на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование личности в подростковом возрасте

склонностями и с характером.

. Целеустремленность – направленность характера; объединяет

понятие цели и понятие стремления.

. Стремление – потребность в таких условиях существования и

развития, которые непосредственно не представлены в данной

ситуации, но могут быть созданы как результат специально

организованной деятельности личности.

Следовательно, когда мы говорим о какой-то черте личности (качестве,

свойстве), то обычно нельзя сказать, положительна или отрицательна она сама

по себе. Чтобы правильно оценить ту или иную черту личности, надо

рассматривать её лишь в сочетании, в связи с другими чертами данной

личности.

2. Хотя черты (качества и свойства) личности в процессе

жизнедеятельности человека все время как-то меняются, трансформируются,

однако они в совокупности образуют целостную структуру личности, обладающую

относительным постоянством по крайней мере на некотором отрезке жизни.

Только поэтому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта

устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной

ситуации, при тех или иных обстоятельствах.

Поэтому-то учителю имеет смысл глубоко изучать личность каждого своего

ученика, ибо такое изучение даст возможность предвидеть, как поступит тот

или иной ученик в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные

причины тех или иных особенностей этого ученика и что можно ожидать от него

в будущем.

Учитель в результате такого изучения личности учащихся сможет вполне

обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести

воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого

школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять и

развивать, а какие изменять.

3. Личность всегда активна. Активность личности проявляется в

разнообразной и многогранной деятельности. Личность стремится к

деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни

существовать. Поэтому главнейшая задача воспитателя – направить активность

каждого школьника в нужном направлении, на познание окружающего мира, на

общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.

4. Личность может жить, существовать лишь в общении с другими

личностями. Вне общения, в изоляции от общества, личность не может

развиваться, не может существовать. Только в общении с взрослыми, со своими

сверстниками формируется личность ребенка.

Глава II. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.

2.1. Подростковый возраст и его специфика.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от

детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа:

подростковый возраст и юность ( ранняя и поздняя). Однако хронологические

границы этих возрастов часто определяется совершенно по разному. Процесс

акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста.

Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая

литература определяет разные границы подросткового возраста:10-14 лет, 14

-18 лет,12-20 лет1. Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что

возрастная терминология, касающаяся подростков также не была однозначной.

В толковом словаре В.И. Даля подросток определяется как «дитя на

подросте» - 14 -15 лет.

В академическом четырехтомном словаре русского языка

1983г.разъясняется, что подросток- это «мальчик или девочка в переходном от

детства к юношеству в возрасте от 12 до 16 лет.»

На современном этапе границы подросткового возраста примерно с

обучением детей в средних классах от 11 – 12 лет до 15 – 16 лет. Но надо

отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный

возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее

существенным в подростковом возрасте является половое созревание.

Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало

постепенного увеличения секреции гормонов начинается в семь лет, но

интенсивный подъем секреции происходит в подростковом возрасте. Это

сопровождается внезапными увеличениями роста, возмужанием организма,

развитием вторичных половых признаков. Такие педагоги психологи, как

Фридман Л. М., БожовичЛ. И. говорят о проблемности подростков.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в

воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым

созреванием, как причиной различных психологических и психических

отношений.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у

подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость,

сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста

отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость,

неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое

отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Мадорский Л. Р. считает, что центральным психологическим

новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у

подростка своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания

отношения к самому себе как к взрослому1. Физическое возмужание дает

подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его в школе и семье не

меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав,

самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и

подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту

подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации,

реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения,

посредством которого подросток старается высвободится из-под опеки

взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободится связана с

борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция

может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил

поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего

поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание

путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют

подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы,

уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками.

«Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к

группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки

социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине,

умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус»1, пишет Кон И. С.

В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка

подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не

общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения.

Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма

характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности

подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы,

индивидуальные способности подростков.

Они делятся на следующие виды:

. Интеллектуально - эстетические увлечения (музыка, рисование,

радиотехника, электроника, история).

. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок,

открыток).

. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет

к увлечению экстравагантной одеждой).

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и

переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и

взрослыми.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развитие достигают все

без исключения познавательные процессы.

Становится возможным научение подростка самым различным видам

практической и умственной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с

ребенком младшего школьного возраста, - более высокий уровень самосознания

- составляет главный итог переходного возраста.

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как открывает для себя

свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него

возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность

сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке.

Представления, на основании которых у подростков формируется критерии

самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания.

Основной формой самопознания подростков является сравнение себя с другими

людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка

формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со

сверстниками. Ориентация на сверстника, связана с потребностью быть

принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга,

кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, приятнее,

доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие

самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным

коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для

подростка больше, чем мнение учителей и родителей, и он обычно очень чутко

реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт

коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности,

предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования

личности подростка.

В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования

организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других

полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том

числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах,

распределять между собой обязанности. Подобные личностные качества могут

развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен

подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение,

труд, игра.

Особенности личности подростков:

1. Таким образом, центральное новообразование подростничества –

чувство взрослости.

2. Развитие самосознания.

3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование

самоанализа.

4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания,

интерес к противоположному полу.

5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений,

неуравновешенность.

6. Заметное развитие волевых качеств.

7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный

смысл.

Различают такие направленности личности:

. гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и

обществу положительны;

. эгоистическая направленность он сам является более значимым, чем

общество;

. депрессивная направленность- он сам никакой ценности не

представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать

условно положительным;

. суицидальная направленность ни общество, ни личность для самой

себя не представляет никакой ценности.

Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний

вариант нормы.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое особенности

традиционных нарушений поведения, острых аффективных реакций и неврозов.

Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических

рекомендаций, для советов в отношении будущих профессий. Тип акцентуации

указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть

факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.