и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.
11. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для
учащихся – М.: Просвещение, 1985. – 192с.
12. Гробова Т. Амариллис // Юный натуралист. – 1991. - №10. –С.35-37.
13. Данилов В.И. Галичья гора – Воронеж, 1975. – 19с.
14. Дерим-Олгу Е.Н. Кукушка // Юный натуралист. – 1991. - №6. – С.28-31.
15. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на
водоем // Начальная школа. – 1994. - №4. – С.34-38.
16. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в
смешанный лес // Начальная школа. – 1992. - №3 – С.36-40.
17. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании
школьников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.
18. Желтов Н.М. Край родной навек любимый – Тамбов, 1981. – 26с.
19. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе –
М.: Педагогика, 1983. – 232с.
20. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и
принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9. – С.16-22.
21. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981.
– 184с.
22. Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном
природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном
природоохранительном просвещении – М., 1976. С.20-28.
23. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном
курсе биологии – М.: Просвещение, 1977. – 206с.
24. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и
экологическое образование // Советская педагогика. – 1985. - №12. – С.10-
12.
25. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991.
- №1. – С.9-11.
26. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. –
М., 1980. – 24с.
27. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе //
Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10.
28. Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. –
1990. №10. – С. 27-30.
29. Камышев Н.С., Хмелев К.Ф. Растительный покров Липецкой области –
Воронеж, 1972. – 49с.
30. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.
31. Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. –
С.1-4.
32. Медведев В.А. Знаете ли вы свой край? – Воронеж, 1982. – 54с.
33. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и
сформированности экологических отношений у школьников / Министерство
образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». –
Екатеринбург, 1993. – 148с.
34. Непомнящий Н. Кошачья леди // Начальная школа. – 1991. -№10.–С.1-6.
35. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной
И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.
36. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе //
Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.
37. Пыльнева Т.Г. Экология и география Липецкого края. – Липецк, 1992. –
С.87-96.
38. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.:
Топикал, 1994. – С.132-184.
39. Рахилин В.К. Лесные богатства СССР – М.: Просвещение, 1981. – 29с.
40. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. –
1997. - №4. – С.48-52.
41. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.40-
42.
42. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших
школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые
игры по охране природы в средней школе – М., 1977. – С.14-39.
43. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к
природе. – М., 1978. – 49с.
44. Семенов Д. Скромное обоняние колючек // Начальная школа. – 1992. - №2-
3. – С.36-41.
45. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и
образных представлений // Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19.
46. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Лесная
промышленность, 1987. – 48с.
47. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с.
48. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования
//Советская педагогика. – 1988. - №9. – С.31-34.
49. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. –
М.: Новая школа, 1994. – 126с.
50. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в
школе // Советская педагогика. – 1990. - №12. – С.12-14.
51. Филатова Л.М. По страницам Красной книги // Начальная школа. – 1991. -
№11. – С.49-52.
52. Харитонов Н. Ловя дуновения // Юный натуралист. – 1991. - №4. – С.26-
28.
53. Хохрякова О. Яд для неприятеля // Юный натуралист. – 1991. - №8 – С.40-
43.
54. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего
образования // Советская педагогика. – 1981. - №7. – С. 83-85.
Приложение.
Диаграмма 1
[pic]
Диаграмма 2
[pic]
Диаграмма 3
[pic]
Диаграмма 4
[pic]
Диаграмма 5
[pic]
Диаграмма 6
[pic]
Диаграмма 7
[pic]
Диаграмма 8
[pic]
Диаграмма 9
[pic]
Диаграмма 10
[pic]
Схема 1. Основные факторы, определяющие формирование у школьников
ответственного отношения к окружающей природной среде (По Захлебному А.Н.).
|Потреб| |Идеал | |Активная| | | | | |
|ности,| |отношен| |жизненна| | | | | |
|ценнос| |ия и | |я | | | | | |
|ти | |поведен| |позиция | | | | | |
| | |ия | | | | | | | |
| | | | | | |Культура | |Культура | |
| | | | | | |поведения | |профессиональн| |
| | | | | | | | |ого труда | |
|Содержание | | | | | | | | | |
|Методы | |Знания |Готовность действовать | | | |
|Педагогически| |Оценочно-э| | |Ответственное | |Реализация в |
|е средства | |моциональн| | |отношение | |деятельности |
| | |ая реакция| | | | |и в поведении|
|Наглядные | |Деятельность |Способность действовать| | |
|средства | |учащихся | | | |
|Формы | | | | | | | | | |
|организации | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |Участие в ОПТ | |
| | | | | | | | |по защите, | |
| | | | | | | | |уходу, | |
| | | | | | | | |улучшению | |
| | | | | | | | |природной | |
| | | | | | | | |среды, | |
| | | | | | | | |пропаганде | |
| | | | | | | | |идей охраны | |
| | | | | | | | |природы. | |
|Прогноз| |Приня| |Выбор | | | | | |
|ировани| |тие | |способа | | | | | |
|е | |решен| |действия| | | | | |
|вариант| |ий | | | | | | | |
|ов | | | | | | | | | |
|последс| | | | | | | | | |
|твий | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Утренник «Мир вокруг нас»
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным,
водным океанами, с зеленой страничкой жизни – живой природой, с влиянием
человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты
чистой и здоровой.
Оборудование: газета «Мир вокруг нас», маски грустного и улыбающегося
человека, написанное на бумаге слово атмосфера, схема загрязнения воздуха,
правила поведения в природе (плакаты), картинки растений и животных,
занесенных в Красную книгу нашей страны.
Литература: 1. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к
природе – М.: Педагогика, 1983. – 144 с. 2. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас
//Начальная школа. – 1993. -№9. – С.40-42. 3. Афанасьева Е. Экология не
знает границ //Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-31.
Ход занятия.
Учитель: - Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску.
То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется
«Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее
страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что
здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь
изображено?
- Грустный человек.
- А почему он грустный? (Ответы детей)
- У нас оказались разные мнения.
Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится
вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный.
Роли корреспондентов заранее распределяются между учащимися.
Первый корреспондент:
- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы
должны догадаться, о чем пойдет речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
- Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который
называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доску заранее
написанное на листе бумаги слово)
- Кто знает стихи или загадки о небе, воздухе?
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда
он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень
маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни,
например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов
может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и
микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было
меньше? (Ответы детей)
Рассмотрите схему.
- От чего загрязняется воздух?
- Что надо сделать для охраны воздуха от загрязнения?
- Если бы ты был мэром города, села, какие меры по охране воздуха от
загрязнения ты предпринял бы в первую очередь? (Ответы детей)
Первый корреспондент.
- Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание комнат,
классов, удаление пыли влажной тряпкой – мы убрали микробы с голубого
поля. (Ученик убирает аппликации микробов). Еще хорошо очищают и освежают
воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в
воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших
городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Учитель.
- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить
микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|