на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемы общения подростков и юношей

психологические подходы к проблеме общения предприняла Г.М. Андреева.

Характеризуя общение, она выделила в нем три взаимосвязанные стороны:

коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную

(организация взаимодействия общающихся) и перцептивную (процесс восприятия

друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания).

Анализ исследований психологов приводит к выводу о том, что независимо

от того, признает это сам исследователь или нет, но фактически почти все

исследования общения ориентированы на одно из вышеназванных теоретических

направлений.

Наряду с выше перечисленными авторами значение общения и его влияние

на развитие личности изучали такие советские психологи, как Б.Г. Ананьев и

В.Н. Мясищев.

Исследования Б.Г. Ананьева (1969) нацелены на глубокое и широкое

изучение общения, большое значение имеет осмысление уже сделанного в этой

области в прошлом, как в психологии, так и в смежных с нею науках.

Б.Г. Ананьев подчеркивает, особой и главной характеристикой общения

как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения

с другими людьми. Он пишет: «Поведение человека выступает не только как

сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью

опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое

взаимодействие с людьми в различных социальных структурах».

Рассматривая психологическое значение взаимодействия, осуществляемого

в форме общения, Б.Г. Ананьев неоднократно подчеркивает, что, являясь

обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов

деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается

условием, без которого невозможно познание ими действительности,

формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и

основанного на этом познание и эмоциональном отношении поведения в этой

действительности.

«Общение, - пишет он, - столь же социальное, сколь и индивидуальное

явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в

важнейшем средстве общения – языке, индивидуальным проявлением и механизмом

которого является речь. Пантомимика и жестикуляция, т.е. внеречевые формы

общения, становятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения

выполняет коммуникативную функцию».

Помимо речевых и неречевых средств общения, Б.Г. Ананьев выделяет и

внутреннюю сторону – познание участниками общения друг друга, межличностные

отношения, само регуляцию поступков человека с учетом полученного знания,

преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей (по А.А.

Бодалеву (1983)).

Б.Г. Ананьев четко показал значимость категории общения для общей,

возрастной и педагогической психологии, а также для психологии

индивидуальных различий.

В.Н. Мясищев также внес весомый вклад в разработку комплекса вопросов,

относящихся к психологии общения.

По мнению В.Н. Мясищева, связь отражения людьми друг друга в общении с

их взаимоотношениями очевидна. В общении выражаются отношения человека с их

различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным

характером. Способом или формой общения и отношения является обращение

человека с человеком.

Причины, определяющие наличие или отсутствие соответствия между

отношением и обращением у участников общения, В.Н. Мясищев видел не только

в личностных свойствах каждого из общающихся в отдельности, но и в

обстоятельствах общения и, в частности, в характере малой группы, которую и

образуют общающиеся люди.

считал, что взаимоотношение играет существенную роль в характере

процесса взаимодействия, и в свою очередь, представляет результат

взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе

взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения.

А также, В.Н. Мясищев отмечал, что общение может воздействовать на те

или иные характеристики психических процессов, психических состояний и

свойств человека, существенно изменять и перестраивать (по А.А. Бодалеву,

(1983)).

Работы В.Н. Мясищева в основном были в области общей психологии, но

некоторые его работы были разработаны с точки зрения медицинской

психологии.

Общение играет важную роль в формировании личности. Но личность, как

мы знаем, на разных этапах развития развивается по-разному. Таким образом,

следующим этапом в нашей работе будет анализ развития личности в

подростковом и юношеском возрасте с учетом, что общение является ведущим

видом деятельности.

1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА.

Психология юношеского возраста – один из старейших разделов возрастной

психологии (сегодня ее более точно называют психологией развития), Л.С.

Вяготский в конце 1920-х годов, справедливо заметил, что общих теорий в ней

гораздо больше, чем твердо установленных фактов, как в зарубежной, так и в

советской психологии.

Наряду с различными зарубежными теориями и концепциями, которые

рассматривали старшего подростка и юношу такими, как биогенетическая теория

Стэнли Холл (1884-1923), Арнольд Гезелл (1880-1961); концепция

персонологической (личностной) ориентации Эдуард Шпрангер (1882-1963),

Шарлотта Бюлер (1893-1982); Жан Пиаже (1896-1980) - специфика юношеского

мышления; психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939); неофрейдизм Эрик Эриксон

(1902-1982), важный вклад в понимание юношеской психологии внес

представитель гештальпсихологии Курт Левин (1890-1947). Он исходил из

того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности,

с другой – окружающей ее среды. Свойства личности и свойства среды

взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти

общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и

благодаря им индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и

средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим

пространством.

Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение

жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа

людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка, юноши

определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его

положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит

полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и

жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние

противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость

и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки

зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия

между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани.

Поэтому степень «подростковости поведения» никогда не бывает одинаковой.

Достоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает

юность, как социально-психологическое явление, связывая психическое

развитие личности с изменением его социального положения. Однако, ставя

жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения,

микросреды, Левин оставляет в тени его обще социальные детерминанты. Он не

уточняет также возрастных граней периода маргинальности, в частности

различий между подростком и юношей, и индивидуально-психологических

вариаций процесса развития. Между тем неопределенность возрастного статуса

далеко не всегда означает также неопределенность уровня притязаний и

ценностных ориентаций. Эмпирическая проверка теории Левина английским

психологом Джоном Бамбаром (1973) показала, что понятие юношеской

маргинальности слишком расплывчато и не объясняет конкретных вариаций,

психики и поведения подростков и юношей.

Левин и другие представители социально-психологической ориентации

связывают юношескую маргинальность с особенностями социального статуса.

Альтернативные теории подросткового и юношеского возраста анализируют

разные стороны развития – физическое созревание, умственное развитие,

формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные

процессы и т.л. рассматривались и в советской психологии.

Советскими психологами подробно изучались и описывались закономерности

полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и

содержание внутреннего мира подростков и юношей. Этим занимались такие

советские психологи как Выготский Л.С. (1889-1960), Божовик Л.И. (1908-

1981), Леонтьев А.Н. (1093-1979), Эльконин Д.Б. (1904-1984) и др.

Эльконин Д.Б. (1971) рассматривал подростковый и юношеский возраст с

позиции культурно-исторической теории и провел их психологический анализ.

Эльконин называет период от 11 до 17 лет «подростковым», подразделяя

его на две фазы. Ведущей деятельностью 11-15 летних (средний школьный

возраст) Эльконин считает общение в системе общественно полезной

деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как

общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Внутри

этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в

зависимости от различных задач и требований жизни, способностью

ориентироваться в личных особенностях в качествах других людей,

способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. У 15-17

летних (старший школьный возраст) ведущей становится учебно-

профессиональная деятельность (хотя общение по-прежнему остается ведущим),

благодаря которой у старшеклассников формируются определенные

познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских

умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные

идеалы, самосознание.

Эта периодизация нормативна и выражает, прежде всего, ведомственную

точку зрения школы, описывая то, чем должен заниматься старшеклассник.

Внутренний мир личности, ее свобода, внешкольная деятельность, инициатива

(а не только умение «подчиняться нормам»), дружба, любовь выпадают из нее

как нечто несущественное, второстепенное, хотя, вышеперечисленное является

очень значимым в этом возрасте и влияет на дальнейшее развитие личности.

Анализ психологических трудов, которые мы по праву относим к числу

классических, дал нам возможность нарисовать «общий портрет»

старшеклассника. Но, с учетом НТР, изменилась социальная ситуация, которая,

в свою очередь, изменила интересы, идеалы и саму личность сегодняшнего

старшеклассника.

Таким образом, анализ литературы, посвященный общению в подростковом и

юношеском возрасте с позиции зарубежных и советских исследователей.

Из зарубежных авторов мы остановимся на представителях

гештальпсихологии Курте Левине (1890-1947).

Достоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает

юность, как социально-психологическое явление, связывая психическое

развитие личности с изменением его социального положения (что неотъемлемо

связано с общением). Однако, ставя жизненный мир ребенка в зависимость от

его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его

обще социальные детерминанты. Неопределенность возрастного статуса далеко

не всегда означает также неопределенность уровня притязаний и ценностных

ориентаций (также неразрывно связанных с общением).

Что касается точки зрения представителя советской психологии – Д.Б.

Эльконина, то общение включено в систему общественно-полезной деятельности.

Внутри этой деятельности происходит овладевание способностью строить

отношения и развиваться.

Но, наряду с этим, внутренний мир личности, внешкольная деятельность,

дружба, любовь выпадают, в данной концепции, как нечто несущественное.

В дальнейшем рассматриваемая нами литература будет посвящена конкретно

общению в подростковом и юношеском возрасте.

1.3. ОБЩЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Поиск понимания в общении.

Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках, как о

людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.