям
обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние
оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное
воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и
животных.
Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах
обитания живых организмов: о их домах ( природных сообществах, в которых
протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью
человека.
В содержании экологического образования многоаспектно должны быть
представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.
Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния
окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать
эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей
среды ( значит заботиться о здоровье человека, его нормальной
жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность
познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой
населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании
природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и
на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений
человека с природным и социальным окружением.
Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают
достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не
могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении
окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в
занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при
знакомстве с дорогами и транспортом в селе есть возможность показать, что
дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт
отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ
можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов (
влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.
Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в
которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их
красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека.
Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть
прослежены несколько содержательных линий:
( человек ( природное существо и член общества;
( многообразие природного и социо-культурного окружения человека;
( экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
( труд и поведение человека в окружающей среде.
Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает
деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в
окрестностях школы или села. Так, органической составной частью кружковой
работы по теме «Экология села» может стать прокладка экологической
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|