на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование личности в подростковом возрасте

характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним

вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт

определенного типа характера. Занимаемое положение обычно соответствует

способностям и возможностям.

Скрытая акцентуация. В обычных, привычных условиях черты определенного

типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.

2.2. Формирование самосознания и самооценки.

Один из самых важных моментов в развитии личности подростка

формирование у него самосознания , потребности осознать себя как личность.

У подростка возникает интерес к себе , своей внутренней жизни, качествам

собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлением себя с

другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя стремится познать

сильные и слабые стороны своей личности. Потребность в самосознании

возникает в жизни, практической деятельности, определяется растущими

требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность

оценивать свои возможности, для того, чтобы найти свое место в коллективе.

На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем

других взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший

подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо

этого, начинает складываться тенденция самостоятельно анализировать и

оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает

достаточным умением правильно анализировать собственные личностные

проявления, то на этой основе порой возможны конфликты, порождаемые

противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его

реальным положением в коллективе, отношением, отношением к нему со стороны

взрослых и товарищей.

На основе развития самовоспитания роста требований к подростку, его

нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к

самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя

положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению

отрицательных черт, устранению недостатков. Однако сравнительно небольшой

жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что

самовоспитание подростка принимает наивные формы, для развития воли ребята

пытаются , например, перетерпеть боль, которую нарочно пытаются причинить

себе, Заставляют себя прекратить чтение какой – либо книги на самом

интересном месте, надолго задерживают дыхание. А некоторые заявляют, что

лучший способ развивать в себе волю - это никогда, никому, ни в чем не

уступать. Отсюда понятно, как необходимо воспитателям помочь подросткам

правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на

правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведения.

2.3. Формирование чувства взрослости.

Важная особенность подросткового возраста – формирование ценрального

новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда

подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым,

когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве

полноценного и равноправного участника этой жизни.

Сознание собственной взрослости возникают у подростка неслучайно. Он

замечает, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и

выносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости.

Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно

расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых,

например, своих родителей, а порой некоторых учителей. Наконец, подросток

чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно

большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая

свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убеждению, что они

уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые

относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью

подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и

несоответствием этому их реальных возможностей.

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и

известной независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их

обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или

кажущиеся) умалить их достоинства, принизить их взрослость. Подросток

добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважая их.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть

относительно независимыми от взрослых в наличии собственных взглядов и

суждений, и в подражании внешнему облику, и в манере поведения взрослых.

Отрицательное проявление чувства взрослости выражается в том, что подростки

склонны сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитет,

игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и

поступкам родителей, учителей.

Учителям надо иметь в виду, что чувство взрослости – это здоровое и

ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно не подавлять, а стараться

ввести в правильное русло. Взаимопонимание с подростками надо постепенно и

разумно перестраивать, признавая их права на относительно большую

независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в

известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене

руководства и контроля, так как подросток очень нуждается в твердом и

постоянном руководстве со стороны взрослых. Подростков нужно освобождать от

мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого

руководства – всего того, что в какой-то мере было бы оправдано по

отношению к дошкольнику или младшему школьнику. Надо отказаться от

злоупотребления тоном категоричных распоряжений и приказов,

безапелляционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требований

вообще, а об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляющих чувство

собственного достоинства, самоуважение подростка.

2.4. Социализация, и ее институты.

Слово «социализация» означает совокупность всех социальных и

психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему

знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве

полноправного члена общества.

Как меняются цели, методы и институты социализации в эпоху научно-

технической революции?

Следует отметить, что многие проблемы, кажущиеся нам уникальными и

сугубо современными, на самом деле информационные перегрузки, разнообразные

воспитательные воздействия.

Стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и

неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа.

Молодежи предстоит жить в обществе, отличном от того, в котором жили

родители. Поэтому свои воспитательные успехи они должны оценивать не по

тому, как им удалось передать молодежи свои знания и умения, сколько по

тому, сумели ли они их подготовить самостоятельно действовать и принимать

решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни

родителей.

Проблема эта является глобальной. Во всем мире социологи и экономисты

констатируют разрыв между стоимостью образования и недостаточной социальной

эффективностью.

Чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и

динамичном обществе, индивид должен обладать следующими качествами:

1) обладать устойчивым мировоззрением, нравственными

убеждениями;

2) должен обладать высокой психической лабильностью,

гибкостью, способность усваивать и перерабатывать новую

информацию и создавать нечто новое не только в

подростковом возрасте, но и в зрелом возрасте, когда

старше поколение привыкло обходиться старым багажом. Без

этого личность отстанет от хода истории и станет

тормозом общественного прогресса.

3) Воспитание в эпоху научно-технической революции должно

быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности,

творческой активности, ответственности.

О преодолении формализма в воспитании писали все классики педагогики и

психологии. Но для реализации этого принципа нужны определенные социальные

предпосылки.

Отношения старших и младших, родителей и детей всегда были отношениями

власти и зависимости, господства и подчинения. Идея иерархии заложена в

самой природе возрастных категорий и связанных с ними социальных

привилегиях, правах и обязанностях.

Общий дух социально-возрастных отношений любого общества – это плоть от

плоти отношения господства.

Выдающийся немецкий психолог Макс Вебер разработал типологию форм

лигитимного господства (узаконенного):

А) «Легальное господство», осуществляемое специально обученными людьми.

Б) «Традиционное господство», основанное на вере в святость правил,

порядков. Прообраз таких отношений – патриархальная семья.

В) «Харизматическое господство», основанное на признании за «учителем»,

«вождем» только ему присущих способностей требует безоговорочного

подчинения, но уже в силу личной привязанности. Такое лидерство характерно

для религиозных сект.

Хотя эти типы господства не встречаются в чистом виде, каждый из них по-

своему определяет формы социализации – формальное обучение, иерархические

отношения между учителем и учеником.

В основе педагогики сотрудничества лежит принцип социального равенства.

Это предполагает преодоление некоторых стереотипов сознания.

Чтобы координировать усилия социальных институтов, надо четко

представлять себе тенденции и развитие каждого.

Подросток и сверстники. С переходом ребенка в среднюю школу, его связи

с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и

усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими

школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка

невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его

жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем

взаимоотношения. Подросток хочет заслужить уважение и признание

сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет

ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он

сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.

Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития

личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче

и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт

социального общения, практику жизни в коллективе.

Существует несколько типов подростковых групп. Одни отличаются

однополым составом, наличием постоянного лидера, с довольно жестко

фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической

лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание

другими). В этих группах есть такие роли как «лидер», «адъютант лидера»-

физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого

лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять

место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа

обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения

сверстников из других групп. Состав группы довольно стабилен, прием новых

членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к

группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к

внутригрупповому символизму – условные знаки, свои клички, свои обряды.

Подобные группы чаще образуются из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей,

отсутствие постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы

минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований, необходимых

для входа в нее.

Также существуют и промежуточные, и иные типы промежуточных групп.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.