на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование личности в подростковом возрасте

системы воспитания подрастающего поколения.

Средства массовой коммуникации, внешкольные учреждения, расширяя

диапазон знаний учащихся, составляют конкуренцию школе. С их помощью

«совокупные взрослые» воспитывают «совокупных детей», так как программы

планируются и контролируются. Если передачи объективны, они невольно

способствуют приобщению детей к той стороне жизни, от которой взрослые

хотели бы их уберечь. Само название «средства массовой коммуникации»

содержит проблему. Пока поток информации был официальным и однонаправленным

– пресса, радио, телевидение информировали население о решениях, принятых

кем-либо, о событиях, происшедших в мире. Это – работа средств массовой

информации. В настоящее время больше внимания уделяется образованию связи,

реакции публики на увиденное и услышанное. Тем самым, передача информации

превращается в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.

Бессмысленно спрашивать какой из каналов социализации важнее – семья,

сверстники, школа, средства массовой коммуникации? Тем более существуют

соседские отношения, трудовые коллективы.

Чтобы координировать усилия, надо знать, в чем они принципиально

заменяемы, в чем – уникальны. Однако не один институт нельзя в отдельности

считать ответственным за учебно-воспитательный процесс, за его конечный

результат.

Глава III. Исследование личностных особенностей подростков.

1. Выявление типа темперамента.

В основе разработки методики лежит факт повторения набора сходных

общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл,

Айзенк, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант),

классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и

шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное

направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.

В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант),

шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и

рекомендации по коррекции.

Этапы работы:

1. Проведение теста Айзенка.

2. Обсчёт результатов.

3. Градация результатов по таблице типов.

4. Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5.

Инструкция (для психолога): «На предлагаемые вопросы испытуемый должен

отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный

лист под соответствующим номером».

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чём-нибудь просят?

4. Бывает ли так, что ты раздражён чем-нибудь?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-либо?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было

настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты сказать о себе, что ты веселый,

живой человек?

12. Ты когда – нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? ( Если же, наоборот,

склонен к неторопливости, ответь «нет»)

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не

произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию

сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины ( физические нагрузки)

сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с

кемнибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в

неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32. Любишь ли ты иногда хвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество

незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в кассе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не

задерживаясь особенно на обдумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем

веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли т совершенно уверен, что сможешь справиться с делом,

которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда поздно что-нибудь исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным

без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от

оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-

нибудь не подумав?

Ключ

1. Экстраверсия (Э)

«Да»: 1,3.9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57.

«нет»: 6,33,51,55,59.

2.Нейротизм (Н):

«Да»:

2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60.

3.«Ложь»:

«да»: 8,16,24,28,36,44.

«нет»: 4,12,20,32,40,48.

Нормативы для подростков 12-17 лет для отнесения их к определенному

типу темперамента (таб.1.1.) : экстраверсия (Э) - 11-14 баллов, «ложь» - 4-

5 баллов, нейротизм(Н) – 10-15 баллов.

Таблица 1. 1

Тип темперамента

|№ |Данные по тесту Айзенка |№ |Данные по тесту Айзенка |

|п/п | |п/п | |

| |Э, баллы |Н, баллы | |Э, баллы |Н, баллы |

|1 |0 – 4 |0 – 4 |17 |16 – 20 |4 – 8 |

|2 |20 – 24 |0 – 4 |18 |4 – 8 |16 – 20 |

|3 |20 – 24 |20 – 24 |19 |4 – 8 |4 – 8 |

|4 |0 – 4 |20 – 24 |20 |16 – 20 |16 – 20 |

|5 |0 – 4 |4 – 8 |21 |12 – 16 |8 – 12 |

|6 |0 – 4 |16 – 20 |22 |8 – 12 |8 – 12 |

|7 |0 – 4 |8 – 16 |23 |16 – 20 |8 – 12 |

|8 |4 – 8 |0 – 4 |24 |12 – 16 |4 – 8 |

|9 |8 – 16 |0 – 4 |25 |8 – 12 |4 – 8 |

|10 |16 – 20 |0 – 4 |26 |4 – 8 |8 – 12 |

|11 |20 – 24 |4 – 8 |27 |4 – 8 |12 – 16 |

|12 |20 – 24 |8 – 16 |28 |8 – 12 |16 – 20 |

|13 |20 – 24 |16 – 20 |29 |12 – 16 |16 – 20 |

|14 |16 – 20 |20 – 24 |30 |16 – 20 |12 – 16 |

|15 |8 – 16 |20 – 24 |31 |8 – 12 |12 – 16 |

|16 |4 – 8 |20 – 24 |32 |12 – 16 |12 – 16 |

ТИП № 1

Э: 0-4; Н; 0-4

Характерологические проявления. Безмятежный, мирный, невозмутимый. В

группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему

предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь

спокойная. Терпелив. Хладнокровен.

Пути коррекции. Воспитателей беспокоят мало, а значит всегда страдают

от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе –

повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному

человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа

работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.

ТИП № 2

Э: 20-24: Н: 0-4

Характерологические проявления. Радостный, общительный, разговорчивый.

Любит быть на виду. Оптимист верит в успех. Поверхностен. Легко прощает

обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну.

Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив.

Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро

остывает).

Пути коррекции. Поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и

склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости,

дисциплине, организованности (например, предлагая оригинальные задания).

Рекомендуется помочь организовать время (кружковой работой, участием в

экспедициях и т.д.)

ТИП № 3

Э:20-24; Н: 20-24

Характерологические проявления. Активный, имеет хорошо развитые,

бойцовские качества. Насмешлив. Стремиться общаться со всеми «на равных».

Очень честолюбив. В случае не согласия с позицией более старшего принимает

активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.

Пути коррекции. Основная тактика - подчеркнутое уважение.

Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном

тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не

следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы

позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на

проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения.

Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских

способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные

достижения и т.п.).

ТИП № 4

Э: 0-4; 20-24

Характерологические проявления. Тип не спокойный, настороженный,

неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смешенные оценки

и самооценки. Высоко ранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия

замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к

философии. Легко драматизирует ситуацию.

Пути коррекции. Стремительно поддерживать. Оградить от насмешек.

Выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной

деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения

строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему

субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с

людьми доброжелательно- энергичными.

ТИП № 5

Э: 0-4; Н: 4-8

Характерологические проявления. Созерцателен, спокоен. Имеет низкий

уровень заинтересованности в реальной жизни, а значит и низкие достижения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.