на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Феномен програмированного обучения

предвидимым следствиям. Этот вид поведения Скиннер считает основным и на

его исследовании концентрирует свое основное внимание.

Таким образом, в целом можно считать, что инструментальное учение, по

Скиннеру, формирует у учащихся интерес к учению, активизирует их,

обеспечивает каждому возможность работы в оптимальном для него темпе, в

результате чего устраняется атмосфера страха и принуждения, пассивности и

скуки, шаблона и отсутствия стимулов к усилиям, словом, радикально

изменяется существовавшая система педагогических воздействий на учащихся.

Полезным средством достижения упомянутых перемен может при этом

оказаться, по мнению Скиннера, программированное обучение по линейной

системе, так как его принципы вытекают из положений охарактеризованной выше

концепции инструментального учения. К числу важнейших среди них относятся:

1. Принцип малых шагов. Согласно этому принципу, учебный материал

следует делить на возможно малые части (шаги, микроинформации), потому что

ученикам ими легче овладеть, чем большими.

2. Принцип немедленного подтверждения ответа. По замыслу этого

принципа сразу же после ответа на содержащийся в программированном тексте

(программе) вопрос или после заполнения имеющегося в рамке пробела

(пробелов) ученик должен проверить, правильно ли он ответил. Для этого он

должен сравнить собственный ответ с правильным, помещенным в программе чаще

всего с правой стороны рамки. Нужно подчеркнуть, что только в случае

полного совпадения ответов учащийся может перейти к изучению очередной

рамки программы.

3. Принцип индивидуализации темпа учения. Этот принцип требует, чтобы

учащиеся, проходя поочередно через все рамки программы, работали в

оптимальном для себя темпе, потому что только тогда они смогут достичь

соответствующих результатов в учении.

4. Принцип постепенного роста трудности. Следствием его соблюдения

является то, что значительное в первых рамках число так называемых

наводящих указаний, которые облегчают учащимся заполнение пробелов в

тексте, постепенно уменьшается, в результате чего увеличивается степень

трудности программы.

5. Принцип дифференцированного закрепления знаний. Применительно к

этому принципу каждое обобщение, присутствующее в тексте программы,

необходимо повторить несколько раз в различных содержательных контекстах и

проиллюстрировать с помощью достаточного количества тщательно подобранных

примеров.

6. Принцип единообразного хода инструментального учения. Этот принцип

определяет процесс учения по программам с линейной структурой следующим

образом:

« ученик подвергается воздействию упорядоченной цепи (совокупности)

раздражителей (микроинформации),

• на которые реагирует специфическим образом, т. е. конструирует

ответы, причем:

« его реакции сразу же позитивно или негативно оцениваются путем

сравнения собственных ответов с содержащимися в программе,

• в результате, допуская мало ошибок и закрепляя верные реакции,

• он приобретает знания «малыми шагами». Графическую структуру

линейной программы представляет схема на рис. 1.

Рис. 1. Схема линейной программы.

Кружочки в отдельных эллипсах, символизирующих рамки программы,

означают элементы содержания, которыми учащиеся должны овладеть. Особо

важные элементы выступают дважды в пересекающихся между собою эллипсах.

Стрелка указывает путь, по которому должны пройти все учащиеся,

пользующиеся программой. Этот путь проходит по прямой линии, отсюда и

происхождение названия программы: прямолинейная, или линейная.

• ЗБ • Закрепляющий блок

|Программа линейная (...) |скиннеровская |

|1. Согласно Скиннеру, автору линейной программы, | |

|процесс учения протекает правильно и приводит к | |

|хорошим результатам тогда, когда учащийся | |

|постепенно усваивает материал малыми шагами и не | |

|допускает при этом ошибок | |

|2. Требование предупреждения ошибок образует |линейной |

|основу ... программы | |

|3. Чтобы предупредить возникновение ошибок в |Скиннеру |

|процессе учения, материал программы должен быть |малые |

|поделен, согласно ..., на возможно (малые, | |

|большие) шаги (порции, дозы) | |

|4. Переходить к следующему шагу программы можно |предыдущего |

|только тогда, когда ученик хорошо овладеет | |

|содержанием ... шага | |

|5. Чтобы проверить, овладел ли учащийся |рамки |

|содержанием данного шага, следует сравнить данный| |

|им ответ с правильным ответом, помещенным с | |

|правой стороны данной ... программы | |

|6, Только в случае (какого?) ... ответа, т. е. |правильного (или |

|заполнения пробела или пробелов соответствующим |синоним) |

|словом (словами), ученик может перейти к ... |следующей |

|рамке программы | |

|7. В линейной программе содержание всех рамок |одинаковым |

|является (одинаковым, разным) для всех учащихся, |темпа |

|изучающих данный программированный текст, в связи| |

|с чем индивидуализация состоит только в выборе | |

|оптимального .,, учения | |

|8, Фактором, активизирующим действия учащегося во|пробелов |

|время работы с линейной программой, оказывается | |

|построение ответа, т. е. заполнение имеющихся в | |

|тексте ... | |

|9, Линейная программа была создана раньше ... и |разветвленной |

|смешанной программ | |

10. Ход процесса изучения содержания по скиннеровской программе должен

быть следующим:

• учащийся подвергается воздействию упорядоченной последовательности

раздражителей,

• на эти стимулы он реагирует, давая ответы, т. е. вписывая

отсутствующие в рамках слова, причем

• его реакция сразу же позитивно или негативно оценивается посредством

сравнения данного им ответа с правильным ответом, находящимся в тексте,

• в итоге учащийся, делая мало ошибок и закрепляя правильные реакции,

• приобретает знания «малыми шагами»

|11. Ход процесса учения по линейно |сконструированного |

|запрограммированному тексту является, согласно |хорошим (или синоним) |

|Скиннеру, следующим: стимул — реакция в виде |отрицательной |

|(какого?) ... ответа — усиление позитивной | |

|реакции, когда ответ является ..., и... — когда | |

|плохим | |

|12. Основу такого учения образует так называемая | |

|инструментальная обусловленность. (Более широкое | |

|объяснение содержания и области приложения этого | |

|понятия см. в учебнике психологии.) | |

|Конец линейной программы | |

| | |

При линейном принципе программирования ученик, работая над учебным

материалом, последовательно переходит от одного шага программы к

следующему. При этом все ученики идут одним путем, прорабатывая все шаги

программы подряд.

Покажем еще один пример фрагмента из пособия, построенного по

линейному признаку:

|При перемножении степеней с одинаковыми основаниями | |

|показатели степеней складываются. | |

|Например: | |

| | |

| | |

|2. Реши следующие примеры: | |

|3. При делении степеней с одинаковыми основаниями | |

|показатель делителя вычитается из показателя делимого. | |

|Например: | |

| | |

|Реши: | |

Разветвленная программа

Не все принципы программирования, предложенные Скиннером, пользуются

повсеместным признанием среди научных работников, специализирующихся в

области программированного обучения.

Критике был подвергнут, прежде всего, принцип «безошибочного прочтения

текста». Сидней JL Пресси из Огайо, а также Норман А. Кроудер из Чикаго,

например, считают, что не следует исключать возможность ошибок, допускаемых

учащимися в процессе учения, ибо эти ошибки можно использовать для

рационализации этого процесса, придав им статус контроля его качества и

превратив их в средство, позволяющее обнаружить те вопросы, которые

учащийся не понял или которыми он еще не овладел.

Возражения и критические замечания выдвигаются и в отношении

скиннеровского требования атомизации учебного материала, его деления на

«микроинформации». Ученик, которого обрекают на продвижение к цели

исключительно мелкими шажками и вследствие этого лишают возможности

достигнуть цели скачком, быстро утомляется и впадает в скуку, что

неблагоприятно сказывается на результатах учения. Принцип малых шагов, по

мнению критиков, имеет еще ту плохую сторону, что он не позволяет

индивидуализировать содержание обучения, приспосабливая к возможности

отдельных учащихся лишь темп этого процесса.

Острой критике был подвергнут, наконец, постулат скиннеровского

линейного программирования о конструировании ответа учащимися. Авторы этих

критических замечаний, и прежде всего Н. А. Кроудер, считают, что по

сравнению с заполнением имеющихся в тексте пробелов более эффективно

распознание ответа, его выбор. Учащийся, выбравший правильный ответ среди

нескольких неверных или неполных, затрачивает, по мнению Кроудера, больше

интеллектуальных усилий и более самостоятелен в своей работе, чем тот, кто

«учится через письмо», лишь подбирая ответы, «подсказанные» ему автором

программы.

Эти и подобные критические замечания, высказанные в отношении

концепции Скиннера, привели к возникновению так называемого разветвленного

программирования. Этот вид программирования — по крайней мере по замыслу

его автора Н. А. Кроудера — должен был освободиться от недостатков,

приписываемых линейному программированию Скиннера.

Разветвленное программирование непосредственно выводится из тестов

знаний, а точнее — из тех вариантов таких тестов, которые опираются на

тесты выбора. Ему присуще много черт, общих с сократическим методом

наведения учащихся на правильные ответы после предварительного исключения

ложных или неполных. Основу разветвленного программирования образуют

следующие теоретические положения:

• Учебный материал следует делить на части (порции, шаги), размеры

которых соответствуют объему минимальных подтем традиционных текстов, ибо

ученик должен иметь возможность осознать цель, которой он должен достигнуть

в ходе учения, а это может обеспечить только обширный текст, не разбитый на

искусственно отделенные друг от друга «клочки информации».

• После каждой дозы информации должен следовать вопрос, ставящий

учащегося перед необходимостью самостоятельного выбора правильного ответа

среди нескольких ошибочных или неполных. При этом вопросы, о которых идет

речь, должны обеспечить реализацию следующих дидактических функций:

— служить проверке того, насколько хорошо учащийся понял и овладел

материалом, помещенным в данной рамке программы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.