| |материал могут находить и сами дети.|2.Какие бывают рассказы? |3.Пришвин М.М | |
| | |3.Рассказы о природе. |Медведь. | |
| |Большое внимание уделяется чтению |4.Рассказы о людях. |4.Бианки В. | |
| |произведений, работе над |5.Весёлые рассказы. |Снежная книга. | |
| |выразительностью, разбору чувств, |6.Пополняем наш словарик. |5.Толстой Л. Н. | |
| |которые возникли при прочтении |7.Играем рассказ. |Рассказы. | |
| |произведения. |8.Что такое |6.Житков Б.С. | |
| |Работа над средствами |корректирование? |Рассказы. | |
| |выразительности. Можно использовать |9.Пишем рассказы. |7.Соколов-Микито| |
| |в работе составление словарей | |в И. С. | |
| |иностранных слов, антонимов, | |Русский лес. | |
| |синонимов, которые встречаются в | |8.Успенский Э.Н.| |
| |рассказах. | | | |
| |Инсценирование рассказов | |Школа клоунов. | |
| |(распределение ролей осуществляют | |9.Драгунский | |
| |сами дети). Это помогает ребёнку | |В.Ю. | |
| |вжиться в роль персонажа, понять его| |Денискины | |
| |чувства. Инсценирование помогает | |рассказы. | |
| |детям раскрепоститься, раскрыть | |10.Носов Н | |
| |себя. Театр открывает простор для | |Фантазёры. | |
| |самовыражения человека. | |11.Осеева В.А. | |
| |Сочинение рассказа (устно). | |Рассказы. | |
| |Запись своих рассказов с | | | |
| |иллюстрациями. | | | |
| |Для учителя важно познать, | | | |
| |почувствовать внутренний мир | | | |
| |ребёнка, раскрыть его духовные силы,| | | |
| |дать им простор и направление. | | | |
| |Учитель тактично и умело направляет | | | |
| |процесс детского литературного | | | |
| |творчества, создавая для него | | | |
| |наиболее благоприятные условия. | | | |
| |Учителю необходимо вникать и в | | | |
| |детали выражения впечатлений, | | | |
| |чувств, мыслей детей. | | | |
|8.Знакомство с | | | | |
|речевыми | | | | |
|произведениями | | | | |
|малых форм. | | | | |
|а) Загадки. |Это важный жанр детской литературы, |1.Страна загадок. |1.Народные |8 |
| |овладение которым способствует |2.Конкурс загадок. |загадки. |часов |
| |умственному развитию ребёнка. Играя |3.Наблюдаем, сравниваем. |2.Тридцать три | |
| |в загадки, ребёнок как бы сдаёт |4.Народные загадки |Егорки. | |
| |экзамен на знание и |Авторские загадки. |3.Старинные | |
| |сообразительность. Хорошо ли он |Загадки с подсказкой. |русские загадки.| |
| |познакомился с окружающим миром? |Придумываем свои загадки. | | |
| |Знает ли он признаки, качества, | |4.МаршакС.Я. | |
| |свойства предметов и явлений? | |Загадки. | |
| |Знание загадок не только развивает | |5.Саша Чёрный | |
| |память, но и воспитывает поэтическое| |Загадки. | |
| |чувство, подготавливает ребёнка к | |6.Чуковский К.И.| |
| |восприятию литературы. | | | |
| |В процессе знакомства с народными и | |Скрюченная | |
| |авторскими загадками дети сравнивают| |песня. | |
| |их, находят общее и различия. Делают| |7.Чичинадзе Гиви| |
| |вывод, что иногда по части мы можем | | | |
| |узнать целое, на этом принципе | |Правда ли? | |
| |построены загадки. Иногда в основе | |8.Благинина Е. | |
| |лежит сходство и различие предметов.| |Загадки. | |
| | | | | |
| |Дети замечают, что автор в загадке | | | |
| |часто использует подсказку- рифму. | | | |
| |Срифмовав свою догадку с предыдущей | | | |
| |строчкой, ребёнок легко находит | | | |
| |ответ. Игра в отгадывание предмета | | | |
| |превращается в новую игру- | | | |
| |отгадывание рифмы. | | | |
| |Важно, чтобы дети читая загадки были| | | |
| |внимательны к любой мелочи, детали, | | | |
| |не искали очевидных сходств и | | | |
| |различий, а были более | | | |
| |наблюдательны. | | | |
|б) Скороговорки.| | | | |
| |Это весёлая и безобидная игра в |1.Очень быстро говорим. |1.Старинные |8 |
| |быстрое, чёткое повторение |2.Из чего «сделана» |русские |часов |
| |труднопроизносимых стишков и фраз. |скороговорка? |пословицы и | |
| |На занятиях наблюдая за разными |3.Наши выдумки. |поговорки. | |
| |скороговорками дети пытаются понять | |2.Хармс Д | |
| |принцип их составления. | |Иван Топорышкин.| |
| |Выводы детей: | | | |
| |Повторяются одинаковые согласные. | |3.Токмакова И. | |
| |Зеркальное повторение двух почти | |Простуда | |
| |одинаковых слов (Архип осип, Осип | |кашалота. | |
| |охрип). | |4.Витез Григор | |
| |Есть скороговорки, где надо быстро | |Петух Будидень и| |
| |произнести слово, которое состоит из| |ленивый Радо. | |
| |нескольких слов или одного корня и | |5.Бородицкая М. | |
| |нескольких приставок и суффиксов. На| |Птичьи | |
| |занятиях учитель обращает внимание | |скороговорки. | |
| |на смысловые оттенки языка, его | | | |
| |структурные единицы. Учитель | | | |
| |помогает ребёнку осмыслить ситуацию | | | |
| |в скороговорке. Обращает внимание на| | | |
| |сложную ритмику скороговорки: каждый| | | |
| |звук, звукосочетание и слово | | | |
| |подчиняются ритму и создают ритм. | | | |
| |Почти любую скороговорку можно | | | |
| |записать как двустишие или | | | |
| |четверостишие. Принцип скороговорки | | | |
| |составляет глубинный закон поэзии. | | | |
| |Большой интерес вызывает у детей | | | |
| |самостоятельное составление | | | |
| |скороговорок, которые потом | | | |
| |используются учителем на уроках | | | |
| |чтения. | | | |
|в) Пословицы и |Работа с пословицами и поговорками |1.Народная мудрость- |1.Панин И.М. |7 часов |
|поговорки. |не только расширяет кругозор детей, |пословица. |Алёша собирает | |
| |знакомит с народным творчеством, но |2.Сборник пословиц. |пословицы и | |
| |также развивает речь детей, |3.Так ли всё просто? |поговорки. | |
| |активизирует её. Часто, чтобы |(смысловой разбор пословиц|2. Русские | |
| |раскрыть смысл пословицы, ребёнок |и поговорок). |поговорки. | |
| |подбирает такие слова и обороты, |4.Рассказы на пословицы. |3.Пословицы и | |
| |которыми редко пользуется в |5.Пишем сочинение по |поговорки | |
| |повседневной жизни. Дети учатся |пословице. |(сборник). | |
| |понимать скрытый смысл в пословице, | | | |
| |объясняя не только её прямое, но и | | | |
| |переносное значение. Учатся видеть в| | | |
| |простых житейских ситуациях сходства| | | |
| |с той или иной пословицей. | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|