на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Повышение квалификации

Практические:

а) Для оценки эффективности выдвинутых в ходе исследования положений

проводились эксперементальные занятия во 22 классе школы №1. Занятия

проводились один учебный год 1998-1999гг.

б) анализ полученных результатов, рекомендации психолога.

Структура работы отражает логику исследования.

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка

используемой литературы и приложения.

Глава 1.

Психолого-педагогические основы работы с одарёнными детьми.

1. Специфика работы с одарёнными детьми.

В теоретическом плане российская психология имеет свои накопления в области

изучения одарённых детей (Теплов, Рубинштейн), но разработкой вопросов

обучения и воспитания незаурядных детей занимались мало. В основном эта

литература зарубежных авторов.

Интересным показался подход к самому термину –одарённые дети. Кого мы

можем так назвать? Где найти точное определение этого понятия? Выражение

«одарённые дети» употребляется весьма широко.

Например, Матюшкин А.М, Меде В, Гильбух Ю.З считают, что если ребёнок

обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях,

значительно превосходит сверстников, его могут назвать одарённым. Если у

ребёнка необыкновенно быстрый темп умственного развития и явные достижения

в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. Но можно

ли считать, что у этого ребёнка есть все предпосылки, чтобы со временем

стать одарённым взрослым?

Лейтес Н.С, Бурменская Г.В, Крутецкий В.А убеждены, что по отношению

ко многим детям этого сказать нельзя. Надёжно определить значение детских

свойств, выявить таких детей, у которых выдающиеся св-ва выступают

действительным залогом их будущих возможностей - сложнейшая проблема,

которая в психологической науке ещё весьма далека от решения. Поэтому слова

« одарённый ребёнок», « одарённые дети» следует употреблять с

осторожностью, отдавая себе отчёт в их условности.

Анализ литературы показал, что под одарённостью следует понимать более

высокую, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость

к учению и более выраженные творческие проявления.

Понятие одарённость происходит от слова « дар» и означает особо

благоприятные внутренние предпосылки развития.

Возникает вопрос, в каких семьях рождаются одарённые дети?

Американские учёные считают, что одарённый ребёнок может родиться в любой

семье, в которой родители обладают полноценным здоровьем, независимо от

культурного уровня. В какой мере будут реализованы задатки, какого уровня

способности сформируются на их базе, зависит от культурно-педагогических

факторов.

На уроке, как считают Богоявленская Д.Б, Голубева Э.А, основная

проблема - оптимально загрузить умственные способности, обеспечить

безостановочное движение вперёд, поэтому необходимо разнообразить

программу с учётом потребностей высоко одарённых детей.

Для создания программы необходимо знать: какими чертами обладают

одарённые дети?

Бабаева Ю.Д, Лейтес Н.С, Марютина Т.М, Мелик-Пашаев А.А в основном

выделяют 3 основные черты:

1. Познавательная потребность.

а) активность- ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую

информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать.

б) потребность в самом процессе умственной деятельности

в) удовольствие от умственного напряжения

2. Интеллект.

Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.

а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных

устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

б) сформированность навыков логического мышления, стремление к

рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.

в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций

3. Креативность( творческость)

а) особый склад ума

б) установка на творческое выполнение задания

в) развитость творческого мышления и воображения

2. Выявление и работа с одарёнными детьми.

Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа

школьного психолога и учителя. Существует большое количество

психологических тестов для выявления различных видов одарённости:

-психомоторной

-интеллектуальной

-творческой

- в сфере общения

В дальнейшем будет проанализирована литература по творческой одарённости

детей.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств,

способствующих становлению способности к творчеству. Это способность

порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем,

быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко

разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем

способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов

Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К.

Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления.(

Голлах, Коган, Джаксон и Мессик, Гилфорд, Торранс).

Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных

зарубежными и отечественными психологами:

1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и

оригинальность.

2. Перечислить последствия гипотетической ситуации:

Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом

языке.

3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое

слово начинается с заданной буквы. (В М С К)

4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для

общеупотребительных слов ( книга).

5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь

определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник,

полукруг).

6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить

это в изображение различных предметов.

7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном,

малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых

предметов в сложном рисунке.

8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить

заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.

9. Закончи начатую сказку.

Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом

основании можно судить о творческих способностях ребёнка.

При разработке индивидуальной программы встаёт вопрос о выявлении

детей со способностями к литературному творчеству. Учитель, вводящий

ребёнка в художественное творчество, должен уметь определить, обладает ли

он теми психологическими предпосылками, которые необходимы для создания

художественного образа.

О готовности ребёнка к введению в художественное творчество

свидетельствуют некоторые качества его игрового поведения, которые могут

выступать, как своеобразные индикаторы и вполне доступны наблюдению

внимательного взрослого.

Можно выделить пять качеств, важных для дальнейшего художественного

развития, они возникают в процессе сюжетно-ролевой игры.

Что же это за качества ?

1. Лёгкость принятия роли в сюжетно-ролевой игре и обращение к

выразительным средствам в ролевом поведении ( мимика, пантомимика).

2. Способность придумать, что должно случиться с игровым персонажем, т.е.

способность к игровому сюжетосложению.

3. Планирование последующих игровых действий, согласование их с

партнёром, что свидетельствует о наличии замысла.

4. Словесное замещение предметных игровых действий.

5. Попытки выразить отношение к игровому персонажу.

Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно с помощью этих

свойств индикаторов составить себе представление о том, насколько готов

ребёнок к творческой работе, к тому, чтобы стать автором. Предпосылки

могут никогда не стать способностями, если не помочь ребёнку пересечь

границу между игрой и искусством, если не создать определённых

педагогических условий.

Педагогу необходимо быть хорошим наблюдателем и психологом для

выявления творчески одарённых детей. Существует большое количество форм

работы с одарёнными в литературном плане детьми с целью развития их

творчества, неординарности мышления, развития их речи.

При работе с одарёнными детьми:

. Прежде делается акцент на формирование умения учиться. Регулярно

предоставляется возможность выступать в роли учителя.

. Используется большое количество творческих заданий, ролевых

тренингов, дискуссий.

. Исключается давление учителя, на занятии- свободное общение.

. Учёба должна приносить ребёнку удовольствие

. Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания

ребёнка работать самостоятельно.

. Поощрение настойчивости, активности.

. Не снижать самооценку ученика

. Ребёнку необходимо осознавать общественную значимость проблемы.

. Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ,

доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше

практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.

Меняется и сам преподаватель, который работает с этими детьми.

При работе с одарёнными детьми преподаватель чаще спрашивает мнение самих

детей, меньше объясняет, больше слушает.

Учитель всегда поможет и поддержит, если это необходимо. На занятии

создаётся эмоционально- безопасная атмосфера, уважается личность ученика,

его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога.

Вывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать

их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть

приёмами работы с ними.

Глава 2

Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества одарённых

детей.

2.1 Педагогические идеи, цели программы.

1. От практики к теории и опять к практике.

Задача программы - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на

этой основе повысить речевую культуру, развить умение общаться. Это

требует введения элементарных речеведческих понятий о том, для чего нужна

речь, что такое текст, как строятся тексты. Основу программы составляют

коммуникативные умения. Дети учатся слушать, говорить, сочинять. Одной из

основных целей программы является развитие устной и письменной речи

детей. Наилучшим образом служит развитию речи – естественность

высказываний детей, обусловленность устной и письменной речи внутренними

побуждениями детей, когда речь отвечает своему жизненному назначению, а

именно общению.

2.Культура речевого поведения. На уроках развивается чувство уместности

высказывания, внимание к той стороне речи, которая связана с добрым,

уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи.

3. Развитие творческого воображения и литературно- творческих способностей.

Воображение-это психический процесс, при котором создаются новые

образы, путём переработки материала, а ведь это начало мыслительной

деятельности. Воображение: пассивное, активное, творческое.

В ходе творческого воображения, человек создаёт самостоятельно образы

и идеи. Ребёнок будет способен создать образ, если он кроме эстетической

позиции, обладает развитым воображением, которому эта позиция придаёт

определённую направленность.

Сила художественного воображения, во-первых, в его произвольности, во-

вторых, в достаточно богатом запасе впечатлений от окружающего, в-третьих,

в свободном и гибком обращении с этим запасом впечатлений, в-четвёртых, в

подчинённости эстетической позиции.

На уроках должно быть как можно меньше всякого рода запретов - больше

свободы, фантазии, чтобы ребёнку хотелось сказать о чём-то своём и по-

своему. Он на практике поймёт, что с помощью родного языка можно " творить

чудеса".

Детей надо так учить, чтобы им было интересно. На основе анализа различных

произведений по стилю, по жанру, по типу учащиеся выявляют их особенности,

признаки, что помогает им в дальнейшем создавать свои произведения. Это

требует творчества и от детей, и от учителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.