на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемы общения подростков и юношей

полученные самооценки, можно сделать вывод об уровне развития у учащихся

оценочных отношений.

Далее следует обработка результатов, цель которых – получение

самооценок и оценок идеального собеседника.

Если учащиеся, отвечая на вопрос «Какими качествами личности должен

обладать идеальный собеседник и вы лично?», называют слишком много качеств,

их можно сгруппировать по списку таким образом, чтобы в одной подгруппе

оказались качества личности, как отзывчивость, чуткость, внимательность,

способность понимать других людей, проявлять заботу о них. В другую

подгруппу, представляющую иную совокупность личностных достоинств, включить

такие качества, как доброта, душевность, дружелюбие, сердечность,

человечность; в третью – воспитанность, культура, вежливость,

интеллигентность, тактичность, деликатность, любезность.

Результаты были обработаны и были внесены в таблицу, а также оформлены

графически.

Методика коммуникативная дистанция (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани, Ю.Я.

Рыжонкина, 1985).

Структура общения может быть представлена тремя взаимозависимыми

сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная

сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Существующие точки зрения на коммуникацию, как на обмен информацией

подразумевают, что прием и передача информации – единый, неразрывный

процесс, являющийся единицей коммуникативного акта. На наш взгляд, для

оценки качественной стороны общения необходимо расчленение единого

коммуникативного акта на процессы – приема и передачи информации, что

позволит выяснить вклад в общение каждого из партеров.

Несмотря на большое число методов исследование взаимоотношений,

ощущается недостаток в средствах изучения процессов приема и передачи

информации во время общения. Нашей задачей было найти и апробировать такой

метод анализа неформальных коммуникаций, который позволял бы выяснить, кто

из участников общения играет роль коммуникатора и реципиента.

Методика. Испытуемому предлагалось оценить:

родителей;

учителей;

одноклассников;

друзей вне школы,

как партнеров по общению при помощи «техники прямого шкалирования». В

качестве тестового материала использовались две точки, расположенные на

расстоянии 100 мм одна от другой, расстояние не сообщалось и не было

предварительно проградуировано. Испытуемый должен был оценить интенсивность

общения, проводя линию нужной ему длины от одной точки к другой. Такой

прием дает возможность испытуемому установить «коммуникативную дистанцию»

между собой и партнерами, не перекодируя своего отношения в цифры и баллы.

Для решения задачи расчленения коммуникативного акта на процессы приема и

передачи информации испытуемому предлагалось дать два независимых

графических ответа для каждого партнера по общению (родителей, учителей,

одноклассников, друзей вне школы), в первом случае оценивая коммуникацию с

точки зрения коммуникатора, во втором – реципиента.

1. В жизни вам постоянно приходится общаться друг с другом,

обмениваясь информацией. При этом каждый из вас испытывает потребность, как

высказаться самому, так и выслушать другого. Эти потребности выражены

неодинаково даже по отношению к одному и тому же человеку (или группе

людей), тем более к различным людям.

Перед вами две точки. Представьте себе, что в левой точке находитесь

вы сами, а в правой – ваши родители, учителя, одноклассники, друзья вне

школы. Расстояние между точками символизирует исходную дистанцию между

вами. У вас возникло желание высказаться, высказать свое мнение, свою точку

зрения, оказать информационное влияние на партнера (- ов). Насколько вы

хотели бы «подойти», «приблизиться» для этого к нему (к ним)?

Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проведя линию

от себя к нему. Для этого поставьте карандаш (ручку) в левую точку и с

удобной для вас скоростью проведите отрезок прямой линии в сторону точки с

указанием партнера (родителям, учителям, одноклассникам, друзьям вне

школы), считая, что чем длиннее линия, тем больше вы заинтересованы в

передаче ему (им) информации.

2. Перед вами те же две точки. Представьте себе, что вы хотели бы

выслушать мнение, точку зрения, интересную для вас информацию от родителей,

учителей, одноклассников, друзей вне школы. Насколько вы хотели бы

«подпустить», «приблизить» его (их) к себе? Выразите свое желание в виде

отрезка определенной длины, проведя линию от него к себе. Для этого

поставьте карандаш (ручку) в правую точку с указанием партнера (-ов) и, не

спеша, проведите прямую линию в сторону точки «я», считая, что чем длиннее

линия, тем больше вы заинтересованы в получении информации.

Полученные результаты были обработаны и выявлены различия среди

учащихся 11-ых классов русской средней школы №4 города Кишинева и у

учащихся русской средней школы №14 города Кишинева.

Проективное сочинение. « Мое свободное время».

Такое сочинение представляет собой, вид проектных методик – учащимся

предлагалось написать небольшое сочинение, в котором они должны были

описать, как они проводят свое свободное от уроков время. Цель данной

методики – анализ продуктов деятельности (сочинение и есть такой продукт) и

самой проекции его интересов, желаний, влечений и т.д.

При этом мы исходим из того, что, работая над сочинением в

соответствии с предложенным нами планом, подростки должны мотивировать свое

отношение к различным способам проведения своего свободного времени, то

есть привести собственные мотировки своего поведения и деятельности.

Единицей счета в содержательном анализе сочинений подростков является

«суждение, выражающее закономерную мысль или чувство (Л. Петровская, 1991).

Проведение этой методики позволит в определенной степени дополнить

результаты анкетирования (продолжающее данную тему), и получить информацию

о внеучебных интересах наших испытуемых.

Анкета «Свободное время» (Г.Ф. Черенкова, 1990 год).

Исследование содержательного аспекта мотивации различных форм общения

подростков в свободное от обязательных занятий время целесообразно

проводить при помощи специально разработанной анкеты. Вопросы направлены на

выявление объекта, структуры и содержания свободного от обязательных

занятий (т.е. уроков) времени подростков, а также круга их общения.

Следует отметить, что сопоставление мотивировок подростков, полученных

методом сочинения, с данными письменного опроса поможет выяснить отношение

подростков к различным формам общения, что, в свою очередь, даст

возможность более адекватно оценить особенности развития и мотивационно-

потребностной сферы в зависимости от конкретных социальных условий

жизнедеятельности.

Анкета состоит из 8 вопросов. Первый вопрос позволяет выявить, чем

занимаются ребята в свободное время в будние дни и сколько примерно (в

часах). Второй и третий вопросы позволяют выявить, где обычно проводят свое

свободное время учащиеся в будние и выходные дни. Четвертый вопрос

позволяют выявить круг общения ребят. Пятый вопрос позволяют выявить, на

сколько ребята удовлетворены тем, чем занимаются в свободное время. Шестой

вопрос позволяют выяснить, где бы хотели учащиеся проводить свое свободное

время. Седьмой вопрос выявляет, с кем бы ребята хотели общаться. И восьмой

вопрос: чем бы хотели заняться ребята в свое свободное время (соотношение

желаний и возможностей)?

Полученные результаты в ходе проведения анкеты и соотношение их с

данными, полученными в ходе проведения проективного сочинения, позволяют

судить об интересах современных подростков и старших школьников с учетом

временных и социальных условий.

Проективное сочинение. «Современные молодежные организации».

Проективное сочинение, представляет собой особый вид проективных

методик для выявления необходимости у современных старшеклассников наличия

современных молодежных организаций, которые бы удовлетворяли их интересы и

потребности. А также, для более полной картины интересов и стремлений

современной молодежи. Цель данной методики – анализ продуктов деятельности

(сочинение и есть такой продукт) и самой проекции его интересов, желаний,

стремлений и влечений.

Проведение этой методики позволит в определенной степени дополнить

результаты анкетирования и уже одного сочинения и получить информацию об

интересах и потребностях наших испытуемых.

Исследования по выбранной нами программе, проводились в 6«А» классе,

8«А» классе, а также 11«Б» и 11«В» классах школы №14 города Кишинева. А

также, в 8«А» классе и в 11«Б» и 11«Э» классах школы №4 города Кишинева.

Что в свою очередь позволило провести сравнительный анализ полученных

результатов учащихся данных школ.

В нашем исследовании участвовало 114 учащихся школ №4 и №14 города

Кишинева.

2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Так как общение в подростковом и старшем школьном возрасте является

одним из основных видов деятельности, о чем свидетельствуют литературные

данные (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984), Эльконин Д.Б. (1978),

Кон И.С. (1989) и др.), нами была проведена анкета, по общим вопросам,

касающимся общения в данных возрастных периодах.

Анкета состоит из 15 вопросов, которые, в свою очередь, можно

подразделить на 3 категории (каждая из которых, включает по 5 вопросов):

I категория (1-5 вопросы) – посвящены общему представлению учащихся об

общении в 6, 8 и 11-х классов (таблица 1).

II категория (6-10 вопросы) – посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся

вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а

также, трудности, связанные с этим (таблица 2).

III категория (11-15 вопросы) – позволяют выяснить круг общения и

предпочтения (таблица 3).

Проанализируем полученные данные I категории вопросов, представленные

в таблице 1.

|№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |

|во|ответов. | |

|пр| | |

|ос| | |

|а | | |

| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |

| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |

| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |

| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

|1.|Да |16 |10 |11 |16 |17 |14 |13 |

| |Нет |1 |2 |1 |1 |- |- |1 |

| |Не очень |2 |- |1 |- |1 |- |- |

| |Не знаю |1 |1 |1 |- |4 |1 |- |

|2.|Друзья |14 |8 |14 |14 |15 |11 |7 |

| |Родители |9 |5 |3 |2 |9 |7 |7 |

| |Одноклассн|- |- |- |- |3 |2 |2 |

| |Со всеми |3 |2 |- |- |- |2 |- |

| |С прот. |- |2 |4 |1 |3 |2 |2 |

| |пол. | | | | | | | |

|3.|Узнавание |- |2 |5 |- |10 |2 |5 |

| |новостей | | | | | | | |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

| |Обмен |3 |- |2 |- |- |6 |3 |

| |информац. | | | | | | | |

| |Поддержка |7 |2 |2 |2 |- |3 |2 |

| |отношений | | | | | | | |

| |Получение |2 |4 |4 |5 |9 |- |2 |

| |удовольств| | | | | | | |

| |(развлечен| | | | | | | |

| |) | | | | | | | |

| |Не знаю |- |- |- |6 |- |- |- |

|4.|Разговор |7 |4 |8 |2 |8 |2 |4 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.